1 На правах рукописи
Михайлова Елена Анатольевна
Взаимосвязь микро- и макроуровней психосоциального развития в современном российском обществе
19.00.05 — Социальная психология
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук
Москва 2013
2Диссертация выполнена на кафедре психологии управления
Московского городского психолого-педагогического университета
Научный руководитель: | доктор психологических наук, профессор Ильин Валерий Александрович |
Официальные оппоненты: | Дубов Игорь Глебович доктор психологических наук, заведующий лабораторией социально-психологических проблем развития личности Психологического института РАО |
| Кондратьев Юрий Михайлович кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретических основ социальной психологии МГППУ |
Ведущая организация: | Московский государственный областной университет |
Защита состоится «28» февраля 2013 г. в 11 часов на заседании диссертационного совета Д-850.013.01, созданного на базе Московского городского психолого-педагогического университета, по адресу: 127051, Москва, ул. Сретенка, д.29
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета.
Автореферат разослан «19» января 2013 г.
Учёный секретарь Диссертационного совета | Кулагина И. Ю. |
3 Общая характеристика работы
Диссертационное исследование посвящено проблеме взаимосвязи микро- и макроуровней психосоциального развития в современном российском обществе.
Актуальность исследования
В контексте полномасштабной модернизации российского общества, одной из фундаментальных задач, стоящих перед отечественной наукой в современных условиях, является методологическое и инструментальное обеспечение разработки и реализации полноценных стратегических программ общественного развития, позволяющих в максимальной степени учитывать как собственно социальное, так и человеческое измерение, связанное с учетом личностных особенностей и интересов конкретного индивида.
Как показано в целом ряде теоретических разработок и практикоориентированных исследований, в частности, У. Джеймса, Ч. Кули, А. Маслоу, Дж. Мида, К. Роджерса, З. Фрейда, Э. Фромма, Э. Эриксона, К. Юнга, показано, что одним из наиболее адекватных подходов в данном контексте является психосоциальный подход к проблеме развития.
Существенный вклад в разработку теории психосоциального развития внесли и российские учёные: К. А. Абульханова-Славская, Н. В. Аненкова, А. В. Антонова, Е. П. Белинская, В. А. Ильин, Т. Г. Павленко, А. В. Стефаненко, Н. Н. Толстых, Л. Б. Шнейдер. Так, в частности, в исследованиях В. А. Ильина было предложено и эмпирически верифицировано понятие психосоциального баланса, которым описывается баланс психосоциального состояния общества, который заключается главным образом в соотношении уровней детской и институциональной витальностей. При совпадении доминирующих принципов, обеспечивающих цельность социальной системы и личности, имеет место позитивная идентичность общества, если же вышеуказанные принципы не совпадают, то имеет место формирование негативной идентичности. Под кризисом идентичности следует понимать положение в обществе, когда число индивидов, имеющих оппозиционное психосоциальное развитие по отношению к основному принципу обеспечения целостности социальной системы, доминирующему в данном обществе, начинает превышать критическую массу для рассматриваемой популяции.
4Наиболее стабильными и жизнеспособными являются общества, идентичность которых достигнута, в отличие от обществ, где наблюдается кризис идентичности, которые являются неустойчивыми, с постоянным стремлением к восстановлению психосоциального баланса в том или ином виде.
В последние годы психосоциальный подход был неоднократно апробирован в ходе решения целого ряда совершенно конкретных прикладных задач в сферах организационной психологии, этнопсихологии, возрастной и педагогической психологии.
Однако к настоящему моменту потенциал психосоциальной концепции развития реализован далеко не полностью. В частности, по сути дела, отсутствуют углубленные исследования, направленные на выявление структуры психосоциальной идентичности различных возрастных и социальных категорий российских граждан, оценку данных структур с точки зрения их проявления в качестве поддерживающего ресурса, либо, напротив, фактора сопротивления модернизационным процессам, а также комплексную оценку состояния психосоциального баланса в современном российском обществе.
Таким образом, актуальность предлагаемой проблематики исследования обусловлена:
— объективными потребностями аналитического и программно-методического обеспечения модернизации современного российского общества в социально-психологическом и психолого-акмеологическом аспектах,
— перспективностью в данном отношении психосоциальной теории как полидисциплинарного подхода к анализу актуальных проблем современного общества,
— недостаточной реализованностью потенциала данной теории в существующих исследованиях (и прежде всего, в практикоориентированном и прикладном аспектах).
Цель исследования: выявление и анализ взаимосвязи психосоциального развития на индивидуальном уровне и восприятия базисных социальных институтов общества современными россиянами.
5 Объект исследования: психосоциальное развитие современного российского общества на микро- и макроуровнях.
Предмет исследования: состояние психосоциального баланса в современном российском обществе.
