1 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ |
Факультет «Психология образования»
Кафедра «Возрастная психология»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание степени магистра
«Оценка матерью психического развития ребенка раннего возраста»
название ВКР
Направление | 030300.68 | Психология |
| (код) | (наименование направления) |
Магистерская программа | Практическая психология |
| (название магистерской программы) |
Руководитель магистерской программы | Обухова Л. Ф. |
Зав. выпускающей кафедрой | Обухова Л. Ф. |
Руководитель | Ланцбург М. Е. |
Студент | Дудина А. А. |
Москва, 2014
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертации.
Всестороннее изучение проблемы отношения родителя к ребенку имеет важнейшее значение для понимания механизмов формирования детской личности в целом, и самооценки ребенка в частности. Несмотря на важность данной проблематики, исследование самооценки ребенка начинается с дошкольного возраста (Орешкина М. Ю., 1999; Едиханова Ю. М., 2006; Дубровина М. В., 1994; Семенова Л. Э., 1999; Падурина Е. А., 2007 и др.). Учитывая, что личность ребенка начинает формироваться до трехлетнего возраста, научную ценность будут представлять работы, изучающие отношение близких взрослых к своим детям в периоде младенчества и раннего возраста.
Таким образом, актуальность настоящего исследования состоит в необходимости изучения отношения значимых взрослых к ребенку раннего возраста.
Цель исследования: выявить связь материнской оценки различных качеств ребенка с его возрастом и уровнем познавательного развития, а также эмоциональным состоянием матери.
Объект исследования: восприятие матерью ребенка раннего возраста.
Предмет исследования: оценка матерью различных качеств ребенка раннего возраста и уровень ее притязаний относительно этих качеств.
Гипотеза исследования: Оценка матерью актуального и желаемого уровня развития различных качеств ребенка зависит от возраста ребенка, уровня его познавательного развития и эмоционального состояния матери
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи.
1) Проанализировать научную психологическую литературу по теме развития детей раннего возраста и материнского отношения к ним.
32) Исследовать количественные характеристики материнского уровня притязаний, материнского уровня оценки ребенка, а также уровня познавательного развития ребенка и эмоционального состояния матери.
3) Сопоставить уровни материнских притязаний и материнской оценки ребенка с возрастом ребенка.
4) Сопоставить уровни материнских притязаний и материнской оценки ребенка с показателями познавательного развития ребенка.
5) Сопоставить уровни материнских притязаний и материнской оценки ребенка с эмоциональным состоянием матери.
6) Сделать выводы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: принцип системного изучения человека (Б. Ф. Ломов), принципы динамичности и преемственности возрастного развития (Л. C. Выготский, C. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев), работы М. И. Лисиной (М. И. Лисина, 1997) о роли раннего опыта материнско-детских взаимоотношений в развитии личности ребенка, опыт изучения проблемы самосознания и личности (Божович Л. И., 1968, Рубинштейн Л. С., 1976; Авдеева Н. Н., Сильвестру А. И, Смирнова Е. О., 1977 и др).
Методы исследования:
— теоретический анализ научной литературы по теме исследования;
— эмпирические методы: уровень познавательного развития детей раннего возраста определялся с помощью психолого-педагогической диагностика детей второго — третьего года по Е. А. Стребелевой; уровень оценки детей матерями и уровень ожиданий от детей определялся по методике «Родительские оценки детей» Ланцбург М. Е. (модификация методики Дембо — Рубинштейн); эмоциональное состояние матери оценивалось с помощью методики дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. Зунга в адаптации Т. И. Балашовой.
— в качестве методов статистического анализа результатов для оценки связи между параметрами использовались коэффициенты корреляции
4Спирмена, для оценки межгрупповых различий применялся коэффициент Манна — Уитни. При обработке данных использовался программный пакет SPSS Statistics 17.0, Microsoft office Excell 2007..
Выборку составила 191 диада: мать и ребенок в возрасте от 5 до 46 месяцев. База исследования: отделение катамнеза Центра планирования семьи и репродукции г. Москвы.
Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в том, что:
— внесен вклад в изучение проблемы оценки матерью ребенка раннего возраста;
— впервые получены эмпирические данные об уровне оценки матерью ребенка раннего возраста и уровне ожиданий от него;
— установлена прямая зависимость уровня материнской оценки сообразительности ребенка от уровня познавательного развития ребенка раннего возраста;
— выявлена прямая зависимость материнского уровня оценки ребенка от уровня эмоционального состояния матери.
Практическое значение исследования.
Результаты исследования дают базу для разработки и валидизации методики по экспресс-диагностики материнского уровня оценки ребенка и уровня ожиданий от ребенка раннего возраста. Методика позволит на ранних стадиях выявлять матерей группы риска и проводить необходимую коррекцию с целью помощи в формировании адекватной самооценки ребенка.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Список литературы содержит 116 наименования, из них 39 на иностранных языках. Объем основного текста составляет 94 страницы.
5 Основное содержание работы
Во введении обосновывается актуальность исследования, показывается степень разработанности обозначенной проблемы, ставится цель, формулируются задачи, определяются методы исследования, раскрывается практическая значимость полученных результатов.
В первой главе приводится обзор существующих российских и зарубежных исследований по теме материнского отношения к детям раннего возраста и его влияния на психическое развитие ребенка.
В зарубежных исследованиях важность роли матери для развития ребенка отражена в работах З. Фрейда, А. Фрейд, Э. Эриксона, К. Хорни, Э. Фромма, Д. Боулби, К. Роджерса и др. Одну из главных мыслей многих авторов можно сформулировать как потребность ребенка в безусловной родительской любви. По мнению К. Роджерса, позитивный образ «Я» ребенка формируется только в случае позитивного безусловного внимания со стороны родителей, то есть положительного отношения независимо от поступков ребенка. Тирания, удушающая любовь, восхваление, чрезмерное давление, непредсказуемость поведения родителей являются неблагоприятными факторами для развития ребенка (К. Хорни). К. Хорни писала, что негативные последствия для ребенка имеет ситуация, когда он чувствует обязанность соответствовать всем ожиданиям родителей, их нормам и пожеланиям. Ключевая идея теории привязанности Дж. Боулби заключается в том, что для нормального эмоционального и психического развития ребенка ему необходимо установить близкие отношения хотя бы с одним человеком, который бы о нем заботился в течение длительного времени.
На наш взгляд, рассмотрение вопроса о роли взрослого в психическом развитии ребенка раннего возраста было бы не полным без изучения условий, необходимых для нормального психического развития в младенческом возрасте, так как опыт, накопленный на первом году жизни,
6оказывает огромное влияние на дальнейший этап от года до трех лет. Так же и отношение близких взрослых к ребенку в возрасте одного — трех лет будет вытекать из их взаимодействия на предыдущем возрастном этапе.
Большой вклад в изучение младенчества внес Винникотт Д. В. По убеждению Винникотта Д. В., только мать, являясь для младенца внешним миром, делает возможным становление Самости младенца. Женщина, умеющая понимать потребности ребенка, обеспечивает ему оптимальный уход, так называемый холдинг («holding»), создавая подходящие условия для успешного развития.
Влияние матери на поведение и развитие младенцев было подтверждено также в исследованиях таких зарубежных специалистов, как Field T. M., Conradt E., Measelle J. R., Grossmann K. E. & Kindler H., Ainsworth M. и др.
Отношения между матерью и ребенком первых лет жизни очень подробно изучала М. Малер с коллегами. Полученные в ее исследованиях результаты наглядно показывают влияние матери на познавательную активность ребенка, и как, следствие его развитие. Можно сделать предположение, что в «системе координат», которую мать передает ребенку, содержатся не только ее личные нужды, но транслируются также ее отношение к ребенку, оценка его способностей и уровень притязаний по отношению к нему.
В отечественной психологии, опирающейся на культурно-исторический подход, роль родителя в развитии ребенка рассматривается в первую очередь с позиции того социального и культурного опыта, который несет и передает родитель ребенку, той культуры, которая является необходимым источником развития ребенка. Важнейшей характеристикой развития является система отношений ребенка со взрослыми, в которую ребенок вступает в каждый возрастной период, то есть, так называемая, социальная ситуация развития (Выготский Л. С., Эльконин Д. Б.).