1 ОПЕЧАТКИ ИСПРАВЛЕНЫ
На правах рукописи
Охлопкова Дина Константиновна
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
СТАРШЕКЛАССНИКАМ В ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
САМООПРЕДЕЛЕНИИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОГО СОЦИУМА
Специальность 13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания
(социальное воспитание, уровень профессионального образования)
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва 2013
2Работа выполнена на кафедре социальной педагогики Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московского городского психолого-педагогического университета»
Научный руководитель: | Торохтий Владимир Свиридович, доктор педагогических наук, профессор |
Официальные оппоненты: | Горячев Михаил Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО Самарский государственный университет Пономарева Туяра Николаевна, кандидат педагогических наук, заместитель директора по воспитательной работе Бютяйдахской средней общеобразовательной школы Министерства образования Республики Саха (Якутия) |
Ведущая организация: | ФГБОУ ВПО Алтайская государственная педагогическая академия |
Защита состоится «26» декабря 2013 года в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 850.013.02 при ГОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» по адресу: 123290, г. Москва, Шелепихинская наб., д. 2а, ауд. 206 «а».
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета по адресу: 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29.
Текст автореферата размещен на официальном сайте Московского городского психолого-педагогического университета
Автореферат разослан «25» ноября 2013 г.
Ученый секретарь диссертационного совета | О. Г. Федоров |
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Проблема профессионального самоопределения старшеклассников в сельском социуме имеет высокую социальную значимость, обусловленную тем, что весь комплекс воздействий современной общественной жизни направлен на реализацию задач школой по формированию личности учащегося как объекта и субъекта профориентационной деятельности.
Актуальность исследования. Комплекс накопившихся с 90-х годов производственных и социальных проблем, неблагоприятная демографическая ситуация, вследствие которой прогрессирует сокращение численности сельского населения, в том числе и трудоспособной его части, усугубляет положение с трудовыми кадрами на селе. Одним из путей решения этой проблемы мы видим в ориентировании старшеклассников на будущую профессию в интересах села для того, чтоб они возвращались работать в социальную сферу и другие сектора сельской экономики в качестве профессиональных кадров. Повышение качества формирования профессионального самоопределения старшеклассников в сельском социуме обусловливается требованиями, в данный момент предъявляемыми обществом и государством. В Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2013 года указано, что образовательная деятельность учащихся основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы. В связи с этим повышается значимость социально-педагогической помощи старшеклассникам в их профессиональном самоопределении в сельском социуме, в котором старшеклассник, учитель, родитель выступают как субъекты учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы. Актуальность исследования обусловлена востребованностью социально-педагогической помощи старшеклассникам в их профессиональном самоопределении в сельском социуме. Реализация воспитательного потенциала и возможностей сельского социума, включенность личности в социально-значимые виды деятельности, совершенствование взаимодействия социальных институтов села имеют огромное влияние на развитие духовно-нравственных качеств и ценностей у молодого поколения, формирование социальных потребностей и социальных отношений, ориентацию на принятие и исполнение новой социальной роли, усвоение социального опыта. При этом мы исходим из тезиса о том, что только в реализации потенциальных ресурсов и возможностей сельского социума можно достичь главной цели социально-педагогической помощи — сформировать профессиональное самоопределение личности. Проблему социально-педагогической помощи как формы социально-педагогической деятельности, ее ориентацию на широкие возможности и педагогический потенциал социума рассматривали в своих трудах исследователи В. Г. Бочарова, М. П. Гурьянова, А. В. Мудрик, В. С. Торохтий и др.
