1 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет «Психология образовании»
Кафедра «Возрастная психология»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание степени магистра
«Стратегии группового взаимодействия у старшеклассников с повышенной мотивацией к изучению гуманитарных дисциплин»
название ВКР
Руководитель магистерской программы | Юркевич В. С. |
Зав. выпускающей кафедрой | Обухова Л. Ф. |
Руководитель | Наумов Л. А. |
Студент | Фалько А. П. |
Москва, 2015
2 Общая характеристика исследования
Актуальность. Ключевыми тенденциями развития современного мира выступают стремительная глобализация, усиление гиперконкуренции, сверхбыстрая смена технологий, развитие сети интернет, социальная самоорганизация на всех уровнях. В этих условиях растет потребность в развитии у молодого поколения компетенций XXI века, таких как: установка на инициативу в приобретении компетенций и формировании высокой компетентности; готовность и способность к технологическим, организационным, социальным инновациям; высокая социальная активность; требовательность к исполнению обязательств, ориентация на сотрудничество и взаимную ответственность; способность быстро адаптироваться к новым вызовам; компетентность в осуществлении социальных взаимодействий, способствующих быстрому распространению опыта и созданию эффектов коллективного действия. Эти тенденции получили отражение во ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты), реализация которых — приоритетная задача системы образования.
Одна из особенностей ФГОС — это переход от парадигмы ЗУН (знания, умения и навыки) — к парадигме вариативного, развивающего, смыслового образования. Что в свою очередь предполагает развитие у учащихся умения работать с большими объемами информации; коммуникативные компетенции; креативность; способность переобучаться. В рамках юношеского возраста формирование коммуникативных компетенций учащихся в ряду указанных компетенций можно считать ключевой, учитывая важность межличностного общения и группового взаимодействия для личностного развития старшеклассников.
В последнее время наблюдается рост интереса к проблеме коммуникативных компетенций у учащихся, что, с нашей точки зрения
3обусловлено следующими факторами. Динамично расширяется коммуникативное пространство современного человека, что ведет к росту значимости его умения взаимодействовать с другими людьми. Развитие электронных систем связи сети интернет повышает интенсивность коммуникативных взаимодействий. Важно отметить, что проблеме коммуникативных компетенций уделяется внимание в «Стратегии модернизации содержания образования» МО РФ, где подчеркивается, что важное место в содержании образования должны занять коммуникативность, межкультурное взаимопонимание, готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности, толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. Таким образом, развитие коммуникативных компетенций у старшеклассников становится приоритетным направлением исследовательской работы.
Определение содержания коммуникативных компетенций приводится в работах многих ученых: И. А. Зимней, И. М. Осмоловской, Б. Спицберга, Ю. В. Суховершиной, Л. Л. Федоровой, А. В. Хуторского и др. Несмотря на различие подходов к определению содержания коммуникативных компетенций, все авторы включают в него умения и навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, готовность и способность к сотрудничеству, эффективному взаимодействию, толерантность. Согласно современным исследованиям (В. И. Байденко, М. В. Ларионова, Г. П. Рябов, Н. А. Селезнева и др.), в перечень затребуемых работодателями компетенций входят: коммуникативность (отзывчивость в общении, структурированность речи, убедительность аргументации, обращение с возражениями и т. д.); способность работать в команде; умение наглядно и убедительно проводить презентацию своих идей; готовность к нестандартным, креативным решениям. Авторы отмечают, что формирование указанных компетенций по-прежнему остается проблемой
4современного образования. С нашей точки зрения, одним из путей решения этой проблемы может быть использование для развития коммуникативной компетентности старшеклассников различных форм исследовательской работы в рамках дополнительного образования (проекты, конференции и т. п.)
Модернизация образования в современной России одним из приоритетов ставит включение исследовательского и творческого компонентов в традиционную систему образования. Обучение через науку, в основе которого лежит исследовательская деятельность школьников, позволяет наиболее полно и своевременно реализовать и обеспечить развитие творческих способностей, формирование исследовательских навыков учащихся образовательных учреждений.
