Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

В. А. Гуружапов

Как учить детей
понимать
изобразительное
искусство.

Очерки психологии порождения
смысла произведений
живописи и графики.

________

РИА «Мы и Мир»

МОСКВА 1999

2

Аннотация.

Книга В. А. Гуружапова, кандидата психологических наук, научного сотрудника Государственной Третьяковской галереи, посвящена психологическим аспектам введения детей в мир искусства. В ней обобщен многолетний опыт научно-исследовательской и практически-организационной работы автора в школе и художественном музее. Предназначается для родителей, педагогов, психологов, социологов, музейных работников.

ISBN 5-87044-022-X

Формат 84×1081/32. Объем 3,5 п. л. Тираж 1 000 экз. Заказ 3767.

РИА «Мы и Мир» и ЦТР МГП ВОС. ЛР № 050014 от 10.11.96 г.

Отпечатано на Книжной фабрике № 1. г. Электросталь.

Иллюстрации на обложке:

И. Левитан. Март (фрагмент).
В. Серов. Девочка с персиками (фрагмент).
М. Сарьян. Продавец лимонада (фрагмент).

3

Содержание.

Предисловие автора

Очерк 1 (вместо введения). Значения и смысл в понимании искусства.

Часть первая. Понимание искусства младшими школьниками

Очерк 2. Образы, представления и идеи в процессах восприятия и понимания искусства детьми.

Очерк 3. Восприятие искусства и изобразительная деятельность детей.

Очерк 4. Осознание ребенком себя как зрителя изобразительного искусства.

Очерк 5. «Наивный реализм» и другие подводные камни понимания искусства.

Очерк 6. Общение взрослых и малышей в художественном музее (Рекомендации для родителей).

Часть вторая. Понимание искусства подростками.

Очерк 7. Изменения в понимании образа человека в искусстве детьми при переходе от младшего школьного к подростковому возрасту.

Очерк 8. Особенности общих представлений подростков об изобразительном искусстве.

Очерк 9. Понимание искусства младшими подростками в ситуации коллективной дискуссии (для специалистов).

Очерк 10. “Зрительский отзыв” о картине (для специалистов и не только для них).

Очерк 11. Введение подростков в содержание мотивов русской пейзажной живописи (для специалистов и знатоков искусства.

Очерк 12 (вместо заключения). Некоторые проблемы развития понимания искусства детьми в современных условиях.

Послесловие автора.

4

Предисловие автора.

В данной книге понимание искусства будет рассматриваться как интерпретация и оценка содержания произведений живописи и графики. Это не единственный, но очень важный для практики эстетического воспитания аспект понимания искусства. На уроке в школе, экскурсии в музее, занятии в кружке, общении дома предметом взаимодействия педагога или родителей с детьми часто выступают именно интерпретация и оценка конкретных картин или рисунков.

В книге предпринята попытка проанализировать понимание искусства детьми младшего школьного (7—10 лет) и подросткового (11—15 лет) возраста на материале содержания произведений станковой живописи и графики, специально не предназначенных только для детского восприятия. Причем, рассматриваются только такие случаи, когда у юного зрителя есть достаточный запас представлений о действительности, необходимых для адекватного понимания содержания картин, а роль специальных знаний об искусстве незначительна или их влияние можно легко проконтролировать. При этом особое внимание было уделено действиям детей в момент объективации ими своих мыслей и переживаний, а также возникающим при этом драматическим коллизиям общения детей и взрослых.

