1 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ |
Факультет «Психология образования»
Кафедра «Педагогическая психология»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание степени магистра
«Психологические факторы возникновения тревожности у младших подростков с высоким уровнем интеллектуальных способностей»
название ВКР
Направление | 050400.68 | Психолого-педагогическое образование |
| (код) | (наименование направления) |
Магистерская программа | Психология и педагогика образования одаренных детей |
| (название магистерской программы) |
Руководитель магистерской программы | Юркевич В. С. |
Зав. выпускающей кафедрой | Обухова Л. Ф. |
Руководитель | Бочавер А. А. |
Студент | Крюкова Е. Л. |
Москва, 2014
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность проблемы. Одной из самых волнующих тем современной психологии является проблема детской одаренности. Но, несмотря на возрастающий интерес к данной проблематике, этот феномен остается недостаточно изученным и наиболее противоречивым. Множество ученых занимались данной проблемой: Н. А. Лейтес, Д. Б. Богоявленская, А. М. Матюшкин, Б. М. Теплов, В. С. Юркевич, У. Штерн, Л. Термен.
Одаренные дети уникальны: у каждого свой индивидуальный набор способностей, свой темп развития. Соответственно, одаренности тоже различны. Наибольший интерес в исследовании представляет интеллектуальная одаренность. Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и усваивают информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.
Не менее актуальна в практической деятельности психолога проблема тревожности. Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, которая проявляется в склонности человека часто переживать сильную тревогу по незначительным поводам. Стоит отметить, что при средних показателях тревожность может играть положительную роль, так как способствует концентрации энергии на достижении желаемой цели, мобилизации резервов организма и личности для преодоления возможных трудностей. То есть тревожность имеет приспособительный характер, если не превосходит оптимального уровня.
Психологическая наука до сих пор еще не пришла к единому мнению, в каком контексте нужно рассматривать этот феномен. Есть предположения, что тревожность — это личностное образование, либо особенность темперамента, либо невротическое состояние. Но как бы мы не рассматривали это явление, все равно оно остается проблемой, в частности — в раннем подростковом периоде.
Наличие высокий тревожности мешает ребенку в любой деятельности, будь то общение в классе или занятия на уроках. Основные психологические характеристики ученика с высоким уровнем тревожности: ярко выраженное
3ощущение напряжения и беспокойства, мрачных предчувствий, наличие паники, а иногда и фобий.
Стоит также учитывать, что нахождение подростка в состоянии тревоги приводит к угасанию способностей. Поэтому основная задача психолога — выявить факторы повышения тревожности и помочь подростку справиться с состоянием душевного дискомфорта. Проблема исследования заключается в том, что, несмотря на значительный интерес психологии к проблемам одаренности, существует нехватка исследований, позволяющих выявить основные проблемы одаренных детей. Мы полагаем, что наличие личностной тревожности у одаренных подростков может рассматриваться как одна из ключевых проблем современной психологии и педагогики.
Цель исследования — выявить факторы, способствующие повышению тревожности у младших подростков с высоким уровнем интеллектуальных способностей.
Объект исследования — факторы развития тревожности в младшем подростковом возрасте.
Предмет исследования — факторы развития тревожности у младших подростков с высоким уровнем интеллектуальных способностей.
Основная гипотеза: высокий уровень развития интеллекта у одаренных младших подростков коррелирует с высоким уровнем личностной тревожности.
Частные гипотезы:
1. Одним из факторов, влияющих на развитие личностной тревожности у одаренных детей, является высокий уровень потребности в достижениях.
2. Существуют гендерные различия в проявлении тревожности у одаренных подростков: у мальчиков показатель тревожности выше, чем у девочек.
Задачи исследования:
1. обобщить научные представления о специфике развития ребенка в младшем подростковом возрасте;
42. рассмотреть факторы, влияющие на возникновение и развитие тревожности в младшем подростковом возрасте;
3. выявить особенности развития тревожности у подростков с высоким уровнем интеллектуальных способностей;
4. составить и применить аппарат диагностики особенностей тревожности младших подростков;
5. сформулировать выводы на основе полученных результатов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения рабочей концепции одаренности, представления о структуре, динамике возраста, о социальной среде как источнике психического развития; концепции детской одаренности, представленные в трудах Н. А. Лейтеса, А. М. Матюшкина, Б. М. Теплова, В. С. Юркевич, У. Штерна, Л. Термена и др.; представления о возникновении тревожности в подростковом возрасте в работах А. М. Прихожан, Л. И. Божович, А. И. Захарова, Ч. Д. Спилбергера и др.
