1 На правах рукописи
Третяк Элина Валериевна
ПРОФИЛАКТИКА ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ
С ЭПИЗОДИЧЕСКИМ УПОТРЕБЛЕНИЕМ АЛКОГОЛЯ
19.00.13 — Психология развития, акмеология
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук
Москва 2016
2Работа выполнена на кафедре возрастной психологии ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»
Научный руководитель: | кандидат психологических наук Барцалкина Виктория Васильевна |
Официальные оппоненты: | Сирота Наталья Александровна, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН, декан факультета клинической психологии Московского государственного медико-стоматологического университета Макушина Ольга Петровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета |
Ведущая организация: | НИИ наркологии филиала ФГБУ «ФМИЦПН им. В. П. Сербского» Минздрава России |
Защита состоится «25» февраля 2016 г. в 12 ч. на заседании диссертационного совета Д-850,013.01, созданного на базе Московского городского психолого-педагогического университета по адресу: 127051 г. Москва, ул. Сретенка, д. 29, ауд. 414.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета и на сайте МГППУ (http://мгппу.рф/)
Автореферат разослан « » декабря 2015 г.
Ученый секретарь диссертационного совета | И. Ю. Кулагина |
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Профилактика ранней алкоголизации в молодежной среде является одной из важнейших задач, стоящих перед обществом. Среди основных факторов, определяющих раннюю алкоголизацию, выделяют личностные, семейные факторы, принадлежность к асоциальным неформальным молодежным объединениям. Наряду с этим следует отметить, что подростковый возраст сам по себе может являться фактором риска ранней алкоголизации.
Именно для этого возрастного периода общение со сверстниками, в частности, реализующее потребность в принадлежности к группе, выступает как ведущая деятельность, поэтому особую значимость в жизни подростка начинают приобретать подростковые сообщества. Однако таким сообществом может оказаться группа сверстников, для которых употребление алкоголя или наркотиков является непременным атрибутом общения, что создает риск развития зависимого поведения.
Потребность подростков быть взрослыми, обладать всеми правами, характерными для взрослых, обретая, таким образом, долгожданную свободу, часто приводит к игнорированию любых запретов. В той или иной степени такое поведение свойственно всем подросткам и не зависит от того, насколько благополучна семья, в которой подросток воспитывается.
Кроме того, такие внутриличностные характеристики, как высокая тревожность, низкая самооценка, нарушения саморегуляции и прогнозирования последствий собственных действий, низкая способность к рефлексии и заботы о себе, незрелость эмоционально-волевой сферы, неадекватное восприятие социальной поддержки, слабые адаптационные способности могут приводить подростков к социальной дезадаптации и становиться причиной употребления алкоголя или наркотиков. Данные характеристики многими авторами трактуются как «слабые звенья» личности или «личностные дефициты».
Однако среди перечисленных факторов, определяющих раннюю алкоголизацию, все же наибольшее значение придается семье, где не последнюю роль играет семейная «питейная» традиция. Наибольшую опасность в плане приобщения детей и подростков к употреблению алкоголя представляют так называемые алкогольные семьи, где один или оба родителя страдают чрезмерным употреблением алкоголя и где между родителями и детьми отсутствуют взаимопонимание и эмоциональная близость. Неблагоприятная социальная ситуация развития подростков, воспитывающихся в семьях с алкогольными проблемами, приводит к тому, что они нередко попадают в поле зрения правоохранительных органов по поводу неоднократного пребывания в состоянии алкогольного опьянения. К сожалению, количество подобных случаев не уменьшается, а необходимость оказания своевременной и квалифицированной помощи таким подросткам на сегодняшний день не обеспечивается обществом в полной мере. Наличие
4проблемы подростковой алкоголизации говорит о том, что помимо первичной (универсальной) профилактики, ориентированной на популяцию в целом, остроактуальной на сегодняшний день является задача разработки профилактических мероприятий, отвечающих целям вторичной (селективной) профилактики, направленной на помощь подросткам, уже имеющим опыт эпизодического употребления алкоголя.
Выявлению причин, факторов и условий, вызывающих алкоголизацию и наркотизацию несовершеннолетних, а также построению системы профилактики посвящены многочисленные исследования отечественных и зарубежных специалистов (Б. Е. Алексеев, А. С. Арсеньев, В. Б. Альтшуллер, В. В. Аршинова, В. В. Барцалкина, Ю. С. Бородкин, Б. С. Братусь, Е. А. Брюн, М. И. Буянов, Е. М. Волкова, А. А. Глазов, Т. Б. Гречаная, Т. Н. Дудко, И. Ю. Завьялов, А. Л. Игонин, Д. В. Колесов, И. С. Кон, Н. Я. Копыт, Ц. П. Короленко, В. Ф. Кравченко, А. Н. Кривенков, С. А. Кулаков, Н. Д. Лакосина, В. В. Макаров, Н. Ю. Максимова, О. П. Макушина, В. Д. Москаленко, Т. А. Немчин, Д. Я. Райгородский, П. И. Сидоров, Н. А. Сирота, Н. Б. Фролова, В. М. Ялтонский, A. Bandura, J. Bradshaw, C. Black и др.). В работах данных авторов рассматриваются теоретические и методологические вопросы профилактики подростковой наркомании и ранней алкоголизации; обсуждаются условия и критерии эффективности профилактических программ, а также психологические предпосылки наркотизации в подростковом возрасте.
