Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

ОПЕЧАТКИ ИСПРАВЛЕНЫ

На правах рукописи

Охлопкова Дина Константиновна

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
СТАРШЕКЛАССНИКАМ В ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
САМООПРЕДЕЛЕНИИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОГО СОЦИУМА

Специальность 13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания
(социальное воспитание, уровень профессионального образования)

Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук

Москва 2013

2

Работа выполнена на кафедре социальной педагогики Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московского городского психолого-педагогического университета»

 

На­уч­ный ру­ко­во­ди­тель:

То­рох­тий Вла­ди­мир Сви­ри­до­вич,
док­тор пе­да­го­ги­чес­ких наук, про­фес­сор

Офи­ци­аль­ные оп­по­нен­ты:

Го­ря­чев Ми­ха­ил Дмит­ри­евич,
док­тор пе­да­го­ги­чес­ких на­ук, про­фес­сор, за­ве­дую­щий ка­фед­рой пе­да­го­ги­ки ФГБОУ ВПО Са­мар­ский го­су­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет

По­но­ма­ре­ва Туя­ра Ни­ко­ла­ев­на,
кан­ди­дат пе­да­го­ги­чес­ких на­ук, за­мес­ти­тель ди­рек­то­ра по вос­пи­та­тель­ной ра­бо­те Бю­тяй­дах­ской сред­ней об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ной шко­лы Ми­нис­тер­ства об­ра­зо­ва­ния Рес­пуб­ли­ки Са­ха (Яку­тия)

Ве­ду­щая ор­га­ни­за­ция:

ФГБОУ ВПО Ал­тай­ская го­су­дар­ствен­ная пе­да­го­ги­чес­кая ака­де­мия

Защита состоится «26» декабря 2013 года в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 850.013.02 при ГОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» по адресу: 123290, г. Москва, Шелепихинская наб., д. 2а, ауд. 206 «а».

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета по адресу: 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29.

Текст автореферата размещен на официальном сайте Московского городского психолого-педагогического университета

Автореферат разослан «25» ноября 2013 г.

 

 

Уче­ный сек­ре­тарь
дис­сер­та­ци­он­но­го со­ве­та

О. Г. Федоров

3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Проблема профессионального самоопределения старшеклассников в сельском социуме имеет высокую социальную значимость, обусловленную тем, что весь комплекс воздействий современной общественной жизни направлен на реализацию задач школой по формированию личности учащегося как объекта и субъекта профориентационной деятельности.

Актуальность исследования. Комплекс накопившихся с 90-х годов производственных и социальных проблем, неблагоприятная демографическая ситуация, вследствие которой прогрессирует сокращение численности сельского населения, в том числе и трудоспособной его части, усугубляет положение с трудовыми кадрами на селе. Одним из путей решения этой проблемы мы видим в ориентировании старшеклассников на будущую профессию в интересах села для того, чтоб они возвращались работать в социальную сферу и другие сектора сельской экономики в качестве профессиональных кадров. Повышение качества формирования профессионального самоопределения старшеклассников в сельском социуме обусловливается требованиями, в данный момент предъявляемыми обществом и государством. В Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2013 года указано, что образовательная деятельность учащихся основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы. В связи с этим повышается значимость социально-педагогической помощи старшеклассникам в их профессиональном самоопределении в сельском социуме, в котором старшеклассник, учитель, родитель выступают как субъекты учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы. Актуальность исследования обусловлена востребованностью социально-педагогической помощи старшеклассникам в их профессиональном самоопределении в сельском социуме. Реализация воспитательного потенциала и возможностей сельского социума, включенность личности в социально-значимые виды деятельности, совершенствование взаимодействия социальных институтов села имеют огромное влияние на развитие духовно-нравственных качеств и ценностей у молодого поколения, формирование социальных потребностей и социальных отношений, ориентацию на принятие и исполнение новой социальной роли, усвоение социального опыта. При этом мы исходим из тезиса о том, что только в реализации потенциальных ресурсов и возможностей сельского социума можно достичь главной цели социально-педагогической помощи — сформировать профессиональное самоопределение личности. Проблему социально-педагогической помощи как формы социально-педагогической деятельности, ее ориентацию на широкие возможности и педагогический потенциал социума рассматривали в своих трудах исследователи В. Г. Бочарова, М. П. Гурьянова, А. В. Мудрик, В. С. Торохтий и др.

