1 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет «Психология образования»
Кафедра «Педагогическая психология»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание степени магистра
«Изменение эмоционального состояния педагогов в условиях тренинга командообразования»
название ВКР
Направление | 050400.68 | Психолого-педагогическое образование |
| (код) | (наименование направления) |
Магистерская программа | Методическое обеспечение системы образования |
| (название магистерской программы) |
Руководитель | Андрианов Ю. В |
Студент | Маркина М. Б. |
Москва, 2015
2 Общая характеристика исследования
Исследование посвящено изменению эмоционального состояния педагогов в условиях тренинга командообразования
Актуальность темы исследования. Эффективность труда каждого учителя определяется уровнем педагогической культуры его всего педагогического коллектива образовательной организации, характером межличностных отношений внутри него, пониманием общей и личной ответственности, сотрудничеством коллег. Такие ценности, как любовь к ребенку, желание научить его, уважение к личности, педагогическое творчество, оптимизм, общая и профессиональная культура, создают ту базу, на которой основывается полноценное развитее личности ребенка внутри школы или детского сада. Педагогические, воспитательные по своей сути коллективы учебных заведений дают для учащихся первоначальное представление о коллективе взрослых, о его системе взаимоотношений, совместной деятельности. Единство учителей может проявляться в ценностных ориентациях, взглядах, убеждениях, но это не означает, однако, однообразия в технологии педагогической деятельности.
Для осуществления такого педагогического сотрудничества, необходимо, что бы в каждом классе работал такой коллектив педагогов, который воспринимал бы себя как единую команду, «играющую на одном поле» для достижения общих целей, поскольку одной из особенностей деятельности педагогического коллектива является коллективный характер результатов работы и ответственность за результаты педагогической деятельности.
Исследования давно подтвердили, что люди по-разному проявляют и чувствуют себя в различных коллективах. Некоторые коллективы могут способствовать проявлению лучших сторон личности человека, а некоторые —
3сублимируют хорошее и подпитывают плохое. Необходимость сплочения и создания благоприятного климата педагогического коллектива заключается в том, что его психологическая атмосфера, межличностные отношения, стиль управления и деятельности обязательно проецируются на детский коллектив.
Именно поэтому руководству образовательных организаций важно создать в коллективе педагогов комфортную атмосферу сотрудничества и сформировать предпосылки для истинно командной работы, что может быть создано путем проведения тренинга сплочения и командообразования. Особенно это актуально в сегодняшней реальности при слиянии педагогических коллективов, иногда даже конкурирующих в прошлом, школ, когда педагоги предвзято относятся к своим будущим или уже новым коллегам. Важно не допустить возникновения конфликтов и ухудшения взаимоотношений в коллективе, появления излишней тревоги у педагогов, а как следствия и учеников, находящихся в процессе реорганизации.
Методологическую основу исследования составили общенаучные принципы познания, основные положения по проблеме эмоционального выгорания (Бойко В. В., Ковалев А. Г., Ильин Е. П., Панферов В. И., Водопьянова Н. Е., Вилюнас В. К. и др.) и основополагающие работы по организации командообразования (Рубинштейн С. Я., Армстронг М., Вачков И. В., Гроув Э., Жуков Ю. М., Журавлев А. В., Павлова Е. Н., Herbert J. Freudenberger и др.).
Объект диссертационной работы — изменения эмоционального состояния педагогов в процессе формирования коллектива
Предмет диссертационной работы — особенности изменения эмоционального состояния педагогов в условиях тренингах командообразования
4 Цель диссертационной работы — исследование изменения эмоциональных состояний педагогов, проходящих тренинг командообразования.
Задачи диссертационной работы:
— проанализировать основные особенности тренинговой работы по командообразованию
— исследовать понятие «команда» и различия между командой и группой
— проанализировать проблему эмоциональных состояний педагогов в работе и во взаимоотношениях с коллегами
— провести экспериментальную работу по командообразованию педагогических коллективов
— исследовать изменение эмоционального состояния участников экспериментального тренинга
— провести анализ результатов проведенного исследования
Практическая значимость заключается в разработке и апробации пилотного варианта тренинга командообразования, направленной на изменение эмоционального состояния педагогов, а также на сплочение педагогического коллектива. Особенно актуальной данная работа становится в условиях реорганизации образовательных организаций, при слиянии двух и более педагогических коллективов.
Данные, полученные в результате исследования, могут быть использованы в профессиональной подготовке психологов при обсуждении проблем эмоционального выгорания педагогов и практической разработке мероприятий, направленных на командообразование и изменение эмоционального состояния подогов в различных обстоятельствах.
Во второй главе проведены практические исследования динамики изменения эмоционального состояния педагогов прошедших тренинг командообразования и не учавствовавших в подобном тренинге.
5 Заключение. Влияние психологического климата коллектива на каждого отдельного педагога, работающего в нем довольно высоко, но и познавательная активность, изобретательность, позитивный настрой отдельных педагогов стимулируют весь педагогический коллектив к инновационной деятельности, к поиску новых технологий и утверждению истинных ценностей. При этом такие эмоциональные состояния педагогов как тревожность и эмоциональное выгорание, которые частично связанны с процессом реорганизации образовательных учреждений, проводимым в различных образовательных организациях города Москвы в настоящее время, могут оказать негативное влияние на общий результат педагогического труда.
Педагогический коллектив с положительным социально-психологическим климатом отличается благоприятной морально-психологической атмосферой, дружелюбием, чувством долга и ответственности, взаимной требовательностью, бодростью, защищенностью его членов. Социально-психологический климат оказывает положительное или негативное влияние на личность в силу сложившихся в нем норм отношений между людьми. В педагогическом коллективе, где сотрудничество, взаимопомощь, поддержка и уважение являются нормой взаимоотношений, учитель испытывает радость от совместного труда и желание находиться в таком окружении. Для создания подобной атмосферы в менеджменте и психологии применяются тренинги командообразования, которые призваны улучшать психологический климат коллектива.
Одним из инструментов, которые могут быть использованы для улучшения и поддержания положительного эмоционального климата в коллективе педагогов является психологическая работа по командообразованию. В ходе проведенного в рамках данной работы исследования — в результате проведенного в ОО № 1 тренинга командообразования «Психологическая подготовка к командной работе в
6укрупненном коллективе в условиях реорганизации» в коллективе снизилась ситуативная тревожность и показатели эмоционального выгорания, педагоги лучше узнали своих коллег, повысилась лояльность к реорганизации и улучшился эмоциональный фон, по субъективным оценкам педагогов, данных в ходе анкетирования. Соответственно можно говорить о том, что в результате проведения тренинга командообразования эмоциональное состояние педагогов изменилось и имело положительную динамику.
Педагогическая деятельность, как деятельность, направленная на воспитание подрастающего поколения, является крайне важной и общественно значимой. Именно поэтому так необходимо контролировать все компоненты этой деятельности, где далеко не последнее место играет личностный фактор и эмоциональное состояния педагога. В этой связи особо важную роль играет процесс психологического сопровождения образовательных учреждений с целью улучшения психологического климата коллектива.