1 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет «Психология образовании»
Кафедра «Педагогическая психология»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание степени магистра
«Потребности родителей в развитии электронных средств предоставления информации о достижениях обучающихся»
название ВКР
Направление | 050400.68 | Психолого-педагогическое образование |
| (код) | (наименование направления) |
Магистерская программа | Методическое обеспечение системы образования |
| (название магистерской программы) |
Руководитель магистерской программы | Гуружапов В. А. |
Зав. выпускающей кафедрой | Гуружапов В. А. |
Руководитель | Павлова О. С. |
Студент | Курбатов Н. В. |
Москва, 2015
2 Общая характеристика исследования
Исследование посвящено потребности родителей в развитии электронных средств предоставления информации о достижениях обучающихся
Актуальность темы исследования. Сегодня полная и своевременная информация имеет огромное значение для успешности в любой сфере деятельности человека. Современная школа должна идти в ногу со временем и привлекать всех участников образовательного процесса к использованию новейших достижений в области информационных технологий.
Внедрение в образование информационных технологий (ИТ) является крупномасштабной инновацией, которая пришла в отечественную общеобразовательную систему в последние десятилетия. Среди внедряемых в современной школе информационных технологий образования, можно выделить тренажеры, справочные, информационно-поисковые, учебно-игровые, обучающие и других виды ИТ. Образовательным учреждениям современный подход к обучению диктует свои условия. Передовые общеобразовательные учреждения в настоящее время должны быть направлены не только на передачу знаний, но и на рынке образовательных услуг являться конкурентоспособными. Это связано с тем, что отмечается рост заинтересованности со стороны основных заказчиков — государства и родителей в наблюдении за процессом обучения и усилении контроля за достижениями учащихся.
В настоящее время для обеспечения новых форм взаимодействия с семьей школа расширяет возможности оперативного информирования состояния учебных достижений учащихся на основе внедрения электронных средств предоставления информации о достижениях обучающихся.
С помощью электронных журналов и дневников родители получают возможность следить за успеваемостью ребенка, за расписанием занятий, домашними заданиями, посещаемостью, а также вовремя получать информацию о других школьных мероприятиях, предстоящих родительских собраниях, конкурсах. Посредством почты может осуществляться переписка с учащимися и родителями, даваться консультации для учащихся, не посещающих школу в связи с болезнью. В связи с этим сегодня и возникает необходимость научного осмысления внедряемых электронных форм передачи родителям информации о достижениях учащихся, что и определяет социальную значимость нашего исследования.
В научной педагогической литературе целым рядом авторов (О. В, Акулова, В. Л. Аношкина, Ю. К. Бабанский, А. Е. Бахмутский, В. С. Безрукова, Г. Б. Голуб, В. Н. Жданов, С. А. Писарева, И. П. Подласый и др.) достаточно подробно раскрываются формы предоставления информации о достижениях учащихся. В последнее время появились научные разработки внедрения в практику взаимодействия школы с родителями электронных журналов и электронных дневников как форм предоставления информации о достижениях обучающихся (А. Г. Асмолов, Н. В. Буханцева, И. Г. Захарова,
3С. А. Иващенко, К. К. Колин, Е. И. Машбиц, А. В. Осин, И. В. Роберт, В. А. Смирнова, Т. Н. Шалкина и др.). Однако анализ литературы показал недостаточную изученность потребностей родителей в получении информации о достижениях обучающихся с помощью электронных средств, влияния удовлетворенности этой потребности на повышение успеваемости учащихся, что объясняет научную актуальность изучаемого нами вопроса.
В реализации проекта в 2014—2015 годы принимали участие:
Н. В. Слуцкий, О. С. Павлова к. п. н. (руководитель).
Цель исследования — изучение удовлетворенности потребностей родителей в развитии электронных средств предоставления информации о достижениях обучающихся и их влияние на успеваемости учащихся в средней школе.
Объект исследования — потребности родителей в получении информации о достижениях обучающихся.
Объект исследования — потребности родителей в развитии электронных средств предоставления информации о достижениях учащихся в системе контроля за успеваемостью школьников.
