Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

ОПЕЧАТКИ В ТЕКСТЕ ИСПРАВЛЕНЫ С СОГЛАСИЯ АВТОРА

На правах рукописи

ЛИФИНЦЕВА
Алла Александровна

ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ
НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

19.00.13 — Психология развития, акмеология
19.00.04 — Медицинская психология

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
доктора психологических наук

Москва — 2015

2

Работа выполнена на кафедре клинической психологии и психотерапии
ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»

 

На­уч­ный кон­суль­тант:

Хол­мо­го­ро­ва Алла Бо­ри­сов­на

док­тор пси­хо­ло­ги­чес­ких на­ук, про­фес­сор

Офи­ци­аль­ные оп­по­нен­ты:

Вен­гер Алек­сандр Лео­ни­до­вич

док­тор пси­хо­ло­ги­чес­ких на­ук, про­фес­сор ка­фед­ры пси­хо­ло­гии Меж­ду­на­род­но­го уни­вер­си­те­та при­ро­ды, об­щест­ва и че­ло­ве­ка «Дуб­на»

Мар­цин­ков­ская Тать­яна Да­ви­дов­на

док­тор пси­хо­ло­ги­чес­ких на­ук, зав. ла­бо­ра­то­ри­ей пси­хо­ло­гии под­рост­ка Фе­де­раль­но­го го­су­дар­ствен­но­го бюд­жет­но­го науч­но­го уч­реж­де­ния «Пси­хо­ло­ги­чес­кий ин­сти­тут Рос­сий­ской ака­де­мии об­ра­зо­ва­ния»

Иса­ева Еле­на Ру­доль­фов­на

док­тор пси­хо­ло­ги­чес­ких на­ук, про­фес­сор, зав. ка­фед­рой об­щей и кли­ни­чес­кой пси­хо­ло­гии Пер­во­го Санкт-Пе­тер­бург­ско­го го­су­дар­ствен­но­го ме­ди­цин­ско­го уни­вер­си­те­та им. акад. И. П. Пав­лова

Ве­ду­щая ор­га­ни­за­ция:

Фе­де­раль­ное го­су­дар­ствен­ное бюд­жет­ное уч­реж­де­ние нау­ки «Ин­сти­тут пси­хо­ло­гии» Рос­сий­ской ака­де­мии на­ук

Защита состоится «___» __________2015 года в _____ часов на заседании диссертационного совета Д–850.013.01, созданного на базе Московского городского психолого-педагогического университета по адресу: 127051, г. Москва, улица Сретенка, д. 29, ауд. 414.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета и на сайте МГППУ http://мгппу.рф/.

Автореферат разослан «____» ___________ 2015 года.

 

Уче­ный сек­ре­тарь дис­сер­та­ци­он­но­го со­ве­та

И. Ю. Ку­ла­ги­на

3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Незрелость и несформированность защит различного уровня (психологических, физиологических, иммунных и т. д.) детерминируют уязвимость детей к разного рода психогенным воздействиям (Исаев, 2005; Антропов, 2007). Результатом негативного влияния комплекса психосоциальных и медико-биологических факторов риска является снижение качественных показателей состояния детского здоровья и увеличение в общей популяции количества детей и подростков с психосоматическими нарушениями. При этом социальная значимость здоровья детей неоспорима — они представляют собой ближайший репродуктивный, интеллектуальный, экономический, социальный, политический и культурный резерв общества (Кротин, 2005). Своеобразным барометром социального благополучия и медицинского обеспечения в стране можно считать заболеваемость детей и подростков (Медик, Котова, Сеченова, 2004).

Любая соматическая патология и совокупность психогенно-ситуационных воздействий (медицинские процедуры, госпитализации, социальная изоляция и т. п.) оказывают на ребенка и подростка негативное влияние, ограничивая его способности к успешной социальной адаптации. Кроме того, экономические затраты, связанные с лечением психосоматических нарушений у детей и подростков, оказывают значительное воздействие на членов их семьи, системы здравоохранения и общество в целом.

