1 ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
М. Г. СОРОКОВА
СИСТЕМА М. МОНТЕССОРИ
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Допущено
Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования»
5-е издание, исправленное
Москва
Издательский центр «Академия»
2013
2 УДК ББК | 371.481 (075.8) 74.100я73 С655 |
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой эстетического и трудового обучения младших школьников Московского педагогического государственного университета А. Н. Джуринский;
доктор педагогических наук, профессор Р. С. Буре
| Сорокова М. Г. |
С655 | Система М. Монтессори: Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. Г. Сорокова. — 5-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 384 с. ISBN 978-5-7695-9865-4 В учебном пособии с современных позиций рассматривается целостная образовательная система М. Монтессори и перспективы ее применения и развития. Раскрыты теоретические основы и методика воспитания и обучения по Монтессори. Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Может быть полезно преподавателям, воспитателям дошкольных образовательных учреждений и родителям. УДК 371.481(075.8) ББК 74.100я73 |
Учебное издание
Сорокова Марина Геннадьевна
Система М. Монтессори: Теория и практика
Учебное пособие
Технический редактор О. С. Александрова. Компьютерная верстка: Л. А. Вишнякова. Корректоры Л. Б. Орловская, В. Г. Григорьев
Изд. № 105104106. Подписано в печать 07.02.2013. Формат 60×90/16.
Гарнитура «Таймс». Усл. печ. л. 24,0. Тираж 400 экз. Заказ № 337.
ООО «Издательский центр «Академия». www.academia-moscow.ru
129085, Москва, пр-т Мира, 101В, стр. 1.
Тел./факс: (495)648-0507, 616-0029.
Санитарно-эпидемиологическое заключение № РОСС RU. АЕ51. Н 16067 от 06.03.2012.
Отпечатано способом ролевой струйной печати
в ОАО «Первая Образцовая типография»
Филиал «Чеховский Печатный Двор»
142300, Московская область, г. Чехов, ул. Полиграфистов, д. 1
Сайт: www.chpd.ru, E-mail: sales@chpk.ru, 8(495)988-63-87
Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается
| © Сорокова М. Г., 2013 |
| © Оформление. Издательский центр «Академия», 2013 |
ISBN 978-5-7695-9865-4 | © Образовательно-издательский центр «Академия», 2013 |
3 ВВЕДЕНИЕ
Взаимопроникновение и диалог культур является тенденцией времени. Возникновение и укрепление взаимосвязей России и зарубежных стран создает условия для формирования открытого педагогического мышления, при котором осваивается все целесообразное в мировом воспитании и образовании. Заметным явлением в зарубежном образовании XX в. стала образовательная система итальянского педагога, врача и общественного деятеля Марии Монтессори. Во всем мире интерес к ее идеям то поднимался, то спадал, тем не менее они не только нашли применение и развитие, но и оказали существенное влияние на современное зарубежное образование. Монтессори-детские сады и школы существуют в Европе, Северной и Южной Америке, в Азии и Австралии.
В России в 1910—1930-е гг. идеи Монтессори также нашли ряд сторонников, среди них — А. П. Выгодская, А. А. Перроте, Т. Л. Сухотина, В. В. Таубман, Ю. И. Фаусек; на русский язык были переведены ее книги «Метод научной педагогики», «Самовоспитание и самообучение в начальной школе», «Руководство к моему методу» и некоторые другие. Ряд отечественных специалистов прошли профессиональную подготовку за рубежом. Появился спрос на Монтессори-образование со стороны родителей. Возник целый ряд детских садов, в различной степени реализующих идеи Монтессори. В педагогических вузах и колледжах, в институтах повышения квалификации работников образования, на негосударственных курсах осуществляется подготовка специалистов, способных работать по Монтессори. Однако в конце 1930-х гг. политическая ситуация меняется, и система Монтессори на длительный период оказывается в забвении.
И все же и в последующий период ее идеи находят некоторое применение. Их использует Е. Н. Потапова для обучения детей письму, широкую известность приобретают так называемые «рамки Монтессори» среди дидактических материалов Б. и Л. Никитиных, ряд ее идей положены в основу системы сенсорного воспитания, разработанной Л. А. Венгером и его учениками. Но вплоть до конца 1980-х гг. большинство идей М. Монтессори в нашей стране не были востребованы.
