i На правах рукописи
Васькова Ольга Владимировна
ВЗАИМОСВЯЗЬ ФЕНОМЕНОВ ИНТЕГРАЦИИ И
ВНУТРИГРУППОВОГО СТРУКТУРИРОВАНИЯ В УЧЕНИЧЕСКОЙ
ГРУППЕ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
19.00.05 — социальная психология
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук
Москва — 2013
iiРабота выполнена на кафедре теоретических основ социальной психологии
факультета социальной психологии Московского городского
психолого-педагогического университета
Научный руководитель: | Сачкова Марианна Евгеньевна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры теоретических основ социальной психологии ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» |
Официальные оппоненты: | Радина Надежда Константиновна, доктор политических наук, профессор, профессор кафедры социальной психологии и педагогики НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса» Кондратьев Юрий Михайлович кандидат психологических наук, доцент, декан факультета психологии НОУ ВПО «Институт Уник» |
Ведущая организация: | Институт психологии им. Л. С. Выготского ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет» |
Защита состоится 28 ноября 2013 года в 12 часов на заседании диссертационного совета Д-850.013.01 при Московском городском психолого-педагогическом университете по адресу: 127051, Москва, ул. Сретенка, д. 29.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета
Автореферат разослан «23» октября 2013 г.
Ученый секретарь диссертационного совета | Кулагина И. Ю. |
1 Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Глобальные социально-экономические и политические изменения, происходящие в российском обществе последние два десятилетия, непосредственно влияют на такой важнейший общественный институт, как общее среднее образование. Процессы интеграции и дифференциации, характерные для российского социума в целом, присущи также и детско-юношеским сообществам. Такого рода сообщества, в том числе и образовательные, выступают в качестве одной из основных сред развития, воспитания и социализации детей и подростков. При этом наиболее значимыми, оказывающими воздействие как на жизнедеятельность ученических групп, так и непосредственно на самих их членов, являются процессы внутригрупповой интеграции и дифференциации — основные источники и катализаторы групповой динамики.
Среди наиболее важных феноменов групповой дифференциации особое внимание отечественных и западных социальных психологов привлекает интрагрупповое структурирование. Кроме того, именно статусное структурирование в ряду других дифференциационных измерений группы обычно определяется как одно из основополагающих. В отечественных социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях данное направление представлено широким кругом работ (Г. М. Андреева, Т. Аунапуу, И. П. Волков, Е. М. Дубовская, А. В. Киричук, Я. Л. Коломинский, М. Ю. Кондратьев, Ю. М. Кондратьев, Р. Л. Кричевский, А. С. Морозов, М. Е. Сачкова, В. В. Шпалинский, М. Г. Ярошевский, Р. Бейлз, Дж. Хоманс, М. Шоу, и др.).
Другой основополагающий процесс, протекающий в малой группе, — процесс интрагрупповой интеграции, действующий в противовес дифференциационным силам и позволяющий группе оставаться единой общностью, субъектом социального взаимодействия, также подробно был изучен в рамках российской социальной психологии (А. И. Донцов, А. Л.
2Журавлев, А. Н. Лутошкин, В. И. Паниотто, А. В. Петровский, Л. И. Уманский, Я. Морено, Т. Ньюком, Л. Фестингер и др.). К интеграционным феноменам ученые традиционно относят сплоченность (эмоциональную и ценностную), групповое чувство «Мы», проявляющееся в виде сформированной социальной идентичности (В. С. Агеев, Р. Л. Кричевский, А. В. Петровский, Л. И. Уманский, А. И. Донцов, М. Шоу, Р. Морленд, Дж. Ливайн). Несмотря на то, что данные явления активно исследовались и анализировались (А. Л. Журавлев, Н. Н. Обозов, И. Р. Сушков и др.), взаимосвязь феноменов интеграции и дифференциации остается в настоящее время все еще мало изученной, прежде всего, в контексте реально функционирующих ученических сообществ. В связи с этим исследование факторов, обусловливающих чувство принадлежности к ученической группе, влияющих на формирование личностных и социальных качеств ее членов, представляется, на наш взгляд, актуальным и высоко значимым в современных условиях.
