1 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет «Социальной педагогики»
Кафедра «Социальной педагогики»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
магистерская диссертация
«Реализация принципа культуросообразности в развитии у детей и подростков нравственных норм поведения»
Направление | 050400.68 | Психолого-педагогическое образование |
| (код) | (наименование направления) |
Магистерская программа | Теория и практика социально-педагогической деятельности |
| (название магистерской программы) |
Руководитель магистерской программы | Торохтий В. С. |
Зав. выпускающей кафедрой | Торохтий В. С. |
Руководитель | Афанасьева В. В. |
Студент | Фабричнова М. С. |
Москва, 2015
2Работа выполнена на кафедре социальной педагогики
ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогического университет».
Научный руководитель: | доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики ГБОУ ВПО МГППУ Торохтий Владимир Свиридович |
Официальный рецензент: | кандидат педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики ГБОУ ВПО МГППУ Иванов В. С. |
Ведущая организация: | «Московский городской психолого-педагогический университет». |
Защита состоится « 17 » июля 2015 г. в 10-00 часов на фаультете социальной педагогики ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет по адресу: 123290, г. Москва, Шелепихинская набережная, д. 2а, ауд. 206.
Автореферат разослан «10» июля 2015 г.
3 Общая характеристика работы
В современной психолого-педагогической литературе главным образом рассматриваются вопросы, реализация которых сформирована на трансформации содержания предмета — сосредоточивая внимание на национальном или поликультурном компоненте. Тем не менее, современная система воспитания не может основываться только лишь на структурных изменениях образовательных программ и содержании учебных дисциплин, по-прежнему реализующих главным образом усвоение знаний в образовании. Для достижения целей воспитания необходим решительный переход к системе, развивающей потенциал культурного формирования человека, его культурной и этнокультурной идентификации, помогающей самоутверждению в культуре, социальной и творческой самореализации в ней. Достижению этих целей способствует выстраивание процесса воспитания на принципе культуросообразности.
Вместе с тем принцип культуросообразности, показанный педагогической наукой как основной с теоретической точки зрения в исследованиях представлен незначительно, не обобщен опыт практического воплощения его в жизнь, не проведена теоретическая и опытная проверка педагогических условий, сосредоточенных на увеличении эффективности реализации принципа культуросообразности в системе социального воспитания обучающейся молодежи, не представлены пути и методы реализации принципа.
Методологическую основу исследования составляют:
— Исторические аспекты изучения принципа культуросообразности (Г. М. Каджаскирова, В. И. Жуков, Ф. Т. Михайлов)
— Культуросообразность образования в современных условиях (Н. Б. Крылова, Т. И. Салимова, С. Ш. Салимова, Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина.)
— Нравственное воспитание личности (Э. П. Козлов, Н. И. Болдырев, Б. С. Братусь, Н. Н. Леонова, Н. В. Неточаева, А. Н. Джуринский, Л. И. Рувинский, Г. С. Семенов, Г. В. Слепухина)
4— Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде (В. Н. Гуров, П. В. Степанов, Л. Г. Федоренко, С. Д. Щеколдина)
— Социальная педагогика: Социально-педагогическая деятельность и потенциал социума (В. С. Иванов, В. С. Торохтий, О. Г. Федеров)
Актуальность данной работы определяется тем, что важнейшим институтом формирования нравственно-культурных ценностей становится система образования. Именно в ней и происходит преобразование всех неразрывно действующих в воспитательной системе методов и средств, для более успешной реализации важнейшей цели воспитания, соответствующей гуманистическим взглядам современности. Социальный заказ, обусловленный потребностями социума и личности в контексте гуманистической воспитательной парадигмы, должен быть направлен на личность и отвечать культуре и этнокультуре.
В современной психолого-педагогической литературе главным образом рассматриваются вопросы, реализация которых сформирована на трансформации содержания предмета — сосредоточивая внимание на национальном или поликультурном компоненте. Тем не менее, современная система воспитания не может основываться только лишь на структурных изменениях образовательных программ и содержании учебных дисциплин, по-прежнему реализующих главным образом усвоение знаний в образовании. Для достижения целей воспитания необходим решительный переход к системе, развивающей потенциал культурного формирования человека, его культурной и этнокультурной идентификации, помогающей самоутверждению в культуре, социальной и творческой самореализации в ней. Достижению этих целей способствует выстраивание процесса воспитания на принципе культуросообразности.
Вместе с тем принцип культуросообразности, показанный педагогической наукой как основной с теоретической точки зрения в исследованиях представлен незначительно, не обобщен опыт практического воплощения его в жизнь, не проведена теоретическая и опытная проверка педагогических
5условий, сосредоточенных на увеличении эффективности реализации принципа культуросообразности в системе социального воспитания обучающейся молодежи, не представлены пути и методы реализации принципа.
Цель данной работы: раскрыть и обосновать комплекс условий способствующих эффективной реализации принципа культуросообразности в профессиональной деятельности.
Объект исследования: социально-педагогическая деятельность в условиях образовательного учреждения по развитию у детей и подростков нравственных норм поведения.
В процессе выполнения ВКР была проанализирована литература по вопросу сущности принципа культуросообразности, содержанию понятия принципа культуросообразности в профессиональной деятельности. Разработана и аргументирована модель реализации принципа культуросообразности в профессиональной деятельности. Раскрыты способы повышения профессиональной компетенции педагогов. Выявлены пути создания полиэтнической среды в образовательном учреждении, а также взаимодействия образовательного учреждения с семьями.
Предмет: реализация принципа культуросообразности в процессе развития у детей и подростков нравственных норм поведения.
Гипотеза исследования: реализация принципа культуросообразности в развитии у детей и подростков нравственных норм поведения будет более эффективна если:
1) разработать и реализовать модель реализации принципа культуросообразности в развитии у детей и подростков нравственных норм поведения;
2) разработать и реализовать программу реализации принципа культуросообразности в развитии у детей и подростков нравственных норм поведения;
3) определить пути повышения профессиональной компетенции
6педагогов
В соответствии с целью исследования можно выдвинуть следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме развития у детей и подростков нравственных норм поведения
2. Выявить сущность и содержание процесса развития у детей и подростков нравственных норм поведения на основе принципа культуросообразности.
3. Разработать и апробировать модель развития у детей и подростков нравственных норм поведения на основе принципа культуросообразности
4. Определить пути повышения эффективности реализации принципа культуросообразности в процессе развития у детей и подростков нравственных норм поведения
Положения, выносимые на защиту:
1. Анализ современного состояния развития у детей и подростков нравственных норм поведения на основе принципа культуросообразности
2. Модель развития у детей и подростков нравственных норм поведения на основе принципа культуросообразности отражает взаимосвязь компонентов составляющих принцип культуросообразности: цель; задачи; направления деятельности социального педагога; социально-педагогические условия; результат.
3. Эффективность процесса реализации принципа культуросообразности в развитии у детей и подростков нравственных норм поведения находится в прямой зависимости от повышения профессиональной компетенции педагогов, от создания полиэтнической среды в образовательном учреждении, от взаимодействия образовательного учреждения с семьями.