Состояние научной разработанности исследуемой работы. Следует отметить, что в отечественной науке к настоящему времени накоплен значительный потенциал знаний в теории и практике педагогики, необходимый для исследования проблемы профессионального самоопределения личности, активного поиска путей ее решения и использования:

— проблема профессионального самоопределения личности с психолого-педагогической точки зрения изучена исследователями Н. С. Дежниковой, Е. А. Климовым, Е. Ю. Пряжниковой, Н. С. Пряжниковым, В. Г. Степановым, С. Н. Чистяковой и др.;

— изучена взаимообусловленность и взаимосвязь профессионального самоопределения личности с ее активной жизненной позицией в окружающей социальной среде; дана трактовка готовности к профессиональному самоопределению учащихся

4

учреждения образования А. А. Батаршевым, Е. М. Борисовой, Е. И. Головаха, О. Б. Даутовой, В. Н. Пересыпкиным, С. Ю. Рубцовой, С. Н. Чистяковой и др.;

— исследована роль социальных институтов и их влияние на социальную адаптацию, социализацию, активизацию профессионального самоопределения личности А. В. Ионовым, М. П. Гурьяновой, А. А. Колодиной, Л. В. Мардахаевым, В. С. Торохтий и др.;

— освещено влияние профильного обучения на профессиональную и социальную деятельность личности в трудах Э. Ф. Зеер, О. Б. Даутовой, А. В. Кузнецова, А. М. Павловой, Н. О. Ткаченко, Н. О. Садовниковой и др.);

— рассмотрена теория социальных коммуникаций А. К. Болотовой, Ю. М. Жуковым, И. А. Колесниковой, Л. А. Петровской, А. В. Соколовым и др.;

— рассмотрена проблема социализации как процесс усвоения индивидом социальных ролей, норм и культурных ценностей общества, к которому он принадлежит (В. Г. Бочарова, М. П. Гурьянова, Л. В. Мардахаев, А. В. Мудрик, В. С. Торохтий и др.). Исследователи раскрывают проблему социализации через понятие социального воспитания как механизма, оптимизирующего вхождение человека в социальную среду с учетом ее культурных, психологических и социологических факторов.

Сельская школа и социум как образовательная среда (пространство) для учащихся, использование народных традиций в социальном воспитании рассмотрены в Республике Саха (Якутия) в трудах исследователей У. А. Винокуровой, А. А. Григорьевой, Д. А. Данилова, А. Г. Корниловой, Н. Д. Неустроева, М. М. Прокопьевой и др.

В то же время становится очевидным, что проблема социально-педагогической помощи старшеклассникам в их профессиональном самоопределении в сельском социуме не получила теоретической и практической завершенности в формах, обосновании средств, роли объектов и субъектов социально-педагогической помощи. Указанные выше исследования составляют серьезную научно-теоретическую базу для разработки темы настоящего диссертационного исследования.

Анализ исследований по проблеме социально-педагогической помощи старшеклассникам в их профессиональном самоопределении в сельском социуме выявил следующие противоречия:

— между имеющимся потенциалом специалистов в оказании социально-педагогической помощи старшеклассникам в их профессиональном самоопределении и отсутствием механизмов и технологий его реализации в учебно-воспитательной работе школы в сельском социуме;

— между наработанными практикой формами, методами и приемами социально-педагогической помощи в профессиональном самоопределении и их бессистемным применением в учреждениях образования в сельском социуме, лишающим их эффективности и результативности;

— между специально ориентированными социально-педагогическими условиями для профессионального самоопределения старшеклассников и недостаточностью внимания к их созданию и реализации в учреждениях образования в сельском социуме.

Данные противоречия позволили определить научную проблему, которая заключается в следующем: какой должна быть модель социально-педагогической помощи старшеклассникам в их профессиональном самоопределении в сельском социуме. Осмысление названных противоречий позволило сформулировать проблему настоящего исследования: поиск путей и способов социально-педагогической помощи старшеклассникам в их профессиональном самоопределении в сельском социуме. Актуальность и обозначенные противоречия позволили сформулировать научную задачу исследования, которая заключается в определении социально-педагогических условий социально-педагогической помощи старшеклассникам в их профессиональном самоопределении в сельском социуме.

5

Таким образом, стремление определить способы разрешения указанных противоречий, недостаточная теоретическая разработанность проблемы, а также её высокая востребованность социальной практикой обусловили выбор темы исследования «Социально-педагогическая помощь старшеклассникам в их профессиональном самоопределении в условиях сельского социума».

Объект исследования — социально-педагогическая деятельность со старшеклассниками общеобразовательной школы в сельском социуме.

Предмет исследования — социально-педагогические условия повышения эффективности оказания помощи старшеклассникам в их профессиональном самоопределении в сельском социуме.

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить модель социально-педагогической помощи старшеклассникам в их профессиональном самоопределении в сельском социуме.

Задачи исследования. В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность и содержание социально-педагогической помощи старшеклассникам в их профессиональном самоопределении в сельском социуме.

2. Разработать модель социально-педагогической помощи старшеклассникам в их профессиональном самоопределении в условиях сельского социума.

3. Обосновать социально-педагогические условия повышения эффективности профессионального самоопределения старшеклассников в сельском социуме на основе опытно-экспериментальной работы по разработанной программе.

4. Разработать и апробировать научно-методические рекомендации для специалистов учреждения образования по формированию профессионального самоопределения у старшеклассников в сельском социуме.

