Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет «Психология образования»

Кафедра «Педагогическая психология»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание степени магистра

«Интерактивная модель профориентации для старшеклассников»

название ВКР

 

Направление

030300.68

Психология

 

(код)

(наименование направления)

 

Магистерская программа

Психология развития

 

(название магистерской программы)

 

Руководитель магистерской программы

Обухова Л. Ф.

Зав. выпускающей кафедрой

Обухова Л. Ф.

Руководитель

Кузнецова О. В.

Студент

Левинская Е. Д.

Москва, 2013

2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование посвящено разработке, апробации и анализу интерактивной программы профориентации для старшеклассников.

Актуальность исследования. Профессиональное самоопределение — один из важнейших этапов на пути становления личности человека. Момент выбора будущей профессии влияет на всю его дальнейшую жизнь. Часто в связи с неправильным выбором профессии \ специализации, человек идет по неинтересному, не устраивающему его жизненному пути и остается не удовлетворенным своей жизнью. Поэтому момент выбора профессии в старших классах является одним из самых важных.

Необходимо отметить, что наличие широкого кругозора в мире профессий играет важную роль при выборе профессии. Чем больше подросток пробует себя в разных видах деятельности, узнает, читает про различные профессии, тем больше шансов, что он из множества вариантов сможет выбрать то, к чему у него есть интерес, а также определить, чем ему точно не нравится заниматься.

Было отмечено, что современные подростки не так много времени уделяют изучению различных профессий\направлений. Это, безусловно, зависит и от родительского воспитания и их интереса в этом направлении, и от заинтересованности учителей в школе. Поэтому часто современные подростки узнают о профессиях от родителей или на примере их знакомых и ближайшего окружения. Это не всегда позволяет широко и полно узнать о разнообразных специальностях. С помощью профориентационных программ, направленных на получение знаний о современных профессиях, можно расширить кругозор подростков и дать им возможность большего выбора.

Тема диссертационного исследования соответствует требованиям, выдвигаемым обществом и государством. Так, в государственной программе «Столичное образование» (2012—2016 гг.), одной из главных задач на

3

ближайшие годы является создание условий для реализации потенциала образования в развитии г. Москвы. Реализация данной задачи напрямую связана с повышением качества профориентационной работы в школах и вузах, которая, в свою очередь, не может быть осуществлена без понимания особенностей профессионального самоопределения.

Цель исследования: разработка и апробация интерактивной модели профориентации для старшеклассников.

Объект исследования: профессиональное самоопределение в подростковом возрасте.

Предмет исследования: интерактивная модель профориентации для старшеклассников.

Общая гипотеза: можно предположить, что интерактивная модель формирования профессионального самоопределения для старшеклассников позволит создать условия для практического освоения той или иной профессии и получить более детальную информацию о мире современных профессий.

Задачи исследования:

• Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме становления профессионального самоопределения.

• Разработать необходимый диагностический инструментарий для диагностики профессионального самоопределения старшеклассников, а также для выявления трудностей и противоречий в выборе профессий.

• Осуществить разработку и апробацию интерактивной модели профориентации для старшеклассников:

— создать интерактивные материалы в рамках модели формирования профессионального самоопределения старшеклассников; — разработать анкету для определения уровня профориентационной самоидентификации.

Методы исследования:

• Анкетирование

4

• Наблюдение

• Лекции по профориентации

• Диагностические беседы

• Контент-анализ

База эмпирического исследования

Исследование проводилось в школах г. Москвы.

Количество испытуемых: 81 старшеклассник (учащиеся 9, 10 и 11. классов в возрасте 13—17 лет).

Научная новизна исследования

В качестве продукта создана новая интерактивная профориентационная программа для старшеклассников, которая будет способствовать расширению кругозора у подростков, позволяя им больше узнать о мире современных профессий и сделать правильный профессиональный выбор.

Теоретическое значение исследования

1. Расширены научные представления о процессе формирования профессионального самоопределения в подростковом возрасте.

2. Представлен анализ зарубежных профориентационных программ, ранее не опубликованных в отечественных литературных источниках.

Практическое значение исследования

Разработана новая модель профориентации, позволяющая расширить границы восприятия различных профессий у старшеклассников.

Знания о пецифике развития профессионального самоопределения, а также программа, направленная на расширение кругозора в мире современных профессий, могут способствовать повышению эффективности профориентационной работы с учащимися старших классов.

Этапы исследовательского проекта:

Работа состоит из четырех этапов:

5

1. Первый этап: разработка «Интерактивной профориентационной программы для старшеклассников» и авторской анкеты для проведения эмпирического исследования.

