1 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет «Психология образовании»
Кафедра «Возрастная психология»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание степени магистра
«Развитие эмоционального интеллекта у детей с разным уровнем интеллектуального развития»
название ВКР
Направление | 050400.68 | Психолого-педагогическое образование |
| (код) | (наименование направления) |
Магистерская программа | Психология и педагогика обучения одаренных детей |
| (название магистерской программы) |
Руководитель магистерской программы | Юркевич В. С. |
Зав. выпускающей кафедрой | Обухова Л. Ф. |
Руководитель | Юркевич В. С. |
Студент | Мирошникова А. В. |
Москва, 2015
2 Общая характеристика исследования
Исследование посвящено изучению связи уровня эмоционального интеллекта с интеллектуальным развитием подростков.
Ключевые слова: интеллектуальное развитие, эмоциональный интеллект, познавательные способности, алекситимия, управление эмоциями.
Актуальность исследования связи уровня эмоционального интеллекта с интеллектуальным развитием определяется рядом факторов. Интеллектуальные процессы, разворачивающиеся в ходе учебной деятельности, почти всегда сопровождаются положительными и отрицательными эмоциональными состояниями, которые выступают в качестве значимых и определяют успешность деятельности. Это объясняется тем, что эмоциональный интеллект способен оказывать влияние как на процессы восприятия, памяти, мышления, воображения, так и на личностные проявления (интересы, потребности, мотивы и др.).
В каждом познавательном процессе можно вычленить эмоциональную составляющую. Основной из них состоит в том, что, как показано в современной психологии, большинство трудностей, возникающих в обучении, в том числе, связанных с уровнем учебных достижений школьников, носит психологический характер. Школьные достижения находятся в зависимости от совокупности факторов. Эмоциональный интеллект влияют на людей разными путями. Одна и та же эмоция по- разному переживается разными людьми, а также определенным человеком в разных ситуациях. Эмоции могут влиять на все системы индивида, субъекта в целом.
Подростковый возраст характеризуется в психологии как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, возникновении тревожности, агрессивности и других бурных реакций. Этот возраст считается особенно «эмоционально насыщенным» и поэтому изучение эмоционального интеллекта подростков
3занимает ведущее место в психологии. В последнее время интерес к проблеме эмоционального интеллекта значительно возрос. Однако, остается неясным характер связи между развитием эмоционального интеллекта у подростков с уровнем их интеллектуальных способностей. Этот вопрос и составляет проблему исследования.
Таким образом, высокая теоретическая и практическая значимость названной проблемы позволила нам сформулировать тему исследования и поставить цель: определить развитие эмоционального интеллекта у подростков с разным уровнем интеллектуального развития.
Объект исследования — эмоциональный интеллект;
Предмет исследования — эмоциональный интеллект подростков с разным уровнем интеллектуального развития.
Основная гипотеза исследования: существуют значимые связи уровня эмоционального интеллекта и уровня развития общего интеллекта у школьников подросткового возраста.
Задачи:
1. Провести анализ литературы и определить сущность и содержание понятия «эмоциональный интеллект»
2. На основании теоретического исследования определить факторы, влияющие на эмоциональный интеллект (ЭИ) подростков
3. Эмпирически исследовать уровень развития разных компонентов ЭИ у подростков с разным уровнем интеллектуального развития
4. На основании теоретического и эмпирического исследования описать особенности развития ЭИ у подростков с разным уровнем интеллектуального развития
Степень изученности проблемы исследования: Исследованиями эмоционального интеллекта занимались зарубежные ученые такие, как Дж. Мэйер, П. Сэловей, Д. Карузо (1993 г.) (теория эмоционально-интеллектуальных способностей), Д. Гоулман (1995 г.) (теория эмоиональной компетентности), Р. Бар-Он (1997 г.) (некогнитивная теория эмоционального интеллекта) и др.
4В отечественной психологии развивали идею эмоционального интеллекта такие ученые, как С. Л. Рубинштейн (1973) и А. Н .Леонтьев (1975), идею единства аффективных и интеллектуальных процессов, принадлежит Л. С. Выготскому (1982 г.). Одним из первых отечественных исследователей эмоционального интеллекта был Д. В. Люсин (2000), который представил двухкомпонентную теорию данного феномена.
А. В. Петровской (2004) выявил корреляцию между индивидуальной мерой выраженности эмоционального интеллекта и результативными параметрами управленческой деятельности. И. А. Егоров (2006) установил взаимосвязь между высокими показателями коэффициента эмоционального интеллекта руководителей организаций и эффективностью управления. Т. П. Березовская (2006) доказала возможность развития эмоционального интеллекта путем специально организованного обучения. С. П. Деревянко (2008) установила эффективность использования психологического тренинга в развитии эмоционального интеллекта.
Теоретико-методологические основания исследования данной работы являются положения Дж. Майера, П. Сэловея, Д. Карузо о эмоционально — интеллектуальных способностях; теории эмоциональной компетентности Д. Гоулмена; некогнитивной теории эмоционального интеллекта Р. Бар-Она; двухкомпонентной теории эмоционального интеллекта Д. Люсина.