Состояние научной разработанности исследуемой работы. Следует отметить, что в отечественной науке к настоящему времени накоплен значительный потенциал знаний в теории и практике педагогики, необходимый для исследования проблемы профессионального самоопределения личности, активного поиска путей ее решения и использования:
— проблема профессионального самоопределения личности с психолого-педагогической точки зрения изучена исследователями Н. С. Дежниковой, Е. А. Климовым, Е. Ю. Пряжниковой, Н. С. Пряжниковым, В. Г. Степановым, С. Н. Чистяковой и др.;
— изучена взаимообусловленность и взаимосвязь профессионального самоопределения личности с ее активной жизненной позицией в окружающей социальной среде; дана трактовка готовности к профессиональному самоопределению учащихся
4учреждения образования А. А. Батаршевым, Е. М. Борисовой, Е. И. Головаха, О. Б. Даутовой, В. Н. Пересыпкиным, С. Ю. Рубцовой, С. Н. Чистяковой и др.;
— исследована роль социальных институтов и их влияние на социальную адаптацию, социализацию, активизацию профессионального самоопределения личности А. В. Ионовым, М. П. Гурьяновой, А. А. Колодиной, Л. В. Мардахаевым, В. С. Торохтий и др.;
— освещено влияние профильного обучения на профессиональную и социальную деятельность личности в трудах Э. Ф. Зеер, О. Б. Даутовой, А. В. Кузнецова, А. М. Павловой, Н. О. Ткаченко, Н. О. Садовниковой и др.);
— рассмотрена теория социальных коммуникаций А. К. Болотовой, Ю. М. Жуковым, И. А. Колесниковой, Л. А. Петровской, А. В. Соколовым и др.;
— рассмотрена проблема социализации как процесс усвоения индивидом социальных ролей, норм и культурных ценностей общества, к которому он принадлежит (В. Г. Бочарова, М. П. Гурьянова, Л. В. Мардахаев, А. В. Мудрик, В. С. Торохтий и др.). Исследователи раскрывают проблему социализации через понятие социального воспитания как механизма, оптимизирующего вхождение человека в социальную среду с учетом ее культурных, психологических и социологических факторов.
Сельская школа и социум как образовательная среда (пространство) для учащихся, использование народных традиций в социальном воспитании рассмотрены в Республике Саха (Якутия) в трудах исследователей У. А. Винокуровой, А. А. Григорьевой, Д. А. Данилова, А. Г. Корниловой, Н. Д. Неустроева, М. М. Прокопьевой и др.
В то же время становится очевидным, что проблема социально-педагогической помощи старшеклассникам в их профессиональном самоопределении в сельском социуме не получила теоретической и практической завершенности в формах, обосновании средств, роли объектов и субъектов социально-педагогической помощи. Указанные выше исследования составляют серьезную научно-теоретическую базу для разработки темы настоящего диссертационного исследования.
Анализ исследований по проблеме социально-педагогической помощи старшеклассникам в их профессиональном самоопределении в сельском социуме выявил следующие противоречия:
— между имеющимся потенциалом специалистов в оказании социально-педагогической помощи старшеклассникам в их профессиональном самоопределении и отсутствием механизмов и технологий его реализации в учебно-воспитательной работе школы в сельском социуме;
— между наработанными практикой формами, методами и приемами социально-педагогической помощи в профессиональном самоопределении и их бессистемным применением в учреждениях образования в сельском социуме, лишающим их эффективности и результативности;
— между специально ориентированными социально-педагогическими условиями для профессионального самоопределения старшеклассников и недостаточностью внимания к их созданию и реализации в учреждениях образования в сельском социуме.
Данные противоречия позволили определить научную проблему, которая заключается в следующем: какой должна быть модель социально-педагогической помощи старшеклассникам в их профессиональном самоопределении в сельском социуме. Осмысление названных противоречий позволило сформулировать проблему настоящего исследования: поиск путей и способов социально-педагогической помощи старшеклассникам в их профессиональном самоопределении в сельском социуме. Актуальность и обозначенные противоречия позволили сформулировать научную задачу исследования, которая заключается в определении социально-педагогических условий социально-педагогической помощи старшеклассникам в их профессиональном самоопределении в сельском социуме.
5Таким образом, стремление определить способы разрешения указанных противоречий, недостаточная теоретическая разработанность проблемы, а также её высокая востребованность социальной практикой обусловили выбор темы исследования «Социально-педагогическая помощь старшеклассникам в их профессиональном самоопределении в условиях сельского социума».
Объект исследования — социально-педагогическая деятельность со старшеклассниками общеобразовательной школы в сельском социуме.
Предмет исследования — социально-педагогические условия повышения эффективности оказания помощи старшеклассникам в их профессиональном самоопределении в сельском социуме.
Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить модель социально-педагогической помощи старшеклассникам в их профессиональном самоопределении в сельском социуме.
Задачи исследования. В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и содержание социально-педагогической помощи старшеклассникам в их профессиональном самоопределении в сельском социуме.
2. Разработать модель социально-педагогической помощи старшеклассникам в их профессиональном самоопределении в условиях сельского социума.
3. Обосновать социально-педагогические условия повышения эффективности профессионального самоопределения старшеклассников в сельском социуме на основе опытно-экспериментальной работы по разработанной программе.
4. Разработать и апробировать научно-методические рекомендации для специалистов учреждения образования по формированию профессионального самоопределения у старшеклассников в сельском социуме.
На основе предварительного обобщения теории и практики исследуемой проблемы и в соответствии с поставленной целью была выдвинута гипотеза исследования.