Гипотеза исследования — удовлетворение потребностей родителей в развитии электронных средств предоставления информации о достижениях обучающихся позволяет повысить уровень успеваемости учеников в классах средней школы, а также использование электронных средств предоставления информации о достижениях обучающихся повышает уровень удовлетворенности потребностей родителей в контроле за учебными успехами своего ребенка.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику формам предоставления информации о достижениях обучающихся.
2. Рассмотреть электронный журнал и электронный дневник как формы предоставления информации о достижениях обучающихся.
3. Выявить особенности удовлетворения потребности родителей в получении информации о достижениях обучающихся.
4. Эмпирически изучить потребностей родителей в развитии электронных средств предоставления информации о достижениях обучающихся.
5. Разработать рекомендации к развитию электронных средств предоставления информации о достижениях обучающихся.
База исследования.
В исследовании приняли участие родители учащихся 8-х классов (в количестве 52 человек). Экспериментальную группу учащихся составили 27 человек. Эти родители пользовались услугами электронных средств предоставления информации о достижениях обучающихся. Контрольную группу составили 25 родителей, получавших информацию о своих детей на традиционных бумажных носителях.
Методы исследования: библиографический метод; наблюдение; эксперимент; анкетирование; анализ результатов деятельности учащихся, математические методы обработки данных и т. д.
4 Практическая значимость исследования связана с возможностью использования результатов исследования при внедрении электронных средств предоставления информации о достижениях обучающихся. Полученные результаты могут быть использованы педагогами и другими заинтересованными специалистами при обучении специалистов в этой области, а также при дальнейшем изучении этой проблемы.
В первой главе «Теоретические аспекты изучения потребностей родителей в развитии электронных средств предоставления информации о достижениях обучающихся» дана характеристика форм предоставления информации о достижениях обучающихся; раскрыта принятая в России система оценки успеваемости; описаны требования к защите информации от несанкционированного доступа и возможности электронных дневников.
Во второй главе «Эмпирическое изучение потребностей родителей в развитии электронных средств предоставления информации о достижениях обучающихся» изложены организация и результаты проведенного эмпирического исследования. В исследовании приняли участие родители учащихся 8-х классов (в количестве 52 человек). Экспериментальную группу учащихся составили 27 человек. Эти родители пользовались услугами электронных средств предоставления информации о достижениях обучающихся. Контрольную группу составили 25 родителей, получавших информацию о своих детей на традиционных бумажных носителях.
Исследование предполагало реализацию трех этапов:
1. На этапе констатирующего эксперимента определялся исходный уровень удовлетворенности потребности родителей в получении информации о достижениях своих детей.
Для проведения исследования родители были разделены на две группы. Первая группа родителей — это те, кто пользуются услугами электронного дневника и вторая группа родителей — те, которые не используют услуги электронного дневника, а предпочитают традиционный, бумажный носитель.
На данном этапе я использовал анкетирование родителей обеих групп и оценку знаний обучающихся по разным предметам. Для оценки знаний обучающихся использовалась рейтинговая система.
2. На этапе педагогического эксперимента в течение учебного года первой группе родителей была представлена возможность получать информацию о достижениях своих детей с помощью электронных средств предоставления информации, в том числе получение информации об оценках на электронную почту или смс, прочтение домашнего задания и комментариев преподавателя. А во второй группе использовался только бумажный носитель — традиционный дневник.
3. На этапе контрольного эксперимента определялся итоговый уровень удовлетворенности потребности родителей в развитии электронных средств предоставления информации о достижениях обучающихся и сравнение
5влияния этого уровня на успеваемость учеников в классах средней школы. Контрольный замер производился через год.
По шкале оценки качества работы сервиса «Электронный журнал и электронный дневник» (для контрольной группы «Оценка качества работы классного руководителя и учителей-предметников по заполнению бумажного ученического дневника и классного журнала) в контрольной группе испытуемых первичное анкетирование показало наличие высоких и средних баллов только у 4 (16%) и 5 (20%) взрослых. Низкие показатели были выявлены у 16 (59,2%) респондентов.
