ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА
И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А. А. ЖДАНОВА
|
Т. П. Зинченко
ОПОЗНАНИЕ
И КОДИРОВАНИЕ
ИЗДАТЕЛЬСТВО
ЛЕНИНГРАДСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА
ЛЕНИНГРАД•1981
Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА
И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А. А. ЖДАНОВА
|
Т. П. Зинченко
ОПОЗНАНИЕ
И КОДИРОВАНИЕ
ИЗДАТЕЛЬСТВО
ЛЕНИНГРАДСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА
ЛЕНИНГРАД•1981
Печатается по постановлению
Редакционно-издательского совета
Ленинградского университета
УДК 62—506:612.84
Зинченко Т. П. Опознание и кодирование. Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1981. 183 с. Ил. — 38, табл. — 26, библиогр. — 199 назв.
В монографии представлены результаты выполненных автором экспериментальных исследований деятельности оператора в режимах идентификации, опознания, декодирования и информационного поиска при работе с различными кодовыми алфавитами. Предпринята попытка системно-структурного анализа процесса опознания. Рассмотрено место опознания в системе других видов познавательной деятельности. Процесс опознания рассматривается как многоуровневый. Исследуются отдельные операции, составляющие процесс опознания, и реализующие их функциональные структуры. Сформулированы эргономические принципы построения и оценки систем кодирования зрительной и слуховой информации.
Книга рассчитана на специалистов в области эргономики, инженерной и экспериментальной психологии и инженеров. Она может быть полезна также студентам-психологам различной специализации.
Рецензенты:
акад. АПН СССР А. В. Запорожец,
докт. психолог, наук Г. М. Зараковский
З | 10508—043 | 6—81 | 0304000000 | © Издательство Ленинградского университета, |
076(02)—81 | 1981 г. |
Светлой памяти
Петра Ивановича Зинченко
ПРЕДИСЛОВИЕ
Монография Т. П. Зинченко представляет собой основательное теоретико-экспериментальное исследование процесса опознания, которое выполнялось автором и его сотрудниками на протяжении ряда лет. В ней всесторонне рассматривается опознание как особый процесс, анализируются его макро- и микроструктура, место опознания в системе других психических процессов. Этим данная монография выгодно отличается от других (крайне немногочисленных) изданий на эту тему, имеющихся в отечественной литературе.
Автор исследует опознание как процесс, имеющий сложное, уровневое строение. Поэтому к данному исследованию вполне обоснованно привлекается методология системного анализа. Это позволяет подойти к разработке психологической теории опознания. Достоинством книги является сочетание различных планов исследования: психофизического, психофизиологического, микроструктурного, инженерно-психологического. Автор привлекает также материал патологии периферического отдела зрительного анализатора.
В первой главе книги рассматривается место опознания в системе других познавательных процессов: перцептивных, мнемических, мыслительных и др. Особого внимания заслуживает вторая глава, в которой дается структурно-функциональная характеристика процесса опознания. Опознание впервые детально исследуется как полисистемный процесс, включающий в себя перцептивные, селективные, мнемические компоненты.
Использование различных методологических подходов и разнообразных методов исследования позволило получить новые данные, характеризующие не только психологические механизмы опознания, но и микроструктуру внимания в процессе опознания. Особый интерес представляют выявленные автором общие закономерности в процессах приема и обработки зрительных и слуховых многомерных сигналов.
Получение полной, целостной характеристики опознавательного процесса в монографии Т. П. Зинченко достигается благодаря тому, что опознание рассматривается не только как самостоятельный процесс, но и в составе процессов декодирования, информационного поиска и подготовки решения.
Третья глава имеет явно выраженную практическую направленность. Она посвящена разработке психологических принципов кодирования зрительной и слуховой информации. Результаты выполненных исследований позволили автору сформулировать основные требования к кодированию информации, которые необходимо учитывать инженерным психологам и конструкторам — разработчикам средств отображения информации.
Книга насыщена богатым экспериментальным материалом, полученным на основе целого ряда оригинальных методов исследования. Экспериментальные факты логично вытекают из теоретических построений автора. Во всех случаях отчетливо излагается гипотеза исследования, рассматриваются и анализируются другие возможные гипотезы и предположения. Это свидетельствует о единстве замысла обширного и оригинального цикла исследований опознания.
Я убежден, что книга Т. П. Зинченко, представляющая собой существенный вклад в разработку психологической теории опознания, будет с интересом встречена читателями.
Член-корреспондент АН СССР Б. Ф. Ломов
ВВЕДЕНИЕ
Проблема восприятия и опознания принадлежит к числу важнейших в психологии. Непосредственное, чувственное отражение действительности составляет основу для формирования мыслительных процессов. Развитие сенсорных процессов имеет вместе с тем существенное значение для совершенствования практической деятельности субъекта, ибо, как указывал еще И. М. Сеченов, «всякое целесообразное действие регулируется чувствованиями». И на современном этапе развития техники сенсорные процессы играют в деятельности человека не менее важную роль, чем процессы мыслительные. Как справедливо отмечает Б. Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
В последние годы процесс опознания привлекает к себе все большее внимание исследователей. Поскольку опознавательный процесс является одним из основных психических процессов, его изучение имеет несомненный теоретический интерес. С другой стороны, изучение опознания имеет и практическую направленность. Научно-техническая революция привела к созданию новых видов трудовой деятельности. В настоящее время реально существует деятельность опознания как специфический вид трудовой деятельности (например, оператора-наблюдателя). Это заставляет ставить вопрос о выявлении структуры опознавательной деятельности. Закономерности и механизмы опознавательного процесса необходимо учитывать при решении проблемы кодирования и представления информации на средствах отображения.