2. Второй этап: замеры уровня самоопределения старшеклассников до проведения «Интерактивной профориентационной программы для старшеклассников».

3. Третий этап: проведение «Интерактивной профориентационной программы для старшеклассников» в школах г. Москвы.

4. Четвертый этап: замеры уровня самоопределения старшеклассников после проведения «Интерактивной профориентационной программы для старшеклассников».

Структура работы:

Работа включает введение, три главы, в которых представлен обзор отечественной и зарубежной научной литературы по теме исследования, выполнен анализ отечественных и зарубежных моделей профориентации, дано описание «Интерактивной профориентационной программы для старшеклассников», а также представлено эмпирическое исследование самоопределения современных подростков, выводы, заключение, библиографию, приложение.

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются его объект, предмет, цель и задачи, формулируется гипотеза, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе диссертации рассматриваются понятия профессиональной идентичности и самоопределения в разрезе философии, психологии и социологии. Также рассматриваются психологические особенности подросткового возраста, мотивация, мыслительные, когнитивные, поведенческие особенности развития, развитие концепции «Я»,

6

так как профессиональное самоопределение приходится именно на подростковый возраст. В первой главе были использованы авторские работы известных российских и зарубежных психологов, что помогло осуществить всесторонний анализ проблемы самоопределения и профессиональной идентичности. Раскрываются такие понятия, как «профессиональное самоопределение», «профессиональная идентичность», «профориентация», «подростковый возраст», «профессиональное самоопределение в подростковом возрасте», «профессиональный выбор, мотивы выбора профессии». Осуществлён анализ условий самоопределения человека в современном обществе, так как вопрос самоопределения, вопрос выбора, а именно вопрос выбора профессии влияет на всю жизнь человека.

Важный аспект исследования первой главы — это проблематика подросткового возраста и психологические особенности современного подростка. Здесь были рассмотрены физические, социальные аспекты развития; ведущая деятельность подростков — общение, что сильно влияет на принятие решения о профессиональном самоопределении; личностные кризисы этого периода: кризис идентичности и кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.

В первой главе были использованы материалы и исследования таких авторов, как: Пиаже Ж., Выготский Л. С., Божович Л. И., Гинзбург М. Р., Зеер Э. Ф., Климов Е. А., Крягжде С. П., Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С., Азбель А. А., Башкова С. А., Брагина В. Д., Кузнецова О. В.,и др.

Во второй главе диссертации рассматриваются российские и зарубежные программы по профориентации. Этот обзор дает возможность понять, какие программы используются для самоопределения подростков, а также предположить, что акцент в российских профориентационных программах делается в большей степени на анализе и формировании самоопределения, а в зарубежных — на формировании кругозора о мире современных профессий.

7

В качестве примера зарубежных программ, были отмечены профориентационные программы Англии и США. В работе приводятся данные, полученные в ходе опроса 10 человек в Америке, которые поделились опытом обучения в средних школах и на себе испытали профориентационные государственные программы, а также были рассмотрены их дальнейшие профессиональные карьеры.

В качестве российских программ рассматривались программы Климова Е. А., Пряжникова Н. С., Пряжниковой Е. Ю., Резапкиной Г. В., Чистяковой С. Н., центра тестирования и развития МГУ Шмелева А. Г.

Во второй главе представлены этапы разработки «Интерактивной профориентационной программы. Здесь подробно рассматриваются первый этап программы — разработка авторской анкеты для старшеклассников 9, 10 и 11 классов; второй этап программы — ее проведения: представлены необходимые методологические материалы, методическое оборудование, рассматривается структура занятий в интерактивной профориентационной программе. Каждое учебное занятие рассматривается отдельно, с вариантами вопросов, модерацией обсуждении в классе, примерами рассказов о профессий, показов видео-роликов, демонстрацией сопровождающих материалов.

В третьей главе рассматривается третий и четвертые этапы программы — апробация и эмпирическое исследование профессионального самоопределения старшеклассников и его анализ после проведения «Интерактивной профориентационной программы». Здесь сравниваются результаты анкетирования до проведения интерактивной программы и после. Важно отметить, что до проведения программы проводилось индивидуальное анкетирования, а после — разговоры с учащимися и записи на диктофон с последующим анализом. Также после каждого занятия проводились индивидуальные беседы с учащимися и их результаты также учитывались при эмпирическом исследовании. В третьей главе приводятся выводы: как

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/studworks/LevinskayaED_2014/LIm-ma-009.htm