Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет «Социальной педагогики»

Кафедра «Социальной педагогики»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

магистерская диссертация

«Реализация принципа культуросообразности в развитии у детей и подростков нравственных норм поведения»

 

Направление

050400.68

Психолого-педагогическое образование

 

(код)

(наименование направления)

 

Магистерская программа

Теория и практика социально-педагогической деятельности

 

(название магистерской программы)

 

Руководитель магистерской программы

Торохтий В. С.

Зав. выпускающей кафедрой

Торохтий В. С.

Руководитель

Афанасьева В. В.

Студент

Фабричнова М. С.

Москва, 2015

2

Работа выполнена на кафедре социальной педагогики
ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогического университет».

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики ГБОУ ВПО МГППУ
Торохтий Владимир Свиридович

Официальный рецензент:

кандидат педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики ГБОУ ВПО МГППУ
Иванов В. С.

Ведущая организация:

«Московский городской психолого-педагогический университет».

Защита состоится « 17 » июля 2015 г. в 10-00 часов на фаультете социальной педагогики ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет по адресу: 123290, г. Москва, Шелепихинская набережная, д. 2а, ауд. 206.

Автореферат разослан «10» июля 2015 г.

3

Общая характеристика работы

В современной психолого-педагогической литературе главным образом рассматриваются вопросы, реализация которых сформирована на трансформации содержания предмета — сосредоточивая внимание на национальном или поликультурном компоненте. Тем не менее, современная система воспитания не может основываться только лишь на структурных изменениях образовательных программ и содержании учебных дисциплин, по-прежнему реализующих главным образом усвоение знаний в образовании. Для достижения целей воспитания необходим решительный переход к системе, развивающей потенциал культурного формирования человека, его культурной и этнокультурной идентификации, помогающей самоутверждению в культуре, социальной и творческой самореализации в ней. Достижению этих целей способствует выстраивание процесса воспитания на принципе культуросообразности.

Вместе с тем принцип культуросообразности, показанный педагогической наукой как основной с теоретической точки зрения в исследованиях представлен незначительно, не обобщен опыт практического воплощения его в жизнь, не проведена теоретическая и опытная проверка педагогических условий, сосредоточенных на увеличении эффективности реализации принципа культуросообразности в системе социального воспитания обучающейся молодежи, не представлены пути и методы реализации принципа.

Методологическую основу исследования составляют:

— Исторические аспекты изучения принципа культуросообразности (Г. М. Каджаскирова, В. И. Жуков, Ф. Т. Михайлов)

— Культуросообразность образования в современных условиях (Н. Б. Крылова, Т. И. Салимова, С. Ш. Салимова, Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина.)

— Нравственное воспитание личности (Э. П. Козлов, Н. И. Болдырев, Б. С. Братусь, Н. Н. Леонова, Н. В. Неточаева, А. Н. Джуринский, Л. И. Рувинский, Г. С. Семенов, Г. В. Слепухина)

4

— Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде (В. Н. Гуров, П. В. Степанов, Л. Г. Федоренко, С. Д. Щеколдина)

— Социальная педагогика: Социально-педагогическая деятельность и потенциал социума (В. С. Иванов, В. С. Торохтий, О. Г. Федеров)

Актуальность данной работы определяется тем, что важнейшим институтом формирования нравственно-культурных ценностей становится система образования. Именно в ней и происходит преобразование всех неразрывно действующих в воспитательной системе методов и средств, для более успешной реализации важнейшей цели воспитания, соответствующей гуманистическим взглядам современности. Социальный заказ, обусловленный потребностями социума и личности в контексте гуманистической воспитательной парадигмы, должен быть направлен на личность и отвечать культуре и этнокультуре.

В современной психолого-педагогической литературе главным образом рассматриваются вопросы, реализация которых сформирована на трансформации содержания предмета — сосредоточивая внимание на национальном или поликультурном компоненте. Тем не менее, современная система воспитания не может основываться только лишь на структурных изменениях образовательных программ и содержании учебных дисциплин, по-прежнему реализующих главным образом усвоение знаний в образовании. Для достижения целей воспитания необходим решительный переход к системе, развивающей потенциал культурного формирования человека, его культурной и этнокультурной идентификации, помогающей самоутверждению в культуре, социальной и творческой самореализации в ней. Достижению этих целей способствует выстраивание процесса воспитания на принципе культуросообразности.

Вместе с тем принцип культуросообразности, показанный педагогической наукой как основной с теоретической точки зрения в исследованиях представлен незначительно, не обобщен опыт практического воплощения его в жизнь, не проведена теоретическая и опытная проверка педагогических

5

условий, сосредоточенных на увеличении эффективности реализации принципа культуросообразности в системе социального воспитания обучающейся молодежи, не представлены пути и методы реализации принципа.

Цель данной работы: раскрыть и обосновать комплекс условий способствующих эффективной реализации принципа культуросообразности в профессиональной деятельности.

Объект исследования: социально-педагогическая деятельность в условиях образовательного учреждения по развитию у детей и подростков нравственных норм поведения.

В процессе выполнения ВКР была проанализирована литература по вопросу сущности принципа культуросообразности, содержанию понятия принципа культуросообразности в профессиональной деятельности. Разработана и аргументирована модель реализации принципа культуросообразности в профессиональной деятельности. Раскрыты способы повышения профессиональной компетенции педагогов. Выявлены пути создания полиэтнической среды в образовательном учреждении, а также взаимодействия образовательного учреждения с семьями.

Предмет: реализация принципа культуросообразности в процессе развития у детей и подростков нравственных норм поведения.