Научная новизна работы определяется обращением к анализу мало изученной проблемы развитием эмоционального интеллекта у подростков с разным уровнем интеллектуального развития. В исследовании представлены новые данные о соотношении двух указанных потребностей у подростков с разным уровнем интеллектуального развития в сравнении с одаренными подростками. Полученные данные предоставляют возможность рассматривать одаренность как феномен, имеющий не только интеллектуальную, но и личностную природу.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результат практического и эмпирического исследования может быть применен в практике образовательных учреждений; полученные в исследовании данные могут способствовать повышению эффективности деятельности школьной психологической службы. Результаты теоретического и эмпирического исследования могут использоваться в учебных курсах по педагогической и возрастной психологии, психологии подросткового возраста, а также представлять интерес для всех лиц, интересующихся эмоциональным интеллектом современных подростков.
Структура работы: работа состоит из введения, одной теоретической главы и одной эмпирической, заключения, списка литературы из 53 источников, приложений 6.
Первая глава посвящена теоретическому анализу развития эмоционального интеллекта и интеллектуального развития подростков.
Во второй главе представлены результаты эмпирического исследования данной проблемы.
В работе представлено: 15 таблиц и 14 рисунков. Общий объем магистерской диссертации составляет 104 страницы (75 страниц основного текста и 29 страниц приложений).
В первой главе проведен теоретический анализ развития эмоционального интеллекта, психологические качества подростков, познавательное развитие подростков и сделаны следующие выводы:
1. Эмоциональный интеллект — один из активно изучающийся в психологии феноменов. Эмоциональный интеллект связывает воедино два вида психических процессов — когнитивное и эмоциональное познание.
52. Существует несколько ключевых концепций эмоционального интеллекта: теория эмоционально-интеллектуальных способностей Дж. Майера, П. Сэловея, Д. Карузо; теория эмоциональной компетентности Д. Гоулмена; некогнитивная теория эмоционального интеллекта Р. Бар-Она; двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта Д. Люсина. Все эти теории объединяет понимание эмоционального интеллекта как совокупности способностей к пониманию и управлению собственными эмоциями и эмоциями других людей.
3. Не существует однозначных сведений о том, какова связь эмоционального интеллекта и познавательных способностей на разных стадиях онтогенеза. Этот вопрос представляется значимым с точки зрения анализа разных возрастных периодов, в частности, в подростковом возрасте.
4. Познавательные способности в подростковом возрасте характеризуется абстрактным мышлением и растущим использованием метапознания. Эти процессы оказывают влияние на границы и содержание памяти подростка, методы решения проблем, особенности мышления в социальной связи и вынесение моральных суждений.
Во второй главе описаны и интерпретированы результаты эмпирического изучения связи в уровне развития эмоционального и общего интеллекта у школьников подросткового возраста .
Для выполнения задач исследования, было необходимо определить наиболее надежные способы для изучения интеллектуальных способностей и эмоционального интеллекта у подростков, выбрать и применить методики, которые обеспечивают надежность и достоверность получаемых данных. При выборе методик учитывались следующие параметры: надежность методики и положительная оценка применения по данным зарубежных и отечественных исследователей; доступность методики для изучаемых подростков; возможность статистической обработки результатов.
В соответствии с установленными эмпирическими задачами был реализован следующий порядок исследования. На первом этапе, по смыслу предварительном, в соответствии с задачами, был изучен и проанализирован
6пригодность блока методик и методических процедур для решения наших задач.
На втором этапе подросткам было предложено принять участие в исследовании, направленном на изучение связи ЭИ и интеллектуального развития. Подростки, принявшие участие в исследовании, выполняли предлагаемые тестовые задания в полном объеме, которые были напечатаны на бланках и содержали инструкцию, список вопросов. На бланках также указывалась фамилия и возраст испытуемых. Для проверки понимания задания инструкции зачитывались, в том числе объяснялся способ заполнения бланков.
Для реализации поставленных задач был использован ряд методов и методик разной направленности:
• Тест «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена
• Опросник «ЭмИн» Д. В. Люсина
• Опросник «Эмоциональный интеллект» Н. Холла
• Торонская шкала алекситимии (TAS)
После получения результатов исследования, на третьем этапе, определялась связь эмоционального интеллекта и интеллектуальных способностей с помощью выбранных методик, а также наличие или отсутствие связи между интеллектуальным развитием и эмоциональным интеллектом мы исследовали с помощью коэффициента корреляции по Спирмену (программа IBM SPSS Statistics 22 («Statistical Package for the Social Sciences»).
В исследовании приняли участие 35 учащихся 5—7 классов ГБОУ СОШ № 581 г. Москвы. 35 подростков в возрасте 10—13 лет учащиеся 5—7 классов из них 19 юноши, 16 девушек. Исследование проводилось с декабря 2014 по март 2015 года.
Для удобства сопоставления результатов учащихся мы объединили четвертый и пятый уровни развития интеллекта по тесту Дж. Равена ("существенное снижение интеллекта" и "интеллект явно ниже среднего") и
7условно их обозначили как низкий уровень. В результате выявления уровня интеллекта группы исследуемых подростков получились следующие результаты (табл. 1).
Таблица 1
Распределение подростков по группам в зависимости от интеллектуального развития подростков
Распределение уровней развития по группам № | Уровень | Кол-во чел. |
По Равену | Для исследования | По Равену | В нашем исследовании | |
V | 4 | Существенное снижение интеллекта | Низкий | 11 чел 31,43% |
IV | Интеллект явно ниже среднего |
III | 3 | Средний интеллект | Средний | 10 чел. 28,57% |
II | 2 | Интеллект выше среднего | Хороший | 9 чел. 25, 71% |
I | 1 | Суперинтеллектуал | Высокий | 5 чел. 14, 29% |
Далее в рисунке 1 представлены данные выполнения теста Равена по сериям для каждой из групп, различающихся по уровню интеллекта.