Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

На правах рукописи

Ермолаева Наталья Сергеевна

Профессиональное общение с матерями детей с расстройствами аутистического спектра в форме традиций русского чаепития

44.04.02 «Психолого-педагогическое образование»

Магистерская программа «Психолого-педагогическая коррекция нарушений развития у детей»

АВТОРЕФЕРАТ

Магистерской диссертации по квалификации
«магистр» по направлению

«Психолого-педагогическое образование»

Москва — 2015

2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность темы диссертации.

Большое число семей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи специалистов, а также широкий спектр нарушений в психическом развитии детей привели к возрастанию потребности в поиске эффективных методов психолого-педагогической помощи для данной категории. Сложность коррекционной работы складывается из множества факторов, имеющих основание как в специфике дефектов развития, эмоционально-личностных особенностях членов семьи ребенка, так и в существующей методологической базе оказания психологической помощи.

В рамках данной работы актуальность исследования продиктована большими потребностями в поиске путей коррекции и помощи семьям, воспитывающим аутичных детей. Трудоемкость и неоднозначность этого процесса требует от науки существования широкого диапазона методов для оказания психологической помощи семьям, в том числе родителям детей с расстройствами аутистического спектра.

Цель: обосновать необходимость разработки метода психологической поддержки матерей в форме традиционных русских чаепитий.

Объект исследования.

Межличностные отношения родителей и специалиста.

Предмет исследования.

Уровень доверия матерей к социуму и к психологу.

Гипотеза 1.

Профессиональное общение психолога с матерями, проводимое в форме традиций русского чаепития, является ресурсом повышения уровня доверия к психологу.

3

Гипотеза 2.

Профессиональное общение психолога с матерями, проводимое в форме традиций русского чаепития дает возможность женщинам обсудить их личные потребности и проблемы.

Задачи:

1. Проанализировать литературу по теме оказания психологической помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями психического развития.

2. Разработать опросник, выявляющий предпочтения женщин в форме оказания им психологической помощи.

3. Разработать программу общения с матерями детей с РАС в форме традиций русского чаепития.

4. Провести разработанную программу.

5. На основании материалов диагностических методик оценить уровень доверия женщин к психологу.

6. Проанализировать предпочтения женщин в выборе темы беседы в ходе общения во время проведения чаепитий.

Используемые методики.

С целью изучения уровня доверия женщин к ведущему группы предложена методика «Оценки доверия/недоверия личности другим людям» А. Б. Купрейченко.

В целях оценить общую расположенность участниц группы доверять или не доверять обществу предложена методика М. Розенберга «Вера в людей».

В ходе проведения встреч вспомогательными служили методики:

Психогеометрический тест С. Деллингера;

Методика измерения самооценки личности С. А. Будасси;

Методика «Рисунок человека»;

Проективная рисуночная методика «Человек под дождем», разработанная Е. Романовой и Т. Сытько;

4

Методика «Дом мечты» О. А. Голеровой и Л. Н. Ковалевой.

Теоретико-методологическую основу исследования составили работы, посвященные психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями в развитии (Ткачева В. В., 2004; Левченко И. Ю., 2008; Белопольская Н. Л., 1984; Мастюкова Е. М., 2007; Овчарова Р. В., 2006; Печникова Л. С., 2007; Разенкова Ю. А., 2012), а также исследования, направленные на изучение доверия (Купрейченко А. Б., 2008; Скрипкина Т. П., 2000; Антоненко И. В., 2003; Сафонов В. С., 1981; Селигмен А., 2002).

Эмпирическая база и выборка исследования.

Исследование проводилось на базе детского сада № 288. В опросе 1 участвовало 25 женщин, воспитывающих детей с РАС. Среди них матери, посещающие и не посещающие вместе с детьми фольклорную группу. Численность в той и другой категории примерно одинаковая. Возраст детей колеблется в пределах 3—15 лет.

В чаепитиях и опросе 2 принимало участие 7 женщин. Возраст детей в диапазоне 4—7 лет. Все женщины имеют сходную картину социального положения (замужество, профессиональная реализованность).

Новизна исследования.

Состоит в попытке создать дополнительный ресурс для коррекционной работы с семьями детей с РАС в виде традиционных русских чаепитий. Новизна заключается в предложении такой формы работы, содержанием которой являются беседы с женщинами на темы, отвлеченные от проблем, связанных с заболеванием ребенка.

Теоретическая значимость.

Освещенные в данной работе вопросы, касающиеся психологических особенностей и потребностей матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, внесут свой вклад в формирование

5

теоретических представлений о психологии родителей данной категории. Понимание актуальности для матерей форм и тем получения психологической помощи позволит ставить новые теоретические вопросы в области проблематики взаимодействия специалистов с родителями детей с ОВЗ.

Практическая значимость.

Большая потребность в расширении возможностей оказания психологической помощи семьям, в которых растет ребенок с нарушениями в развитии, приводит к поиску специалистами новых методов работы. Общение психолога с матерями в форме традиционных русских чаепитий рассматривается как еще один способ оказания психологической поддержки семьям. Может использоваться наряду с другими методами как вспомогательный для создания доверительной атмосферы в группе и самостоятельно как вариант получения матерями психологической разгрузки.

Структура и объем диссертации.

Работа содержит: введение, 3 главы, заключение, список использованных источников, приложения. Объем диссертации составляет 77 листов. Список литературы состоит из 60 наименований.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность исследования, показывается степень разработанности обозначенной проблемы, ставится цель, формулируются задачи, определяются методы исследования, раскрывается теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

В первой главе уделяется внимание проблеме взаимодействия специалистов с семьями, воспитывающими детей с нарушениями в развитии. На основании разработанных по данной теме вопросов анализируются возможные причины трудностей взаимоотношений психолога с родителями. Одной из причин приводятся личностные деформации, формируемые у мам

6

вследствие ситуации воспитания ребенка с ненормативным ходом развития. В данной категории матери, имеющие детей с расстройствами аутистического спектра, признаются специалистами наиболее уязвимыми к личностным изменениям и интенсивности переживаний по поводу болезни ребенка. Затрагивается вопрос особенностей общения психолога с матерями в зависимости от фазы принятия последними наличия заболевания у ребенка.

Во второй главе описываются психокоррекционные возможности такой процедуры проведения досуга, как русское чаепитие. Анализируются предпосылки рассмотрения чаепития как коррекционного метода. Особое внимание уделяется такой стороне рассмотрения вопроса, как общение во время чаепития собравшихся за столом людей. При этом акцент делается на неформальность обстановки общения.

Раскрываются понятия «психологическая дистанция», «доверие». Большой психокоррекционный потенциал общения во время чаепития рассматривается через сокращение психологической дистанции в неформальной обстановке чаепития и повышение посредством этого уровня доверия внутри группы.

В третьей главе приводятся данные опроса, проведенного до начала программы чаепитий в русских традициях.

Описана программа встреч матерей с психологом, совершаемых в форме русских чаепитий. Приведен качественный анализ поведения женщин во время встреч в ходе проведения программы.

Получены и проанализированы результаты исследования уровня доверия матерей к ведущему группы, а также их уровень доверительности в соответствии с мерой расположенности доверять или не доверять социуму в целом. На основании соотнесения данных двух методик делается вывод о сформированности меры доверия к психологу, необходимой для успешной психокоррекционной работы.

Последним этапом исследования служил опрос участвующих в чаепитиях женщин. Данные опроса приведены в процентном выражении.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/studworks/ErmolaevaNS_2015/EPo-ma-007.htm