Гипотеза исследования: реализация принципа культуросообразности в развитии у детей и подростков нравственных норм поведения будет более эффективна если:

1) разработать и реализовать модель реализации принципа культуросообразности в развитии у детей и подростков нравственных норм поведения;

2) разработать и реализовать программу реализации принципа культуросообразности в развитии у детей и подростков нравственных норм поведения;

3) определить пути повышения профессиональной компетенции

6

педагогов

В соответствии с целью исследования можно выдвинуть следующие задачи:

1. Проанализировать научную литературу по проблеме развития у детей и подростков нравственных норм поведения

2. Выявить сущность и содержание процесса развития у детей и подростков нравственных норм поведения на основе принципа культуросообразности.

3. Разработать и апробировать модель развития у детей и подростков нравственных норм поведения на основе принципа культуросообразности

4. Определить пути повышения эффективности реализации принципа культуросообразности в процессе развития у детей и подростков нравственных норм поведения

Положения, выносимые на защиту:

1. Анализ современного состояния развития у детей и подростков нравственных норм поведения на основе принципа культуросообразности

2. Модель развития у детей и подростков нравственных норм поведения на основе принципа культуросообразности отражает взаимосвязь компонентов составляющих принцип культуросообразности: цель; задачи; направления деятельности социального педагога; социально-педагогические условия; результат.

3. Эффективность процесса реализации принципа культуросообразности в развитии у детей и подростков нравственных норм поведения находится в прямой зависимости от повышения профессиональной компетенции педагогов, от создания полиэтнической среды в образовательном учреждении, от взаимодействия образовательного учреждения с семьями.

7

Характеристика методического комплекса

В экспериментальной части работы был использован диагностический инструментарий:

— Методика «Незаконченных предложений»

Цель: определить отношение к нравственным нормам, обусловливающим, отдельные нравственные качества (коллективизм, самокритичность, правдивость , независимость, справедливость , принципиальность).

— Методика "Диагностика нравственной самооценки"

Цель: определить степень нравственной самооценки у подростков.

— Методика "Выбор"

Цель: определить взгляд подростка на нравственные нормы и соответствующие нравственные качества (коллективной направленности, ответственности, совестливости, самокритичности, принципиальности, справедливости, чуткости).

— Тест для педагогов и родителей по изучению уровня компетентности в вопросах формирования нравственности у подростков

Цель: определить уровень компетентности педагогов и родителей подростков в вопросах формирования нравственности.

Ожидаемый социальный эффект в результате выполнения работы следующий: повышение уровня развития нравственности у подростков с помощью реализации принципа культуросообразности в системе среднего профессионального образования, получение подростками знаний, умений и навыков, нужных для правильного сосуществования и взаимодействия с людьми в обществе, снижение уровня конфликтности отношений.

Ожидаемый экономический эффект в результате выполнения работы следующий: повышение уровня нравственности у подростков в системе среднего профессионального образования, более успешная социализация и адаптация подростков будут способствовать их саморазвитию, дальнейшему профессиональному самоопределению и более успешному

8

функционированию в зрелом возрасте как полноценного гражданина и специалиста.

Внедрение результатов исследования проводилось на базе Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Политехнического колледжа № 42 г. Москвы

Полученные данные были использованы для реализации принципа культуросообразности в развитии у детей и подростков нравственных норм поведения

Структура и объем работы.

Выпускная квалификационная работа включает: аннотацию, введение 3 главы, 2 таблицы, 12 рисунков, заключение и 77 источников литературы, 76 страниц текста компьютерного набора, а также 6 приложений на 22 страницах.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обоснована актуальность исследования и даны основные методологические характеристики: цель предмет, социальный эффект, экономический эффект, противоречия, задачи.

В первой главе «Реализация принципа культуросообразности, в профессиональной деятельности, как социально-педагогическая проблема» дается анализ научной литературы по проблеме сущности принципа культуросообразности, рассматривается проблема реализации принципа культуросообразности в развитии у подростков нравственных норм поведения, описывается состояние практики реализации принципа культуросообразности в развитии у подростков нравственных норм поведения. Рассмотрение научной литературы позволяет выявить происхождение мнений ученых-педагогов по проблеме культуросообразности образования в целом, и принципа культуросообразности воспитания в частности.

9

Под нравственностью понимают «правила, обусловливающие характер, поведение, духовные и душевные качества, нужные индивиду в обществе, а так же выполнение этих правил»; «совокупность норм поведения человека в том или ином обществе, нравственные качества человека». Нравственность — понятие, характеризующее и общество в целом и личность.

Анализ практики развития нравственных норм поведения у подростков, реализуемых, принципами культуросообразности в системе среднего профессионального образования проводился по следующим направлениям:

1. Установление базы исследования;

2. Определение состава контрольной и экспериментальной групп;

3. Выбор методов и методик, необходимых для развития нравственных норм поведения у подростков, реализуемых принципами культуросообразности в системе среднего профессионального образования.

Базой исследования является государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Политехнический колледж № 42 города Москвы. В исследовании принимали участие 50 подростков выбранных со 2 по 3 курс в возрасте от 16 до 18 лет, обучающиеся в колледже по специальности Автоматизация технологических процессов и производств.

Для диагностики развития нравственных норм поведения у подростков, реализуемых принципами культуросообразности были использованы следующие методы и методики:

1. Теоретические методы исследования:

— рассмотрение научной литературы по вопросу;

2. Эмпирические методы изучения: наблюдение, опрос, анкетирование родителей и педагогов, беседы, создание проблемных ситуаций, рассмотрение социально-педагогического опыта:

— Методика «Незаконченных предложений»

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/studworks/FabrichnovaMS_2015/FRp-ma-021.htm