Лишь с конца 80-х — начала 90-х гг. XX в. в связи с происходящими в обществе процессами демократизации и тенденцией гуманизации отечественного образования происходит возрождение
4системы Монтессори и распространение ее в различных регионах России.
Характерной чертой современного российского образования является бурный процесс создания и реализации вариативных программ. Это стимулирует развитие педагогики в целом, способствуя обогащению содержания, форм и методов воспитания и обучения; создает воспитателям и учителям дополнительные возможности для творчества и профессионального совершенствования; предоставляет родителям возможность выбора подходящей образовательной программы для своих детей. На этом фоне проявляется устойчивый интерес к зарубежной педагогике и предпринимаются попытки использовать зарубежный опыт при разработке отечественных вариативных программ наряду с адаптацией и реализацией зарубежных программ в России. Однако поверхностное знакомство и механический перенос подобных программ на российскую почву могут привести и нередко приводят к ошибочному пониманию их сути и безуспешному применению в нашей стране. Имеет место также эклектичное соединение элементов различных программ и создание своеобразного «образовательного компота», вносящего лишь сумятицу в педагогический процесс и способствующего перегрузке детей. Дополнять и разнообразить образовательные программы можно лишь на основе ясного понимания их целей, содержания, методов и средств воспитания и обучения. В связи с этим всесторонний объективный анализ системы Монтессори приобретает особую актуальность для отечественного образования.
В последние годы появился ряд современных исследований и публикаций, посвященных отдельным теоретическим и практическим вопросам системы Монтессори. Они внесли важный вклад в изучение ее наследия. Однако многие работы являются чисто прикладными или носят фрагментарный характер. В поле зрения исследователей попадают преимущественно ранние или же отдельные поздние статьи Монтессори, зачастую переведенные с ошибками и сокращенные. В ряде публикаций сообщаются лишь краткие сведения о научных взглядах и методике Монтессори или же приводятся отзывы ученых и работников образования первой трети XX в. Остро ощущается дефицит фундаментальных учебных пособий. Настоящее пособие призвано восполнить этот серьезный пробел.
Цель книги — познакомить читателя с целостной образовательной системой М. Монтессори и перспективами ее применения и развития в современном мире.
Автор попытался возможно более полно и обоснованно ответить на вопрос, почему идеи Монтессори представляют собой единую систему, а не эклектичный набор эмпирических методов. Для этого были выявлены системообразующие элементы и взаимосвязи между ними, т. е. философские воззрения Монтессори; понимание
5ею природы ребенка и закономерностей его психофизического развития; сущность и цели воспитания; центральный метод и основные педагогические принципы; роль и функции педагога; содержание, методы и средства воспитания и обучения. При этом были изучены и проанализированы все труды итальянского ученого и педагога, а не только ее отдельные сочинения. Основные поздние произведения Монтессори 30-х — начала 50-х гг. XX в. никогда целиком не издавались в нашей стране. Без их изучения наше знание о системе Монтессори не может считаться полным.
Весьма важной задачей представляется также помочь отечественным педагогам-практикам реализовать идеи Монтессори в российских условиях. Вот почему большое место в книге занимают практические рекомендации и методика работы с дидактическими материалами. Чтобы читатели могли познакомиться с «живым словом» Монтессори, в книгу включены отрывки из ее произведений. Это учебное пособие — результат почти 10-летней работы. Она написана на основе лекций и семинаров, читанных автором с 1994 г. на факультете дошкольной педагогики и психологии МПГУ и многочисленных курсах для педагогов-практиков, проводимых в период с 1993 г. по настоящее время в Москве и некоторых других городах России. В нее включены также результаты научных исследований последних лет.
Автор глубоко признателен доктору педагогических наук профессору Р. С. Буре за внимательное доброжелательное отношение к работе и полезные рекомендации. Особую благодарность приносим декану факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ профессору Л. В. Поздняк. Ей принадлежит идея введения курса Монтессори-педагогики в программу профессиональной подготовки на факультете.