Книга написана в форме отдельных очерков. Это отражает современную очень разнообразную и разнородную практику популяризации искусства и, одновременно, фрагментарность научного осмысления ее психологических основ. Вряд ли в ближайшем будущем возможно ожидать появления всеобъемлющей психологической теории закономерностей понимания искусства детьми. Но стремиться к этому надо, поскольку мы живем в век распространения массовой культуры и информационных технологий. Все сокровища мира могут “прийти” через глобальные информационные сети и иные каналы массового тиражирования культуры буквально к нам в дом. В этой ситуации маленькие зрители вдруг оказываются необычайно близки к искусству и одновременно далеки от него, поскольку такое общение с искусством обременено рядом условий, нарушающих естественную преемственность культуры. Поэтому для практики художественного образования и эстетического воспитания очень важным является учет законов собственно человеческого отношения к миру вещей и миру людей, в том числе закономерностей порождения смысла произведений. Данные очерки предназначены для широкого круга читателей: родителей, педагогов, психологов, социологов, работников художественных музеев. Каждый очерк состоит из трех частей: описания конкретной ситуации общения

5

детей с искусством, психологического анализа ситуации и комментариев для специалистов. Читатели, которые интересуются больше практической стороной дела, могут вполне ограничиться знакомством с ситуацией и ее анализом. Комментарии для специалистов представляют собой теоретическое обоснование анализа ситуации с точки зрения закономерностей порождения смысла произведений искусства. Они могут быть интересны тем читателям, которые профессионально занимаются вопросами психологии и педагогики художественного развития детей.

В процессе работы над книгой я остро ощущал многочисленные “потоки значений и смыслов”, в которых мелькали образы воспоминаний от общения с многими людьми по проблеме понимания искусства. Выражаю искреннюю благодарность всем моим коллегам, с которыми я сотрудничал и сотрудничаю в Государственной Третьяковской галерее, Психологическом институте Российской Академии образования, школе № 91 (г. Москва), в структурах Министерства образования и науки и Министерства культуры Республики Бурятия (г. Улан-Удэ). Особую признательность я хочу выразить Юрию Александровичу Полуянову, под чьим руководством я начинал научно-исследовательскую работу и который ввел меня в круг людей, объединенных идеями выдающегося ученого Василия Васильевича Давыдова.

6

Очерк 1 (вместо введения).
Значения и смысл в понимании
искусства.

Ситуация. Рассмотрим следующий пример. Двое младших школьников спорят о картине И. Грабаря «Мартовский снег» (1904. Государственная Третьяковская галерея). Одному она нравится потому, что «радостно, видно, как приходит весна, что скоро будет тепло». Другому картина совсем не нравится, так как по его мнению «картина нарисована небрежно, наляпана какими-то мазками». Почему так произошло?

Анализ ситуации. В повседневной жизни человек сталкивается с разнообразными произведениями искусства или вещами и явлениями, соприкасающимися с миром искусства. Одни из этих встреч почти не оставляют в сознании следов, другие наоборот запоминаются надолго и существенно влияют на становление художественных интересов и предпочтений. Не все зависит от содержания произведений. Бывает, что признанный шедевр не производит на зрителя впечатления, а какая-нибудь безделица вдруг поражает воображение. Нечаянно брошенная фраза вдруг определит отношение к целому ряду картин.

Дело в том, что человек воспринимает и оценивает вещь не изолировано, а в связях и отношениях с другими вещами и явлениями мира. Каждая из этих связей как бы высвечивает отдельные свойства вещи, которым можно придать определенные значения, выраженные в слове, в способе употребления вещи, в эмоциональном отношении к ней и т. д. Конкретизация значения, которую осуществляет человек, исходя из разнообразных обстоятельств своей жизни и деятельности, в данное время и данном месте, есть смысл вещи. Например, отдельная деталь картины может вызвать у зрителя бурю переживаний, связанных с воспоминанием событий давно минувших дней. В результате значение этой детали будет определять для зрителя смысл произведения в целом. В соответствии с этим он станет понимать содержание картины, даже наперекор общепринятому мнению.

За смыслом стоят определенные образы, представления и идеи, которые складываются у человека в процессе всей его жизни. Влияние отдельных образов, представлений и идей носит ограниченный случайный характер. Вместе с тем, есть такие их комбинации, которые

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/GKY/GKY-001.HTM