Гипотеза исследования: в современном российском обществе имеет место отчетливо выраженный кризис идентичности, проявляющийся в существенных различиях типичных структур психосоциальной идентичности у представителей различных социально-возрастных категорий современных россиян, а также в оценке ими базисных институциональных структур общества.
Частные гипотезы исследования:
1. Структура психосоциальной идентичности представителей трех социально-возрастных категорий носит отчетливо выраженный своеобычный характер. Наиболее сбалансирована она у индивидов среднего возраста с высшим образованием. У представителей старшего поколения она носит отчетливо выраженный дискретный характер. Студенты занимают в данном отношении промежуточную позицию.
2. Имеет место общая для трех социально-возрастных категорий современных россиян тенденция в оценке уровня институциональной витальности базисных социальных институтов российского общества. Институты технологии и экономики оцениваются в данном аспекте позитивно. В то же время в отношении институтов религии, политики, права, идеологии преобладают негативные оценки.
3. Имеет место отчетливо выраженная взаимосвязь между результатами разрешения кризисов психосоциального развития на базисных стадиях эпигенетического цикла и восприятием индивидом базисных социальных институтов общества.
4. На современном этапе развития российского социума данная взаимосвязь, применительно к наиболее активной социально-возрастной категории испытуемых, носит характер обратной закономерности, то есть чем более качественной, с точки зрения психосоциальной теории, является структура идентичности индивида, тем критичнее он относится к социальным институтам российского общества в их нынешнем виде. В то же время у представителей старших поколений имеет место
6прямая взаимосвязь между структурой психосоциальной идентичности и восприятием базисных институтов общества. Представители младшей социально-возрастной категории занимают в этом отношении амбивалентную позицию.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ современного состояния психосоциальной концепции развития и возможностей ее использования для оценки состояния человеческого потенциала современного российского общества.
2. Провести с использованием психосоциальной концепции развития системный анализ ключевых социально-психологических и психолого-акмеологических проблем, связанных с модернизационными процессами в российском обществе. Выявить ключевые эмпирические референты углубленного исследования.
3. Разработать и реализовать сравнительное исследование типичной структуры психосоциальной идентичности трех социально-возрастных категорий современных россиян, соответствующих стадиям юности (Студенты), взрослости (Взрослые) и зрелости (Пожилые) в эпигенетической карте Э. Эриксона.
4. Осуществить сравнительное исследование особенностей восприятия базисных социальных институтов общества представителями трех социально-возрастных категорий.
5. Разработать по результатам исследования комплекс научно-практических рекомендаций.
Теоретико-методологическая база исследования: построена на общеметодологических принципах детерминизма, гуманизма, развития, историзма, разработанных и обоснованных в трудах К. А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, Г. М. Андреевой, А. А. Деркача, И. Лакатеса, Б. Ф. Ломова, К. Поппера, С. Л. Рубинштейна, Э. Фромма и других исследователей по общей методологии междисциплинарного спектра и проблемным методам в науке. Она включает комплексный, системный, субъектный, психосоциальный и структурно-диалектический подходы.
Непосредственной теоретико-методологической базой исследования послужили: эпигенетическая концепция Э. Эриксона, концепция научной культурадигмы А. А. Деркача, И. Н. Семенова, С. Ю. Степанова, теория
7деятельностного опосредствования межличностных отношений личности в группе А. В. Петровского, концепция персонализации В. А. Петровского.
Методы исследования: Исходя из методологических предпосылок, для решения поставленных задач были выбраны следующие методы и методики углубленного теоретического и эмпирического исследования рассматриваемой проблематики: системный и структурно-диалектический анализ, включенное и внешнее наблюдение, полуструктурированное интервью, ассоциативный эксперимент, дифференциал психосоциального развития.
Выборка испытуемых состоит из 370 человек, разделённых на три социально-возрастные категории: «Студенты» в количестве 104 человека (испытуемые в возрасте от 20 до 22 лет, являющиеся студентами ВУЗов), «Взрослые» 163 человека (профессионалы с высшим образованием, работающие в коммерческих структурах, имеющие ежемесячных доход в размере от 30 до 80 тысяч рублей в возрасте от 25 до 45 лет) и «Пожилые» 103 человека (не работающие пенсионеры в возрасте от 60 лет и старш )
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
1. На основе изучения источников и теоретических концепций по проблематике исследования предпринята попытка системного анализа состояния и перспектив развития психосоциального баланса в современном российском обществе как ресурса его модернизации. Конкретизировано в данном контексте понятие «социальный капитал», а также ряд ключевых понятий психосоциальной теории развития.
2. По результатам теоретического анализа выявлены ключевые эмпирические референты и разработана развернутая исследовательская программа, позволяющая реально оценить состояние психосоциального баланса в современном российском обществе.
3. В результате эмпирического исследования описаны типичные модели психосоциальной идентичности трех социально-возрастных категорий современных россиян.
4. Выявлены особенности восприятия базисных социальных институтов российского общества представителями трех социально-возрастных категорий. На