Дефицит знаний в области феноменологии психосоматических нарушений в детском и подростковом возрасте обуславливает необходимость комплексных исследований этой проблемы в современной психологической науке. Недостаточно изучены вопросы, касающиеся сущностного содержания и роли факторов различного уровня в возникновении психосоматических нарушений у детей и подростков, природы и механизмов соматизации как одной из причин их возникновения.

Несмотря на утверждение в науке биопсихосоциального подхода к сопровождению, лечению и реабилитации детей и подростков с психосоматическими нарушениями, в практической деятельности мы сталкиваемся с отсутствием институциональной преемственности между медицинской, психологической и социальной реабилитацией, либо полным отсутствием последних двух. Это остро ставит задачу интеграции различных психокоррекционных и психопрофилактических методов в деятельности служб образовательных учреждений и учреждений здравоохранения при решении практических задач оказания социально-психологической помощи детям и подросткам с указанными нарушениями.

До сих пор нуждается в уточнении само понятие «психосоматическое нарушение», особенно применительно к детскому и подростковому возрасту.

4

Психосоматическое расстройство зародилось как понятие обозначающее «медицински необъясняемое заболевание, в центре которого смещение психического конфликта в соматический» (Freud, Breuer, 1893), содержание данного конструкта на протяжении последних десятилетий трансформировалось в нарушения функций органов и систем организма, в этиологии которых ведущая роль принадлежит психогенным факторам. Однако, такое понимание психосоматического расстройства не раз критиковалось, так как абсолютизация психогенеза определенного класса заболеваний нивелирует биопсихосоциальную основу других соматических нарушений (Engel, 1967; Lipowski, 1986). В связи с этим, в МКБ–10, построенной на синдромальном принципе, полиморфизм психосоматических расстройств отразился в их классификации в различных рубриках: депрессивный эпизод (F32), расстройства адаптации (F43.20-F43.22), поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями (F50-F59), диссоциативные (конверсионные) расстройства (F44), соматоформные расстройства (F45), другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся, обычно, в детском и подростковом возрасте (F98) и органические психосоматозы, среди которых вегетативные расстройства, мигрень, гипертоническая болезнь, нарушения сердечного ритма, гипотоническая болезнь, бронхиальная астма, язвенная болезнь, гастрит, дуоденит, диспепсия, язвенный колит, синдром раздраженного толстого кишечника, функциональная диарея, дискинезия кишечника, желчного пузыря и желчных путей, запор, экзема, дерматит, псориаз, крапивница, ревматоидный артрит, нервно-мышечная дисфункция мочевого пузыря, расстройства менструального цикла. Таким образом, противоречия в понимании генеза и сущности психосоматических нарушений, особенно в детском и подростковом возрасте, диктуют исследователям необходимость их комплексного концептуального изучения.

Косвенным образом актуальность нашего исследования связана с высокой степенью распространенности психосоматических нарушений в детском и подростковом возрасте. Несмотря на трудности диагностики психосоматических нарушений (официальная медицинская статистика при расчете заболеваемости детей не выделяет отдельной группой психосоматические расстройства) в детском и подростковом возрасте, встречаемость психосоматических заболеваний в этих возрастных группах составляет в России от 30 до 68% от числа всех детей и подростков, обращающихся в детские поликлиники (Ананьев, 2006; Исаев, 2004; Андропов и соавт., 2002; Eminson, 2001 и др.). Функциональные вегетосоматические нарушения затрагивают 30—48% детей и подростков в различных возрастных группах и обладают высоким дезадаптирующим влиянием (Северный, Баландина, 2005). В отдельных эпидемиологических исследованиях выявлены: длительный субфебрилитет неясной этиологии среди детей и подростков — 19,8%, ночное недержание мочи — 12%, головные боли неясного генеза — до 30%, обморочные состояния — 4,5% (Брязгунов, Ларькова, 2003); вегетативная дистония у 50—75% (Вейн, 1986); бронхиальная астма — 2,4% (Ревякина, Лукина, Балаболкин и др., 2002); артериальная гипертензия у подростков от 33 до 42% случаев (Леонтьева, 2000); атопический дерматит — от