Существенной особенностью научной литературы, посвященной проблеме профилактики подросткового алкоголизма, является то, что существует крайне ограниченное количество исследований, содержащих научные обоснования построения специальных программ в области вторичной (селективной) профилактики. На сегодняшний день существует острый дефицит программ профилактики, ориентированных на подростков, имеющих опыт эпизодического употребления алкоголя.
Именно эта проблема и имеющийся социальный запрос на ее решение обусловили выбор темы нашего диссертационного исследования: «Профилактика химической зависимости у подростков с эпизодическим употреблением алкоголя».
Целью исследования явилась разработка и апробация профилактической программы, направленной на восполнение личностных дефицитов, выявленных у подростков с эпизодическим употреблением алкоголя.
Объект исследования: личностные дефициты у подростков с эпизодическим употреблением алкоголя как факторы риска формирования зависимого поведения.
Предмет исследования: методы профилактики, направленные на восполнение личностных дефицитов у подростков с эпизодическим употреблением алкоголя.
5 Гипотезы исследования:
1. У подростков с эпизодическим употреблением алкоголя, в сравнении с подростками с просоциальным поведением, существуют личностные дефициты, которые являются факторами риска формирования зависимого поведения.
2. Восполнение личностных дефицитов у подростков с эпизодическим употреблением алкоголя обеспечивает внутренние условия, необходимые для предотвращения алкогольных срывов.
3. Выявленные личностные дефициты у подростков с эпизодическим употреблением алкоголя являются психологическим основанием для разработки программы профилактики алкогольной зависимости у подростков данной категории.
4. Положительные изменения в личностных характеристиках подростков после прохождения программы можно рассматривать как достоверный показатель эффективности программы профилактики алкогольной зависимости у подростков с эпизодическим употреблением алкоголя.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему подростковой алкоголизации.
2. Обосновать выбор методического материала для диагностики личностных дефицитов у подростков с эпизодическим употреблением алкоголя.
3. Выделить психологические основания для разработки методов селективной профилактики алкогольной зависимости у подростков с эпизодическим употреблением алкоголя.
4. Разработать алгоритм построения программы профилактики алкогольной зависимости у подростков с эпизодическим употреблением алкоголя с целью восполнения их личностных дефицитов.
5. Разработать механизм оценки эффективности программы профилактики алкогольной зависимости у подростков с эпизодическим употреблением алкоголя.
6. Апробировать проект профилактической программы для подростков с эпизодическим употреблением алкоголя с последующей оценкой ее эффективности.
7. Разработать методические пособия для проведения программы: «Руководство для ведущего», «Рабочая тетрадь для подростка», «Памятка для родителей».
Этапы исследования:
1. Проведение теоретического анализа литературы по теме исследования.
2. Проведение эмпирического исследования:
— изучение личностных дефицитов у подростков с эпизодическим употреблением алкоголя;
6— разработка проекта профилактической программы;
— апробация проекта профилактической программы;
— оценка эффективности программы;
— внесение изменений в программу на основании проверки ее эффективности с целью подготовки окончательного ее варианта;
— разработка методических пособий («Руководство для ведущего», «Рабочая тетрадь для подростка», «Памятка для родителей»).
3. Формулирование выводов по диссертационному исследованию.
Теоретико-методологические основания исследования:
— базовые положения психологической теории деятельности и психологии развития (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. Ф. Обухова, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин);
— теоретические работы, посвященные изучению закономерностей формирования личности и характера в подростковом возрасте (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Е. Личко, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.);
— исследования, посвященные изучению психологических особенностей девиантного поведения у подростков (Б. С. Братусь, И. С. Кон, В. В. Ковалев, Ц. П. Короленко, А. Е. Личко);
— исследования зарубежных и отечественных авторов, посвященные изучению психологических детерминант зависимого поведения (В. В. Барцалкина, В. С. Битенский, Т. Н. Дудко, С. А. Кулаков, К. С. Лисецкий, А. Е. Личко, В. Д. Менделевич, В. Д. Москаленко, В. И. Слободчиков, В. А. Петровский, И. Н. Пятницкая, Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский, A. Bandura, J. Bradshaw, C. Black, Consuelo Avila, J. L. Del Arbol, T. T. Gorski, Meredit Lee Draper, N. L. Paul, B. Rick).
Методы исследования:
1) теоретические методы: анализ (историко-психологический и теоретико-методологический), синтез и обобщение научной литературы по проблеме исследования;
2) психодиагностические методики:
— Методика «Анализ семейной тревоги», направленная на диагностику семейных эмоциональных состояний (авторы — В. Юстицкис, Э. Г. Эйдемиллер).
— «Торонтская алекситимическая шкала» (TAS), направленная на определение уровня алекситимии.
— «Методика Шварца для изучения ценностей личности», предназначенная для анализа ценностей индивида на уровне социальной культуры и индивидуальных различий (модификация В. Н. Карандашева).
— «Методика диагностики копинг-поведения и копинг-ресурсов в стрессовой ситуации», направленная на диагностику стилей и стратегий совладающего поведения индивида