Гипотеза исследования. Социально-педагогическая помощь старшеклассникам в их профессиональном самоопределении в условиях сельского социума может быть более эффективной, если:
— вовлечь старшеклассников общеобразовательной школы в социально-значимую деятельность, отражающую педагогический потенциал и возможности сельского социума в развитии и социализации учащегося;
— совершенствовать взаимодействие социальных институтов села различной ведомственной принадлежности, способствующих развитию профессионально-важных качеств личности, значимых в профессиональном самоопределении старшеклассников в сельском социуме;
— внедрить в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы в сельском социуме социально-педагогические технологии, стимулирующие профессиональному самоопределению старшеклассников, развивающие профессиональный интерес, способности, склонности, потребности в выборе профессии.
Методологическую основу исследования составили: диалектика, рассматривающая процессы и явления во всеобщей связи, целостности и взаимообусловленности; социально-педагогические идеи о личности как субъекте социальной обусловленности развития человека и общества; идеи о социальных институтах педагогического характера как устойчивых формах организации социальной жизни, специфически функционирующих на уровне села; о социальном взаимодействии как процессе непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов друг на друга; концепции социально-педагогического подхода к исследованию социальных явлений, личностно-ориентированного подхода к всестороннему развитию личности и ее
6профессиональному самоопределению; положение о семье как о социальном институте и воспитывающем коллективе; положение о приоритете традиционных ценностей как части общечеловеческих в содержании духовно-нравственного воспитания; ведущая роль созидательной деятельности в формировании личности; идеи гуманизма и подлинной демократии, принципы индивидуализации.
Теоретической основой исследования послужили:
— философские, социологические, педагогические теории о личности как субъекте социальных отношений, познающей и преобразующей себя (Н. А. Бердяев, Г. В. Гегель, А. И. Герцен и др.);
— теория деятельности и развития личности в ее деятельности (Г. М. Андреева, И. С. Кон, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский и др.);
— положения теории профессионально-педагогического образования, философии и социологии образования (ГГ. Силласте, В. А. Сластенин, С. Н. Чистякова и др.);
— теория профессиональной ориентации, формирования профессионального самоопределения личности (Е. М. Борисова, Е. И. Головаха, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова, С. Н. Чистякова и др.);
— взгляды педагогов и психологов на формирование личности в подростковом и юношеском возрасте (Е. И. Головаха, И. С. Кон, Л. Ф. Обухова, Д. Б. Эльконин и др.);
— социально-психологические аспекты в контексте проблемы подготовки к будущей профессиональной деятельности (Э. Ф. Зеер, Е. П. Ильин, Е. А. Климов, Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников, О. А. Рудей, В. Г. Степанов, Т. В. Черникова и др.);
— исследования о социально-педагогических подходах к профессиональной деятельности и влиянии социума на профессиональное самоопределение личности (В. Г. Бочарова, М. П. Гурьянова, Г. П. Иванова, А. В. Мудрик, С. В. Сальцева, В. С. Торохтий и др.);
— теория гуманизации и личностно-ориентированного образования в профориентационной деятельности (И. П. Подласый, В. В. Сериков, В. А. Сластенин и др.);
— концепция взаимодействия образовательного учреждения и среды, социально-педагогические подходы к раскрытию педагогического потенциала социума (В. Г. Бочарова, В. И. Загвязинский, С. В. Левчук, А. В. Мудрик, В. С. Торохтий и др.);
— народные традиции и их влияние на социальное воспитание и социализацию учащихся в школе и семье рассмотрены в научных трудах Д. А. Данилова, А. Г. Корниловой, Н. Д. Неустроева, А. П. Оконешниковой и др.
Методы исследования. Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовалась совокупность следующих взаимодополняющих общенаучных и педагогических методов: теоретические (анализ, синтез и обобщение, моделирование и т. д.); эмпирические (наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, обработка результатов экспертной оценки и др.); методы социально-педагогического подхода: реализация потенциала сельского социума (взаимодействие, согласование, сотрудничество); разрешение проблем личности (включение в деятельность, рекомендации и др.).
Этапы исследования.
Первый этап (2005—2006) — подготовительный и констатирующий: анализ научной литературы по проблеме исследования, обоснование актуальности, определение объекта, предмета, цели, задач, выработка гипотезы исследования, методологического аппарата и программы опытно-экспериментальной работы, разработка проекта модели и диагностического инструментария. Определены основные направления исследования. Выявлены тенденции и закономерности развития социальных институтов в сельском социуме и их социально-педагогическая инфраструктура. Изучение опыта педагогической деятельности в Республике Саха (Якутия).