5

5,2 до 15,5% (Студеникин, 1998; Зеленская и др., 2004 и др.); к 7 годам у 32,3% детей наблюдаются функциональные расстройства пищеварения; 28% — нарушения сердечного ритма; 23,8% — аллергопатология. Сопутствующими состояниями для детей и подростков с психосоматическими нарушениями являются высокий уровень аффективной напряженности, невротических расстройств и депрессивных состояний (Исаев, 2004; Тополянский, Струковская, 1986), что свидетельствует либо о субклинических, либо о клинических состояниях эмоциональной дезадаптации.

Состояние разработанности проблемы исследования. В отечественной медицинской и психологической литературе существует множество исследований, посвященных различным аспектам психосоматических расстройств у детей и подростков: разработаны интегративная психотерапия детей и подростков с психосоматическими расстройствами (Антропов, Шевченко, 2002); изучены специфика и особенности психосоматических расстройств детей и подростков в различных экологически неблагоприятных районах (Обухов, 1996; Милашечкина, 2005; Федоровых, 2003); описаны личностные особенности, эмоциональные нарушения и качество жизни детей и подростков при конкретных психосоматических заболеваниях (Литвинов, 2004; Охматовская, 2001; Воронина, 2006; Довгаль, 2007; Подгорнов, 2006; Залесская, 2007; Маринчева, 2005; Красноруцкая, 2009 и др.); проанализированы особенности психосоматического здоровья у детей и подростков при различных формах обучения (Немова, 2004; Прасолова, 2005 и др.). Отдельные работы связаны с изучением взаимосвязи и взаимозависимости конституционально-типологических личностных факторов с социально-информационными стрессорами при формировании ПСР у детей и подростков (Теммоева, 2009); роли психосоматических нарушений в генезе ряда заболеваний у детей (Рычкова, 2004); специфики оказания комплексной помощи детям и подросткам с ПСР (Кравцова, 2009).

В зарубежной психологической науке подробно описаны роль стрессовых событий в возникновении нарушений психосоматического здоровья детей/подростков (Green, Walker, 1997 и др.); травматического детского опыта (Besiroglu, Akdeniz, Agargun et al., 2009 и др.); семейных факторов и привязанности (Maunder, Hunter, 2001; Minuchin, 1974; Selvini-Palazzoli, 1974; Cummings, Davies, 2010 и др.), социальной поддержки и социальных сетей (Berkman, Glass, Brissette et al., 2000; Pierce, Sarason, Sarason, 1990; Cohen, Wills, 1985 и др.), личностных факторов (Velyvis, 1995; Maciejewski, Prigerson, Mazure, 1999 и др.), форм и методов психотерапевтического воздействия (Renuka, 2006; Russ, 2004, Russell, Shirk, 1998 и др.).

Цель исследования — комплексное изучение системы психосоциальных факторов, связанных с психосоматическими нарушениями у детей и подростков, и теоретическое обоснование комплексной программы эмоционально-личностного развития и психологической коррекции детей и подростков с психосоматическими нарушениями.

Объект исследования — психосоматические нарушения.

Предмет исследования — психологические и социальные факторы риска

6

психосоматических нарушений у детей и подростков.

Гипотезы исследования:

1. Для каждого онтогенетического этапа развития ребенка существуют общие и специфические факторы риска процесса соматизации стресса и возникновения психосоматических нарушений, проявляющиеся на интерперсональном, семейном и личностном уровнях.

2. Ключевым фактором, связанным с формированием способности у ребенка к психической переработке стресса без его соматизации, является доступность и адекватность социальной поддержки, получаемой им в контактах со значимыми взрослыми и сверстниками из своего непосредственного окружения.

3. Такие макросоциальные факторы, как девиантные формы родительства, раннее начало обучения детей, стрессовая тактика педагогических воздействий, конкурентная среда в образовательных учреждениях, моббинг и буллинг и т. п. способствуют психосоматической патологии у детей и подростков.