6 Раздел I
СИСТЕМА М. МОНТЕССОРИ: ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ
Глава 1
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ М. МОНТЕССОРИ
1.1. ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ М. МОНТЕССОРИ
Глубокое осмысление педагогических идей Монтессори возможно лишь на основе анализа ее философских взглядов и понимания ею природы и процессов развития ребенка. Рассмотрим оба этих аспекта ее научного наследия подробнее.
Философские взгляды Монтессори базируются на «Космической теории», представленной ею в ряде поздних работ, в том числе в докладах «Место человека в творении» (Лондон, 1935) и «Космическое воспитание» (Индия, 1945) [96]. Идеи «Космической теории» нашли отражение в понимании ею природы ребенка и законов его развития, подробно обсуждаемых в книгах «Креативный ребенок» [92] и «Дети — другие» [95]. Согласно этой теории все в мире — растения, животные, человек — существует и действует в соответствии с космическим планом развития Вселенной. «Она (космическая теория. — М. С.) признает во всем творении единый план, от которого зависят не только разнообразные формы живых существ, но и эволюция самой Земли. ...Жизнь развивается в соответствии с Космическим планом, и смысл жизни — не достичь совершенства на бесконечном пути прогресса, но оказать влияние на окружающую среду (здесь и далее выделено нами. — М. С.) и достичь в ней определенной цели» [96, S. 19—20].
Хорошо известно, что биосфера — область распространения жизни на земном шаре, суша и вода находятся в неразрывном единстве и взаимовлиянии. Так, например, отмечает Монтессори, кораллы, другие морские беспозвоночные и некоторые одноклеточные обеспечивают постоянство химического состава и чистоту морской воды, которые необходимы для жизни рыб. Останки растений и живых существ с течением времени превращаются в
7нефть и каменный уголь, мел, мрамор и другие твердые породы, образующие поверхность Земли. Чистота воздуха поддерживается многочисленными растениями, особенно деревьями. «Экология — новая наука, изучающая эти взаимодействия» [96, S. 21].
«Наблюдениями над функциями животных недавно подтверждено, что их поведение, их индивидуальные способы деятельности в окружающей среде имеют целью не только поддержание собственной жизни, но прежде всего выполнение специального пункта в комплексной задаче сохранения Земли и поддержания гармонии» [96, S. 20]. Таким образом, «все... живые существа в процессе питания или поисков пищи выполняют "космическую" задачу, которая способствует тому, чтобы сохранить природу в гармоничном состоянии чистоты» [96, S. 21].
Каково же место человека во Вселенной? Живет ли человечество только ради поддержания собственного существования? «Так быть не может», — твердо отвечает Монтессори, так как убеждена в высшем предназначении человечества. Человек выполняет в природе «преобразующую функцию» [96, S. 21], оставляя на Земле след своего существования. Человек многое сделал для улучшения и украшения Земли, и Монтессори любуется и восхищается его достижениями. Благодаря его созидательной деятельности «...цветы стали краше, растения — плодороднее, девственные джунгли стали лесами, воды распределились более равномерно» [96, S. 21]. Человек использовал энергию полезных ископаемых, миллионы лет скрытых в недрах Земли; синтезировал новые вещества из уже существующих; построил удивительные архитектурные сооружения; изобрел средства передвижения, помогающие ему в считанные часы пересекать континенты. «Человеческий разум стал почти всемогущим; сегодня он достиг того, чтобы укрощать энергии, и стал способен проникать в самые сокровенные тайны жизни. Поэтому вместо того, чтобы паразитировать и получать все блага из окружения, он является самой активной из действующих сил, предназначенной для того, чтобы изменять и совершенствовать окружающую среду» [96, S. 22].
Вплоть до XX в. человек, как полагает Монтессори, не осознавал этого предназначения и выполнял свою космическую задачу бессознательно, как и животные. Однако в настоящее время созданная им «сверхприрода» может легко выйти из-под контроля и привести к мощным экологическим катастрофам. Человечество должно осмыслить свою космическую задачу, осознать свое единство и понять, что «оно настолько тесно связано, что составляет как бы единую организованную энергию» [96, S. 24]. Перед лицом опасности социальных потрясений и войн оно должно вырабатывать «вселенское сознание», искать пути «“приспособления” к современным условиям и таким образом создать единое универсальное гармоничное общество» [96, S. 25].