Повторное тестирование показало, что оценивают высокими баллами работу педагогов 4 человек (16%), а остальные участники эксперимента получили за свои ответы средний (14 человек — 56%) и низкий (7 человека — 28%) балл.
В экспериментальной группе первичные данные позволили выявить низкую оценку у большинства опрашиваемых (16 человек — 59,2%). Высокие (4 человека — 14,8%) и низкие (7 человек — 25,9%) баллы получили остальные испытуемые.
Проведение педагогического эксперимента позволило выявить высокую оценку качества работы сервиса у 16 участников эксперимента (59,2%). Средний и низкий показатель был выявлен у 10 (37,1%) и 1 (3,7%) родителя, соответственно.
целью выявления уровня связи между удовлетворенностью потребности родителей в развитии электронных средств предоставления информации о достижениях обучающихся и уровня успеваемости учеников в классах средней школы нами был использован коэффициент корреляции Пирсона.
Полученные результаты показали, что в экспериментальной группе испытуемых была выявлена корреляция между уровнем технической оснащенности и результатами учащихся во второй четверти (0,540), а также по итогам учебного года (0,572). Также была выявлена связь между уровнем качества и объема предоставляемой родителям информации и результатами детей во второй четверти (0,799).
Во второй группе также была выявлена связь между уровнем качества и объема предоставления информации и итогами обучения во второй четверти (0,819) и в конце года (0,709).
Таким образом, мы можем сделать вывод, что от уровня удовлетворенности потребностей родителей в развитии электронных средств предоставления информации о достижениях обучающихся повышается уровень успеваемости учеников в классах средней школы.
Проверил наличие значимых отличий между показателями контрольной и экспериментальной группы до и после реализации педагогического эксперимента, которое было рассчитано с использованием U-критерия Манна-Уитни.
Полученные результаты показывают, что если на этапе констатирующего эксперимента уровень удовлетворенности потребностей родителей в развитии средств предоставления информации о достижениях
6обучающихся был выражен одинаково низкими баллами и значимых отличий между двумя группами выявлено не было, то на этапе контрольного эксперимента в экспериментальной группе испытуемых уровень удовлетворенности потребности оказался выражен сильнее, чем в контрольной: уровень технической оснащенности (0,002); уровень качества и объема (0,000), уровень конфиденциальности (0,000), оценка качества предоставления информации (0,001).
Таким образом, подтвердилась и вторая часть нашей гипотезы о том, что использование электронных средств предоставления информации о достижениях обучающихся повышает уровень удовлетворенности потребностей родителей в контроле за учебными успехами своего ребенка.
Заключение
В результате проведенного нами исследования мы можем сделать следующие выводы.
Оценивание деятельности учащихся — это важный элемент педагогического процесса, мощное педагогическое средство воздействия учебную деятельность учащихся.
Основными формами предоставления информации о достижениях обучающихся являются:
— портфолио — индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, представленный в портфолио достижений, рефлексивным, проблемно-ориентированным, тематическим портфолио;
— школьный классный журнал — государственный документ, в котором отражаются основные результаты и этапы фактического усвоения учащимися учебных программ.
— ученический дневник — основной документ обучаемого в период его учебы, представленный как журнал, в котором регистрируются оценки школьника, показатель его успеваемости и средство школы для обращения к родителям.
Электронный классный журнал — это форма предоставления информации о достижениях учащихся, в котором ведется учет выполнения учебных программ, в том числе учет проведенных учебных, домашних занятий, других учебных заданий, результатов выполнения учебной программы и посещаемости занятий обучающимися, учет индивидуальной успеваемости учащихся.
Внедрение электронных классных журналов сопровождается формированием соответствующей нормативной правовой базы; проведением соответствующих организационных мероприятий с педагогическими работниками; обучением сотрудников образовательного учреждения соответствующим уровнем ИКТ-компетентности; формированием психологической готовности сотрудников образовательного учреждения к инновационной деятельности; повышением уровня технического оснащения образовательного учреждения; наличием устройств доступа к электронному классному журналу.