Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет «Психология образования»

Кафедра «Возрастная психология»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание степени магистра

«Психологические состояния женщин 30-ти лет, переживающих
кризис профессиональной деятельности (на примере
педагогических и офисных профессий)

название ВКР

 

Направление

030300.68

Психология

 

(код)

(наименование направления)

 

Магистерская программа

Практическая психология

 

(название магистерской программы)

 

Руководитель магистерской программы

Обухова Л. Ф.

Зав. выпускающей кафедрой

Обухова Л. Ф.

Руководитель

Пряжникова Е. Ю.

Студент

Давыдова Ю. С.

Москва, 2015

2

Общая характеристика исследования

В своем профессиональной развитии специалист проходит определенные критические этапы, во время которых меняется его отношение к работе, поведение, мотивация труда, происходит переориентация на новые цели, осуществляется перестройка смысловых структур профессионального сознания. Для многих в 30 лет вновь становится актуальной проблема профессионального самоопределения. Происходит «переоценка ценностей» и «пересмотр собственной личности, профессии». Для кого-то путем выхода из кризиса будет реализация себя в выбранной профессии, а для кого-то сменой профессии или места работы, поэтому психологическое состояние личности играет важную роль в этот период.

Диагностика эмоционального состояния в этот период очень важна, оперируясь на полученные данные можно выявить, отягощающие эмоциональное состояние личности; в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизилось нервное напряжение; какие признаки и аспекты поведения самого человека подлежат коррекции, чтобы эмоциональное состояние не вредило профессиональной деятельности.

Цель исследования — выявление особенностей психологических состояний женщин 30 лет, переживающих кризис профессиональной деятельности (на примере офисных и педагогических профессий).

Объект исследования — профессиональная деятельность женщин.

Предмет исследования — психологические состояния женщин 30 лет во время кризиса профессиональной деятельности.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют принципы психологии как о системном подходе к изучению личности и субъекта профессионального становления, развития личности в деятельности (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович и др.); положение о личности как активном субъекте деятельности и отношении с миром (С. Л. Рубиншнейн, А. Н. Леонтьев, В. И. Слободчиков и др.); принципы

3

самореализации и самоактуализации личности в процессе профессионального становления (Е. А. Климов, Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова и др.).

Проблема исследования: какие психологические состояния переживают женщины 30 лет во время кризиса профессиональной деятельности?

Основная гипотеза исследования — существуют различия в переживании кризиса профессиональной деятельности у женщин 30 лет офисных и педагогических профессий, находящихся на одном уровне удовлетворенности трудом.

Частная гипотеза исследования — существуют качественные различия в ведущих ценностных ориентациях в карьере у женщин разной профессиональной направленности.

Задачи исследования:

1. Подобрать и проанализировать психологическую литературу по проблеме кризиса профессиональной деятельности;

2. Дать психологическую характеристику и типологию кризисов профессиональной деятельности;

3. Изучить условия возникновения, динамику, закономерности профессионального кризиса, а также психологические механизмы, лежащие в основе его переживания;

4. Изучить особенности психологических состояний, которые возникают во время кризиса профессиональной деятельности;

5. Подобрать методы и методики по определению удовлетворенностью труда, психологических состояний, ценностных ориентаций в карьере; провести исследование;

6. Обработать полученные данные с помощью методов математической статистики;

7. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы о специфике переживания профессионального кризиса женщинами 30-ти лет

4

в зависимости от особенностей ценностных ориентаций в профессиональной деятельности.

Методы исследования: теоретико-методологический и сравнительный анализ научных концепций и литературных источников, опрос, описательная и сравнительная математическая статистика.

Методики:

1. Методика определения удовлетворенности трудом (А. В. Батрашев).

2. Методика определения доминирующего состояния (Л. В. Куликов).

3. Методика «Якоря карьеры» (Э. Шейн, перевод и адаптация В. А. Чикер, В. Э. Винокурова).

Эмпирическая база исследования: ООО «Альбатрос Лоджистикс», «Детский досуговый центр Фокс клуб».

Характеристика испытуемых: 50 женщин в возрасте от 29 до 32 лет. Из них 25 работают в финансовом департаменте транспортной компании г. Москвы, 25 работают в педагогическом учреждении г. Москвы «Детский досуговый центр Фокс клуб».

Научная новизна исследования: впервые была предпринята попытка определения особенностей психологических состояний женщин 30 лет, которые переживают кризис профессиональной деятельности, а именно то, что женщины одного возраста, но разной профессиональной направленности по-разному переживают кризис профессиональной деятельности.

Практическая значимость: знание психологических особенностей женщин разных профессий во время кризиса профессиональной деятельности будет полезно руководителям образовательных учреждений и коммерческих предприятий. Результаты исследования могут быть положены в основу дальнейших исследований проблемы психологических

5

состояний женщин 30 лет во время кризиса профессиональной деятельности.

Теоретическая значимость: заключается в систематизации и обобщении знаний, подходов и концепций о типологии кризисов личности, профессиональных кризисов и особенностях психологических состояний женщин 30 лет во время кризиса профессиональной деятельности. Проанализированы варианты выхода из кризиса профессионального становления личности.

Объем и структура работы:

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (всего 56 источников, из них 2 — на иностранных языках) и 11 приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость. Формулируются объект, предмет, цель, основные задачи исследования. Формулируются основная и частная гипотеза исследования.

В первой главе диссертации «Психологические состояния женщин 30 лет, переживающих кризис профессиональной деятельности (на примере педагогических и офисных профессий)» — дается литературный обзор по проблеме кризисов личности, кризисов профессионального становления и их влияния на перестройку структуры субъекта деятельности, дается обзор психологических состояний во время кризиса профессиональной деятельности, приводятся варианты выхода из кризисного состояния.

Первый параграф — «Типология кризисов личности» — посвящен рассмотрению понятия «возрастной кризис» в отечественной и зарубежной психологии.

6

В различных концепциях кризис обусловлен определенного рода противоречиями: внутренними и, или внешними. Во время разрешения этих противоречий идет прогрессивное развитие личности, перестраиваются внутренние переживания, происходит трансформация отношения к окружающему миру и действительности.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что кризисы явление нормативное, сопровождающее развитие личности; они детерминированы внешними и, или внутренними факторами; причиной возникновения кризисов исследователи рассматривают стремлением человека к самоосуществлению; различные социальные ситуации и отношения, ведущая деятельность и активность субъекта деятельности.

Во втором параграфе — «Кризисы профессионального становления личности» приводятся стадии профессионального становления, смена которых порождает нормативные кризисы профессионального становления. Дается определение «кризису профессионального становления», рассматриваются особенности кризисов профессионального становления.

Кризис профессионального становления, по мнению, Е. Ю. Пряжниковой, Н. С. Пряжникова1 — это «ситуация, когда исчерпаны возможности развития «ввысь» или развития «вдоль», т. е. когда субъект вынужден менять свои представления об окружающем мире (в том числе и о мире профессий) или представления о себе и своем месте в этом мире». Теоретический анализ работ отечественных и зарубежных авторов показал, что профессиональное становление личности — это процесс развития, который заключается в последовательной смене определённых стадий; кризисы профессионального становления сопровождаются переходом от одной стадии к другой, кризисы профессиональной деятельности выделены двумя типами — нормативными и ненормативными.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/studworks/DavidovYUS-2015/DPs-ma-013.htm