На основе предварительного обобщения теории и практики исследуемой проблемы и в соответствии с поставленной целью была выдвинута гипотеза исследования.

Гипотеза исследования. Социально-педагогическая помощь старшеклассникам в их профессиональном самоопределении в условиях сельского социума может быть более эффективной, если:

— вовлечь старшеклассников общеобразовательной школы в социально-значимую деятельность, отражающую педагогический потенциал и возможности сельского социума в развитии и социализации учащегося;

— совершенствовать взаимодействие социальных институтов села различной ведомственной принадлежности, способствующих развитию профессионально-важных качеств личности, значимых в профессиональном самоопределении старшеклассников в сельском социуме;

— внедрить в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы в сельском социуме социально-педагогические технологии, стимулирующие профессиональному самоопределению старшеклассников, развивающие профессиональный интерес, способности, склонности, потребности в выборе профессии.

Методологическую основу исследования составили: диалектика, рассматривающая процессы и явления во всеобщей связи, целостности и взаимообусловленности; социально-педагогические идеи о личности как субъекте социальной обусловленности развития человека и общества; идеи о социальных институтах педагогического характера как устойчивых формах организации социальной жизни, специфически функционирующих на уровне села; о социальном взаимодействии как процессе непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов друг на друга; концепции социально-педагогического подхода к исследованию социальных явлений, личностно-ориентированного подхода к всестороннему развитию личности и ее

6

профессиональному самоопределению; положение о семье как о социальном институте и воспитывающем коллективе; положение о приоритете традиционных ценностей как части общечеловеческих в содержании духовно-нравственного воспитания; ведущая роль созидательной деятельности в формировании личности; идеи гуманизма и подлинной демократии, принципы индивидуализации.

Теоретической основой исследования послужили:

— философские, социологические, педагогические теории о личности как субъекте социальных отношений, познающей и преобразующей себя (Н. А. Бердяев, Г. В. Гегель, А. И. Герцен и др.);

— теория деятельности и развития личности в ее деятельности (Г. М. Андреева, И. С. Кон, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский и др.);

— положения теории профессионально-педагогического образования, философии и социологии образования (ГГ. Силласте, В. А. Сластенин, С. Н. Чистякова и др.);

— теория профессиональной ориентации, формирования профессионального самоопределения личности (Е. М. Борисова, Е. И. Головаха, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова, С. Н. Чистякова и др.);

— взгляды педагогов и психологов на формирование личности в подростковом и юношеском возрасте (Е. И. Головаха, И. С. Кон, Л. Ф. Обухова, Д. Б. Эльконин и др.);

— социально-психологические аспекты в контексте проблемы подготовки к будущей профессиональной деятельности (Э. Ф. Зеер, Е. П. Ильин, Е. А. Климов, Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников, О. А. Рудей, В. Г. Степанов, Т. В. Черникова и др.);

— исследования о социально-педагогических подходах к профессиональной деятельности и влиянии социума на профессиональное самоопределение личности (В. Г. Бочарова, М. П. Гурьянова, Г. П. Иванова, А. В. Мудрик, С. В. Сальцева, В. С. Торохтий и др.);

— теория гуманизации и личностно-ориентированного образования в профориентационной деятельности (И. П. Подласый, В. В. Сериков, В. А. Сластенин и др.);

— концепция взаимодействия образовательного учреждения и среды, социально-педагогические подходы к раскрытию педагогического потенциала социума (В. Г. Бочарова, В. И. Загвязинский, С. В. Левчук, А. В. Мудрик, В. С. Торохтий и др.);

— народные традиции и их влияние на социальное воспитание и социализацию учащихся в школе и семье рассмотрены в научных трудах Д. А. Данилова, А. Г. Корниловой, Н. Д. Неустроева, А. П. Оконешниковой и др.

Методы исследования. Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовалась совокупность следующих взаимодополняющих общенаучных и педагогических методов: теоретические (анализ, синтез и обобщение, моделирование и т. д.); эмпирические (наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, обработка результатов экспертной оценки и др.); методы социально-педагогического подхода: реализация потенциала сельского социума (взаимодействие, согласование, сотрудничество); разрешение проблем личности (включение в деятельность, рекомендации и др.).

Этапы исследования.

Первый этап (2005—2006) — подготовительный и констатирующий: анализ научной литературы по проблеме исследования, обоснование актуальности, определение объекта, предмета, цели, задач, выработка гипотезы исследования, методологического аппарата и программы опытно-экспериментальной работы, разработка проекта модели и диагностического инструментария. Определены основные направления исследования. Выявлены тенденции и закономерности развития социальных институтов в сельском социуме и их социально-педагогическая инфраструктура. Изучение опыта педагогической деятельности в Республике Саха (Якутия).

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/disers/OkhlopkovaDK/OSPa-026.htm