Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет «Психология образования»

Кафедра «Педагогическая психология»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание степени магистра

«Манипулятивные тенденции в детско-родительском взаимодействии дошкольников»

название ВКР

 

Направление

050400.68

Психолого-педагогическое образование

 

(код)

(наименование направления)

 

Магистерская программа

Психология и педагогика развития дошкольников

 

(название магистерской программы)

 

Руководитель магистерской программы

Смирнова Е. О.

Зав. выпускающей кафедрой

Бурлакова И. А.

Руководитель

Кузьмишина Т. Л.

Студент

Калинчук А. Б.

Москва, 2014

2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование посвящено изучению манипулятивных тенденции в детско-родительском взаимодействии дошкольников. В рамках указанной проблемы исследовалась эмоциональная составляющая детско-родительского взаимодействия и ее взаимосвязь с использованием манипуляций в общении родителей и детей дошкольного возраста. В теоретической части работы представлен аналитический обзор психолого-педагогической литературы по проблемам развития дошкольника в семье и специфики воспитания ребенка в современных российских семьях. Экспериментальное исследование посвящено изучению особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия и манипулятивных тенденций в общении детей и родителей в современной семье. Для проведения эксперимента была, в частности, разработана авторская анкета для родителей, направленная на выявление манипуляций в детско-родительском взаимодействии, полученные в ходе исследования результаты были подвергнуты качественной и количественной обработке с использованием методов математической статистики.

Актуальность исследования. Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. Именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, существующей в ней системы внутрисемейных, а так же детско-родительских отношений. Именно в семье приобретаются первые навыки взаимодействия, осваиваются первые социальные нормы и ценности. Образ жизни и поведения родителей оказывает воздействие на формирование личности ребенка.

Желания дошкольника и его родителей могут не совпадать в разных вопросах: запреты родителей, непослушание детей, непонимание родителями важных для ребенка вещей и т. п. Нередко для реализации своих желаний дошкольники пытаются управлять поведением родителей, стремятся тем или иным способом заставить родителей идти у себя на поводу.

Изучение детско-родительского взаимодействия является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для психолого-педагогической практики.

Распространенность и эффективность манипулятивных воздействий в детско-родительском взаимодействии обусловливают актуальность выбранной темы исследования.

3

Объектом исследования является детско-родительское взаимодействие.

Предметом исследования является манипулятивное общение в детско-родительском взаимодействии.

Целью исследования является изучение специфики манипулятивного общения в детско-родительском взаимодействии.

Одним из центральных аспектов отношения родителей к ребенку является эмоциональная окрашенность и насыщенность общения. В подавляющем большинстве типологий родительского отношения и семейного воспитания одним из критериев выступает эмоциональная сторона детско-родительского взаимодействия. В связи с этим, в данной работе видится актуальным исследование именно этой стороны отношения родителей к ребенку и ее роль в развитии манипулятивного поведения дошкольника.

В связи с вышесказанным, были сформулированы задачи, на решение которых будет направлено данное исследование:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме манипулятивных тенденций в детско-родительском взаимодействии.

2. Провести анализ эмоциональной составляющей детско-родительского взаимодействия

3. Проанализировать специфику особенностей манипулятивного общения, во взаимодействии дошкольников с родителями.

4. Сопоставить полученные данные.

Методологические основы исследования

Методологической основой исследования является культурно-историческая концепция психического развития Л. С. Выготского.

Гипотеза данного исследования: манипулятивные тенденции в детско-родительском взаимодействии присутствуют в общении подавляющего большинства семей. Наиболее действенными способами детского манипулирования родителями являются: «использование внутрисемейных разногласий», «жестокая тирания» и «сила воды». Существует возрастная специфика манипуляций в семье: родители младших дошкольников более подвержены детским манипуляциям.

В качестве методов исследования применялись: метод теоретического анализа, эксперимент, количественная и качественная обработка данных с использованием методов математической статистики. Применялись следующие методики экспериментального исследования: 1) опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (авторы: Захарова Е. И., Бурменская Г. В., Карабанова О. А.); 2) авторская анкета для родителей «Манипулятивные тенденции в детско-родительском взаимодействии».

4

В качестве экспериментальной группы выступили 50 человек: родители 50-ти детей дошкольного возраста (26 девочек и 24 мальчика), посещающих ГБОУ СОШ № 1206, дошкольное отделение, структурное подразделение № 5. Возраст детей — от 2 до 6 лет.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

1. В работе охарактеризованы детско-родительские отношения дошкольников и их родителей, возникновение и развитие в них манипулятивных тенденций и особенности детско-родительских манипуляций. В рамках указанной проблемы исследовалась эмоциональная составляющая детско-родительского взаимодействия.

2. Полученные данные дополняют представления об особенностях детско-родительского взаимодействия, акцентируя внимание на особенностях эмоциональной стороны отношений родителей и детей. Проведенное исследование расширяет представления о роли родительского отношения в детско-родительском взаимодействии.

Практическая значимость исследования:

1. Выявлены особенности проявления манипулятивных тенденций в детско-родительском взаимодействии дошкольников, с учетом эмоциональной составляющей детско-родительского взаимодействия.

2. Полученные экспериментальным путем данные, были проанализированы с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

3. Разработанный диагностический инструментарий, позволяет выявить манипулятивные тенденции в детско-родительском взаимодействии.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, 6 параграфов, заключения, выводов, библиографии, 3 приложений. Текст иллюстрирован 1 таблицами, 18 рисунками. Список литературы содержит 101 источника.

Положение, выносимые на защиту:

1. Манипулятивные тенденции присутствуют в детско-родительском взаимодействии большинства семей. Чаще всего дети используют такие манипуляции как: «использование внутрисемейных разногласий», «слабость (болезнь)», «сила воды», «жестокая тирания».