Методики:
В работе использовались методы тестирования и статистической обработки.
1. Блок. Диагностика наличия интеллектуальных способностей.
Тест «Стандартные Прогрессивные матрицы Плюс Равена» (СПМПР) (Дж. Равен, 1936 г.).
2. Блок. Диагностика уровня тревожности.
Личностный опросник «Диагностика ситуативной и личностной тревожности» (ДСИЛТ) (Ч. Спилбергер).
Личностный опросник «Шкала личностной тревожности» (ШЛТ) (А. М. Прихожан, 1983).
3. Блок. Диагностика потребности в достижениях.
Личностный опросник «Измерение потребности в достижениях» (ИПВД) (Специалисты Института практической психологии г. Воронеж, 1995).
База исследования — ГБОУ СОШ № 426, город Москва.
5 Выборка. В исследовании приняли участие 100 учащихся 6 и 7 классов ГБОУ СОШ № 426 города Москвы.
Теоретическая значимость исследования связана с изучением природы возникновения личностной тревожности у одаренных подростков. Литературный обзор данного исследования выполнен на основании анализа современных отечественных и зарубежных источников.
Практическая значимость исследования: полученные в исследовании данные о личностных особенностях одаренных подростков могут быть использованы в работе специалистов школьной психологической службы. Полученные результаты теоретического анализа и эмпирического исследования могут в дальнейшем быть использованы в учебных курсах в системе профессиональной подготовки и повышения квалификации психологов. Разработанные диагностические методы могут быть использованы в качестве возможного определения и дальнейшего решения задач психологического сопровождения одаренных подростков.
Научная новизна исследования: подобранный и используемый в исследовании комплекс диагностических методик ранее не был использован для рассмотрения природы возникновения тревожности у одаренных подростков. В исследовании впервые была выявлена взаимосвязь между наличием высокого уровня тревожности и выраженным уровнем потребности в достижении.
Структура работы: работа состоит из введения, теоретической и эмпирической глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения. Во введении определены актуальность, проблема, цель, объект и предмет исследования, выдвинуты гипотезы, сформулированы задачи, указаны методы и методики работы, характеристика эмпирической базы и выборки, обозначена научная новизна и теоретическая и практическая значимость исследования.
В 1 главе «Общее представление об индивидуально-психологических характеристиках младших подростков с высоким уровнем интеллектуальных
6способностей» рассмотрены: специфика развития ребенка в младшем подростковом возрасте (физиологические, интеллектуальные, социальные и личностные особенности); факторы, влияющие на возникновение тревожности в подростковом возрасте; особенности развития тревожности у подростков с высоким уровнем интеллектуальных способностей.
Ознакомившись со спецификой развития ребенка в младшем подростковом возрасте, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, физиологическая трансформация организма играет огромную роль в развитии личности подростка. Из-за изменений в центральной нервной системе учебная деятельность уходит на второй план. Происходит сильный гормональный всплеск, что приводит, с одной стороны, к усиленной потребности в установлении контактов с противоположным полом, а с другой, к частым эмоциональным всплескам. Из-за быстрого развития скелета и мышц, ребенок становится неуклюжим, и как следствие, неуверенным в себе.
Во-вторых, ведущей деятельностью становится общение со сверстниками. Ребенок хочет стать членом определенной социальной группы. Общение со старшими характеризуются повышенной конфликтностью.
В-третьих, интеллектуальная сфера характеризуется развитием теоретического, абстрактного, формально-логического и рефлексивного мышления.
В-четвертых, быстро развивается самосознание. Новообразование данного возраста — чувство взрослости. Ведущая деятельность подростка — интимно-личностное общение. Ребенок начинает чувствовать себя частью общества.
В-пятых, в подростковом возрасте ребенок сталкивается с кризисом. Его характеризует: агрессия в отношении к взрослым, изменение черт характера, привычек, склонность к риску, рефлексия, потребность в самоутверждении и самовыражении.
Понятием «тревожность» обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и