1 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет «Психология образования»
Кафедра «Возрастная психология»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание степени магистра
«Психологические факторы, влияющие на оценку совместной проектно-исследовательской деятельности ученика и учителя (ментора)»
название ВКР
Направление | 050400.68 | Психолого-педагогическое образование |
| (код) | (наименование направления) |
Магистерская программа | Психология и педагогика образования одаренных детей |
| (название магистерской программы) |
Руководитель магистерской программы | Юркевич В. С. |
Зав. выпускающей кафедрой | Обухова Л. Ф. |
Руководитель | Попова Л. В. |
Студент | Хамитова П. А. |
Москва, 2014
2 Общая характеристика исследования
Актуальность исследования обусловлена распространенным использованием проектно-исследовательской деятельности в обучении одаренных учащихся и необходимостью повышения ее эффективности посредством выявления психологических особенностей взаимодействия ее участников. Зачастую результат проектно-исследовательской деятельности школьников зависит от совместимости руководителя и ученика. Для учебной деятельности данная особенность крайне важна. Говорят, что чисто административно составить пару ученик-ментор невозможно (Попова Л. В., 2009; Психология одаренности…, 1996). Однако, данная исследовательская работа делает шаг в сторону изучения вопросов совместимости руководителей учеников, их мотивов и ожиданий от проектно-исследовательской деятельности.
Цель работы: Выявить психологические особенности руководителей и учащихся, влияющие на субъективную оценку их совместной проектно-исследовательской деятельности. Из данной формулировки видно, что цель работы — не оценка результатов совместной деятельности, а выявление причин удовлетворенности или неудовлетворенности от нее у учащихся и менторов.
В данной работе объектом исследования являются психологические факторы, влияющие на субъективное восприятие совместной проектно-исследовательской деятельности ученика и ментора. А предметом исследования: причины удовлетворенности или неудовлетворенности от проектно-исследовательской деятельности у учащихся и учителей (менторов). При проведении исследования была выдвинута гипотеза о том, что существуют психологические факторы, например, особенности восприятия своего партнера, стили обучения, которые влияют на удовлетворенность от совместной проектно-исследовательской деятельности учащегося и ментора.
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
31. Провести анализ теоретических материалов для определения группы психологических факторов, которые могут влиять на оценку совместной проектно-исследовательской деятельности ученика и руководителя
2. Подобрать методики для проведения эмпирического исследования, опроса участников проектно-исследовательской деятельности для выявления закономерностей в случаях удовлетворительных или неудачных отношений между ментором и учащимся в силу объективных или субъективных причин
3. Выявить возрастные отличия в проявленных закономерностях
Методы и методики исследования: в работе использовались критический анализ литературы по проблеме, наблюдение, опрос (анкета), беседа, математические методы обработки данных. Психологические факторы, влияющие на оценку совместной проектно-исследовательской деятельности и рассматриваемые в данной работе, определялись через составленные под эту задачу опросники. Опрос проводился среди учителей и учеников 8 и 10 классов ГБОУ школы-интерната «Интеллектуал», выполняющих проекты. Общее число участников исследования, включая пилотный этап, составило 110 человек.
Теоретическая значимость исследования: в результате работы были выявлены новые, значимые факторы, влияющие на оценку проектной деятельности ее участниками. Методика исследования может послужить базой для дальнейшего изучения совместной деятельности руководителей и учащихся,ее внутренних механизмов
Практическая значимость исследования:учет факторов, влияющих на оценку деятельности ее участников, может помочь улучшить результаты проектов в плане взаимодействия их участников, а также послужит основной для решения проблемы подбора руководителей одаренным ученикам в учебных заведениях, где реализуется проектно-исследовательская деятельность. Существует возможность использования
4результатов исследования в программах повышения квалификации педагогов и разработке рекомендаций по созданию психологически комфортной образовательной среды при выполнении проектно-исследовательской деятельности.
Научная новизна исследования: проектно-исследовательская деятельность достаточно слабо изучена со стороны особенностей взаимодействия ее участников. Данная исследовательская работа делает вклад в изучение совместной деятельности руководителей и учащихся, выявляет причины их отношения к совместной проектно-исследовательской деятельности.
Основное содержание работы.
Во введении обосновывается актуальность изучения психологических факторов, влияющих на оценку совместной проектно-исследовательской деятельности ученика и учителя (ментора), ставится цель, конкретизируются задачи исследования, определяются объект и предмет, формулируется общая гипотеза.