Поскольку в современных системах управления информация об управляемом объекте передается в закодированной форме, одним из основных путей, обеспечивающих оперативность деятельности человека в системе, а значит, и эффективность работы всей системы, является оптимальное кодирование поступающей информации. Важность разработки проблемы оптимального
кодирования определяется тем, что выбранная символика оказывает непосредственное влияние на скорость и точность приема и переработки информации оператором. Кроме того, используемые способы кодирования влияют на надежность и стоимость средств представления информации, поскольку определяют тип технических средств индикации.
Под кодом (в соответствии с принятым в теории связи определением) мы понимаем систему соответствий между элементами сообщений и сочетаниями сигналов, через которые эти элементы выражаются. Оптимальность кода предполагает, что он обеспечивает максимальную скорость и надежность приема и переработки информации человеком. В самом общем виде оптимальным является код, разработанный в соответствии с закономерностями процессов приема и переработки информации, в организации которых он участвует. Поэтому решение проблемы оптимального кодирования находится в тесной связи с исследованием процессов приема и переработки информации человеком.
Изучение психологических механизмов и структуры операторской деятельности в последние годы занимает центральное место в разработке инженерно-психологической теории. При этом, как указывает Б. Ф. Ломов [1], специфика инженерно-психологического исследования требует изучения того, как техника опосредствует эту деятельность, включающую процессы формирования образа объектов управления и их состояний, сличения поступающих сигналов, извлечения информации из памяти, принятия решения, программирования действий, оценки результатов и т. п.
Деятельность человека-оператора по приему и обработке предъявленной информации включает в себя различные операции: обнаружение сигналов, их сличение с записанными в памяти эталонами и опознание, декодирование и т. п. Важным компонентом этой деятельности является опознавательный процесс.
Целью настоящей работы явилось исследование психологических закономерностей опознавательного процесса. Опознание можно определить как процесс соотнесения непосредственно воспринимаемой окружающей действительности с перцептивными и вербальными эталонами, записанными в памяти индивида. Процесс опознания имеет сложное, уровневое строение. Поэтому при исследовании опознания нам представляется полезным привлечение методологии системного анализа.
Системный подход предполагает необходимость рассмотрения изучаемого явления с различных точек зрения. Во-первых, это явление, взятое само по себе. Во-вторых, это явление, рассмотренное в определенной системе и подчиняющееся ее законам. В-третьих, синтетический аспект исследования явления предполагает, что оно должно быть рассмотрено как продукт
всей совокупности действующих условий, внутренних и внешних [2].
Исходя из указанных принципов, мы полагаем, что реализация системного анализа процесса опознания должна идти в следующих основных направлениях.
1. Рассмотрение места опознания в системе других познавательных процессов.
2. Изучение функционального строения процесса опознания.
3. Исследование опознания как полисистемного процесса, включающего в себя перцептивные, селективные, мнемические компоненты.
4. Выявление существенных факторов, определяющих структуру, содержание и эффективность процесса опознания, изучение выделенных факторов с точки зрения характера их влияния на процесс опознания и выяснение количественных закономерностей этого влияния.
5. Наконец, опознание в системе познавательных процессов может выступать не только как самостоятельная деятельность, но и как частное действие, обеспечивающее достижение промежуточного результата. В связи с этим необходим анализ места опознания в процессах приема и обработки информации и исследование опознавательного процесса как компонента деятельности в режимах декодирования, информационного поиска, информационной подготовки решения.
Одно из общих требований системного анализа психических явлений — необходимость сочетания разных планов исследования. Процесс опознания в нашей работе исследуется в различных аспектах:
— психофизическом (определение пороговых характеристик для различных перцептивных категорий);
— психофизиологическом (с целью изучения координации функциональных систем, реализующих процесс опознания);
— микрогенетическом (позволяющем раскрыть особенности перцептивных категорий на различных стадиях опознавательного процесса);
— микроструктурном (анализ структурной организации операций по приему и обработке информации);
— с привлечением материала патологии, что, как указывает А. Р. Лурия, «дает возможность разложить перцептивный процесс на его звенья и посмотреть, что именно в перцептивном процессе зависит от того или иного звена»;
— инженерно-психологическом (изучение эффективности деятельности по приему и обработке информации в связи с проблемой кодирования и представления информации на средствах отображения).
В качестве стимульного материала в наших исследованиях использовались различные алфавиты, применяемые при создании информационных моделей: буквенный, цифровой, алфавиты
• Психология отдельных видов деятельности. Отраслевая психология → Психология труда