Целью исследования стало изучение характера взаимосвязи интеграционных феноменов и внутригруппового структурирования в ученических группах старших подростков.
Объектом исследования являются феномены интеграции и дифференциации в ученической группе.
Предмет исследования — взаимосвязь феноменов интеграции и статусного структурирования в ученических группах старших подростков.
Проведенный анализ философской, психологической, социологической и педагогической литературы, наблюдение за реально функционирующими школьными классами позволили сформулировать основную гипотезу исследования о существовании взаимосвязи между интеграционными феноменами (социальной идентичностью, сплоченностью), степенью их выраженности и статусным структурированием в ученической группе старших подростков.
Конкретизируя данное предположение, мы выдвинули ряд частных
3гипотез. Согласно первой частной гипотезе мы предположили, что общий уровень социальной идентичности не отличается у представителей разных статусных категорий, однако выраженность отдельных параметров социальной идентичности у разностатусных старших подростков различна. У высокостатусных, среднестатусных и низкостатусных учащихся существуют отличия в эмоциональном, когнитивном и поведенческих компонентах социальной идентичности.
Согласно второй частной гипотезе мы предположили, что в подростковой ученической группе наибольшая степень эмоциональной сплоченности характерна для высокостатусных членов группы, однако среднестатусные учащиеся могут вносить больший вклад в общий уровень сплоченности в связи с тем, что они не только отдают предпочтения своей статусной категории, но и чаще отвечают взаимностью на аттракционный выбор представителей всех статусных категорий.
Согласно третьей частной гипотезе, по показателям ценностной сплоченности в группах наиболее близки высокостатусные и среднестатусные учащиеся. Ориентации низкостатусных старших подростков отличаются наименьшей степенью согласованности с общегрупповым ценностным рядом.
Для реализации целей исследования необходимым является решение следующих задач:
1. С помощью теоретического обзора научной литературы проанализировать основные подходы к проблеме интрагрупповой статусной дифференциации, психологии интеграционных феноменов в различных по своей специфике группах, сформировать основной понятийно-терминологический аппарат исследования.
2. Провести исследование внутригрупповой структуры ученического сообщества: по социометрическому, властному и референтометрическому критериям; установить наличие связи между внутригрупповым
4интегральным статусом каждого ученика и интеграционными феноменами в группе.
3. Проанализировать выявленные закономерности по характеру и особенностям интеграционных феноменов и интрагруппового структурирования в исследуемых сообществах и на их основании сформулировать выводы диссертационного исследования, а также представить блок практикоориентированных рекомендаций.
Для проверки справедливости выдвинутых гипотез и реализации поставленных задач по результатам анализа научной литературы, консультаций с компетентными лицами (классными руководителями, учителями) и организованного наблюдения за жизнедеятельностью ученических групп, в исследовании был использован комплекс социально-психологических методик и методических приемов: социометрия, референтометрия, методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе, методика определения ценностно-ориентационного единства группы, опросник социальной идентичности (A. R. Graziani, M. Rubini, A. Palmonari, S. Costarelli, R. M. Calla). В исследовании также применялись статистические методы обработки данных с помощью программного пакета статистических средств SPSS 17.00 с использованием критериев Манна — Уитни, Стьюдента и Пирсона.
Выборка
Выборку данного исследования составили учащиеся 9—10-ых классов общеобразовательных школ Центрального, Южного, Северо-западного и Северного административных округов города Москвы. Всего было исследовано 10 классов, из них пять 9-ых и пять 10-ых классов. Наполняемость классов — в среднем 24 человека. В итоге общий контингент испытуемых составил 212 человек, среди них 102 мальчика и 110 девочек. Средний возраст участников исследования 15,8 лет.
Теоретико-методологическими основами данного исследования