2. Эмоциональное взаимодействие родителей с детьми дошкольного возраста характеризуется эмоциональной включенностью, пониманием эмоциональных состояний детей, слабой способностью к эмпатии и умении ориентироваться на детское настроение.

3. Родители младших дошкольников сильнее эмоционально включены во взаимодействие с ребенком.

4. Существуют возрастные особенности манипулятивных тенденций в детско-родительском взаимодействии: родители младших дошкольников

5

чаще подвергаются успешному детскому манипулированию, чем родители детей 5—7 лет.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются его объект, предмет, цель и задачи, формулируется гипотеза, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе диссертации анализируются исследования, посвященные проблеме развития дошкольника в семье.

В параграфе 1.1 анализируется социальная ситуация развития дошкольника. Представлены основные теоретические взгляды на особенности психического развития ребенка дошкольного возраста. Специфике психического развития детей дошкольного возраста посвящены многочисленные исследования в отечественной и зарубежной психологии (Венгер А. Л., 2001; Венгер Л. А., 1988; Выготский Л. С., 1984; Запорожец А. В., 1986; Леонтьев А. Н., 1983; Эльконин Д. Б., 2005; Эриксон Э., 2000; Шострем Э. 2004). В отечественной психологии возможность ребенка следовать социальным нормам и правилам объясняется через специфику социальной ситуации развития (Выготский Л. С., 1984) и особенности ведущей деятельности дошкольного возраста, в которой ребенок моделирует поведение «общественного взрослого» (Эльконин Д. Б., 2004), благодаря чему происходит интериоризация культурных норм и правил поведения (Запорожец А. В., Леонтьев А. Н., 1983 и др.).

Анализируя особенности социальной ситуации развития дошкольника, можно говорить о том, что в период дошкольного детства активно развиваются инициативность, самостоятельность, происходит формирование соподчинения мотивов. Родители ребенка, окружающие его взрослые являются носителями социальных норм и правил поведения, тем самым формируя у ребенка собственные представления.

В психологической литературе достаточно много исследований взаимосвязи детско-родительского взаимодействия и психических особенностей детей. Однако, вопросы связанные с особенностями влияния различных типов семейного взаимодействия на межличностную ситуацию развития дошкольника остаются недостаточно изученными.

В параграфе 1.2 изучаются особенности общения детей со взрослыми, на разных этапах дошкольного детства. Освещены исследования М. И. Лисиной (1983, 1996), А. Г. Рузской (1980), Е. О. Смирновой (1997, 2000) о этапах развития общения дошкольников, специфике детско-родительского общения в дошкольном возрасте, влиянии общения со взрослыми на формирование личности ребенка, формирование его сознания.

6

Вторая глава диссертации посвящена изучению особенностей семейного воспитания в современных Российских семьях.

В параграфе 2.1 освещаются особенности современной российской семьи, ее функции. Рассматриваются современные исследования семьи, влияние современного устройства общества, на семью и ее членов. Негативное влияние современной экономической ситуации на старших членов семьи и как следствие, ухудшение качества детско-родительских отношений. Освещены исследования различных авторов (А. Г. Харчева 1978, М. С. Мацковского 1978, Антонова И., Медкова В. М. 1994; Навайтиса Г. 1999; Е. А. Личко 1992; Картера и Мак Голдринг 2004) и представлены различные классификации функций семьи.

В параграфе 2.2 анализируются стили семейного воспитания. В исследовании детско-родительских отношений, представлены попытки выявить общности и различия во взаимодействии родителей с детьми и на их основании выделить стили семейного воспитания (Арутюнян М., 1988; Болдуин А., 2000; Варга А. Я., 1988; Столин В. В., 1988; Эйдемиллер Э. Г., 1999; Баумринд Д., 1975). Под стилем семейного воспитания понимается совокупность родительских стереотипов, воздействующих на ребенка по всем направлениям его жизнедеятельности (Шнейдер Л. Б., 2000); типичная стратегию поведения родителей с детьми (Целуйко В. М., 2004). Стили семейного воспитания оказывают решающее воздействие на формирование детской психики, отношение ребенка к окружающему миру, способность успешно взаимодействовать в нем.

В параграфе 2.3 изучается эмоциональная составляющая детско-родительского взаимодействия. Ярче всего особенности эмоционального взаимодействия представлены в описаниях специфики детско-родительских отношений. Детско-родительские отношения, изначально определяют эмоциональное благополучие ребенка. Крепкие, духовно близкие отношения, любовь между родителями, являются эмоциональной основой воспитания детей в семье. В данном разделе рассматривается вопрос, о огромном значении отношения матери к ребенку, о влиянии этого отношения на детское развитие (Дж. Боулби 2003; Э. Эриксон 2000; З. Фрейд 2003; Л. С. Выготский 1984; М. И. Лисина 1996; Д. Б. Эльконин 1989). Описывается значение привязанности, ее формирование в раннем детстве, влияние на стиль детско-родительских отношений в дошкольном возрасте (О. А. Карабанова 2006), и другие эмоциональные составляющие детско-родительского взаимодействия А. Я. Варга 1986).

В параграфе 2.4 изучаются особенности манипулятивного общения, во взаимодействии дошкольников с родителями. Частной формой поведения дошкольника в ситуации фрустрации потребности А. Адлер (2004) и Э. Шостром (2004) называют детскую манипуляцию. Описывается исследование современного состояния детских манипуляций О. В. Козачек (2010), исследование Доценко Е. Л. (2004). Т. Л. Кузьмишина (2006) в своих

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/studworks/KalinchukAB_2014/KMt-ma-008.htm