Исследовательской деятельности учащихся посвящен целый ряд работ С. В. Абрамовой, С. И. Архангельского, Г. К. Веселовой, Л. П. Гурьевой, А. И. Иванова, Е. Н. Кикоть, В. В. Краевского, Н. В. Кузьминой, А. В. Леонтовича, Е. М. Муравьева, В. С. Мухиной, А. М. Новикова, П. И. Пидкасистого, Л. А. Худяковой, Е. А. Шашенковой и других.
Важными формами исследовательской деятельности учащихся являются конференции, проекты и пр. В настоящее время все больше старшеклассников принимают участие в совместных конференциях, исследованиях, проектах. Можно упомянуть такие известные как: всероссийская в Обнинске «Юность. Наука. Культура», московская городская «Человек и Общество», конференция «Вышгород» и др.
Участие в исследовательских проектах дает возможность ученикам обмениваться опытом, наработками каждого из учебных заведений. Для будущей адаптации в рамках Высшего образования, где группы обучения формируются не только из разных школ, но и из разных городов — подобный опыт дает возможность более оперативного и удобного взаимодействия для будущих учебных и научных исследований. В то же время на подобного рода
5мероприятиях не всегда должное внимание уделяется формированию у старшеклассников эффективных стратегий группового взаимодействия.
Таким образом, существует противоречие между важностью формирования у старшеклассников эффективных стратегий группового взаимодействия, выступающих ключевым компонентом коммуникативных компетенций, и недостаточным вниманием к организации группового взаимодействия старшеклассников. Решение возникающей в связи с этим проблемы, с нашей точки зрения, в частности предполагает более активное использование для развития коммуникативных компетенций старшеклассников возможностей научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках дополнительного образования, в частности в рамках ученических конференций гуманитарного профиля.
Таким образом, при разработке и проведении ученических конференций гуманитарного профиля необходимо создание условий для успешной осмысленной групповой деятельности старшеклассников, в которой учащиеся будут приобретать опыт реализации коммуникативных умений, рефлексии и корректировки своей коммуникативной деятельности. А это, в свою очередь, требует достоверных психологических данных о используемых старшеклассниками стратегиях группового взаимодействия и о их эффективности при групповой работе на ученических конференциях гуманитарного профиля.
Объект исследования — стратегии группового взаимодействия старшеклассников в исследовательской деятельности.
Предмет исследования — стратегии группового взаимодействия старшеклассников в рамках проведения ученических исследовательских конференций гуманитарного профиля
Цель исследования — изучение взаимосвязей коммуникативных стратегий старшеклассников с успешностью их группового взаимодействия в
6рамках проведения ученических исследовательских конференций гуманитарного профиля.
Гипотеза исследования — успешному групповому взаимодействию старшеклассников в рамках гуманитарных исследовательских конференциях способствуют коммуникативная толерантность, низкая выраженность негативной коммуникативной установки, стратегия компетентного взаимодействия на равных и ориентация на сотрудничество в конфликтных ситуациях.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность группового взаимодействия и его особенности у старшеклассников.
2. Проанализировать коммуникативные компетенции старшеклассников как условие формирования эффективных стратегий группового взаимодействия.
3. Провести анализ исследовательской деятельности старшеклассников в гуманитарной сфере и ее возможностей для развития коммуникативных компетенций.
4. С помощью анкетирования выявить эффективность группового взаимодействия старшеклассников в рамках исследовательской ученической гуманитарной конференции.
5. В ходе психодиагностического обследования старшеклассников выявить выраженность у них стратегий поведения в конфликте, коммуникативной установки и коммуникативных умений.
6. Выявить взаимосвязь коммуникативных стратегий старшеклассников с успешностью их группового взаимодействия в рамках проведения ученических исследовательских конференций гуманитарного профиля (с помощью корреляционного анализа).
7. Разработать практические рекомендации педагогам по развитию у старшеклассников эффективных стратегий группового взаимодействия в рамках исследовательских ученических конференций гуманитарного профиля.