Первая глава посвящена анализу теоретического материала по теме исследования. На этом этапе были рассмотрены особенности проектно-исследовательской деятельности (Борзенко В. И., ОбуховА. С.; Леонтович А. В.) и сделаны предположения о том, что стили педагогической деятельности учителей; характер взаимодействия участников, а также личные особенности учащихся могут повлиять на их оценку совместной деятельности. Были также проанализированы возможные стили обучения руководителей — авторитарный, демократический, либеральный (Зимняя И. А.) и сочетание рассуждающего-эмоционального и импровизационного-методического стилей (Маркова А. К., Никонова А. Я.), а также направленность педагогической деятельности (Митина Л. М.), как психологические факторы, которые могут оказывать влияние на удовлетворенность от совместной проектно-исследовательской деятельности.
5 Вторая глава посвящена обоснованию методик для проведения основного исследования через пробные, пилотные исследования. Выборка, на основе которой проводилось эмпирическое исследование, состояла из учащихся 8 и 10 классов ГБОУ школы-интерната «Интеллектуал», а также руководителей их проектов. Изначально школой активно поддерживается выполнение проектов именно в этих классах, когда школьники близки к выбору дальнейшего направления их обучения в старшей школе и в ВУЗе.
В качестве пилотных методов были опробован метод наблюдений и опроса. В результате были составлены авторские опросники для учеников 8 и 10 классов, выполняющих проекты, и их руководителей. Вопросы для каждой из групп были сформулированы частично зеркально, чтобы было возможно сопоставить точки зрения руководителей и учащихся по одним и тем же вопросам. Анализ данных, полученных с помощью анкет, помог провести количественное и качественное сравнение ответов учащихся разновозрастных классов и руководителей как отдельно, так и в парах ученик-руководитель проекта.
В третьей главе проводится анализ проведенного опроса с целью выявления психологических факторов, влияющих на оценку проектов.
В работе проводилось сравнение результаты зарубежной менторской программы “William and Mary“ с ответами участников отечественной школьной проектно-исследовательской деятельности для выявления сходств и различий между работой менторов и учителей — руководителей. Менторская программа, по результатам опросов оказалась близка проектно-исследовательской деятельности в школе «Интеллектуал» по многим оценкам учащихся: в плане согласования плана работы — организации работы, подбора руководителей, по самостоятельности учащихся в проекте, а также реализации своих идей в проекте. Однако учащиеся «Интеллектуала» были менее заинтересованы в реализации проекта до его начала, скорее всего, по причине их обязательности для школьников рассмотренных классов. Ответы руководителей проектов в этих программах имеют
6несколько большие расхождения, по сравнению с ответами учеников, что, возможно, обуславливается меньшей выборкой учителей.
По исходному предположению исследования, существуют психологические факторы, которые могут влиять на оценку совместной проектно-исследовательской деятельности ученика и руководителя. Такими факторами оказались личностные особенности и стили работы учащегося и руководителя, которые взаимосвязаны друг с другом, а также с внешними факторами.
Исследование, проходившее с использованием авторских опросников, подтвердило это предположение. Анализ опросов отдельно учеников и руководителей, а также в парах ученик-руководитель, помог выявить закономерности в установлении положительной или отрицательной оценки у участников проекта на конкретном его этапе. Психологическими факторами, влияющими на оценку проекта руководителями, являются особенности мотивации преподавателя, направленность его деятельности, удовлетворенность от своей работы, а также стиль работы учащихся по проекту — их самостоятельность, активность, интерес к работе. Мотивация руководителей определяется их целями и интересами в проектно-исследовательской деятельности: учебно-методическими, научными, практическими или творческими. Это в частности влияет на то, какие результаты они хотят получить в проекте и в какую область будут направлять работу учеников.
Особенности стилей обучения руководителей, нашедшие отражение в данном исследовании, перекликаются с общепринятыми в педагогике стилями педагогической деятельности. Положительным можно отметить тот факт, что большинство учителей, участвовавших в исследовании, используют в проектно-исследовательской деятельности стиль близкий к демократическому. Кроме этого, тема направленности обучающей деятельности учителей Л. М. Митиной также нашла отражение в нашей работе. Как и у Л. М. Митиной, нами были выделен такой вид