4. Эффективность психологической помощи детям и подросткам с психосоматическими нарушениями возможна только при учете психосоциальных факторов риска их возникновения.

Задачи исследования:

1. Теоретический анализ моделей возникновения и методов психотерапии психосоматических нарушений у детей и подростков в рамках различных отечественных и зарубежных психологических школ.

2. Анализ и систематизация имеющихся эмпирических исследований психосоциальных факторов риска психосоматических нарушений у детей и подростков (на основе многофакторной психо-социальной модели аффективных расстройств и четырех-аспектной модели семейной системы А. Б. Холмогоровой).

3. Проведение эмпирического исследования психосоциальных факторов риска психосоматических нарушений у детей и подростков (на основе многофакторной психо-социальной модели расстройств аффективного спектра и четырех-аспектной модели семейной системы А. Б. Холмогоровой).

4. Проведение популяционного эмпирического исследования, направленного на изучение макросоциальных и психосоциальных факторов риска соматизации у детей и подростков, выделение групп повышенного риска.

5. Адаптация и валидизация шкалы социальной поддержки детей и подростков, направленной на изучение субъективной оценки частоты предоставляемой социальной поддержки и ее значимости (Child and Adolescent Social Support Scale — CASSS, C. Malecki, M. Demaray, 2002).

6. Проверка психометрических свойств опросника привязанности подростков с матери, отцу и друзьям (Inventory of parent and peer attachment — IPPA: Mother, Father and Peer version, G. C. Armsden, M. T. Greenberg, 1987)

7. Разработка комплексной психокоррекционной программы (выделение мишеней, принципов, задач, этапов реализации психокоррекционной работы) для детей и подростков с психосоматическими нарушениями.

7

8. Разработка программы превенции психосоматических нарушений у детей и подростков, предназначенной для ее реализации в образовательных учреждениях и учреждениях здравоохранения.

Теоретико-методологические основания работы. Методологической основой работы являются системный и деятельностный подходы в психологии (Ломов, 1975; Леонтьев, 1975; Юдин, 1978 и др.); культурно-историческая концепция развития психики Л. С. Выготского; биопсихосоциальная модель болезни (Engel, 1980; Lipowski, 1969; Александровский, 1971; Гурович, 2004; Холмогорова, Гаранян, Довженко, 2001 и др.); интегративная многофакторная психосоциальная модель эмоциональных расстройств А. Б. Холмогоровой и Н. Г. Гаранян; четырех-аспектная модель семейной системы (Холмогорова, 2011); положения когнитивно-поведенческой (Beck, 1976 и др.), системной семейной (Minuchin, 1974; Эйдемиллер, Юстицкис, 1990), интерперсональной (Klerman, Weissman, Rounseville, Chevron, 1984 и др.), психоаналитической игровой (Freud, 1946; Winnicott, 1942 и др.) психотерапии.

Методы исследования:

1. Теоретико-методологический анализ клинических и психологических моделей психосоматических расстройств детей и подростков.

2. Клинико-психологический — исследование детей и подростков с психосоматическими нарушениями с помощью оригинальных, адаптированных и валидизированных психологических методик (экспериментальные и проективные психологические методики, опросники).

3. Архивный метод — анализ медицинских карт ребенка, статистических талонов.

4. Популяционный — исследование выборки испытуемых из общей популяции с помощью оригинальных, апробированных и валидизированных психологических опросников.

5. Статистический — использование методов математической статистики.

6. Метод экспертных оценок — независимые экспертные оценки данных интервью и сочинений.

Проверка конструктной валидности адаптируемых в диссертационном исследовании опросников осуществлялась с помощью следующих психодиагностических инструментов:

— Child and Adolescent Social Support Scale — CASSS: опросник социальной сети (в адаптации О. Ю. Казьминой); многомерная шкала восприятия социальной поддержки (D. Zimet, в адаптации Н. А. Сирота, В. М. Ялтонского); методика «Определение уровня развития социальных навыков» (опросник А. П. Гольдштейна); опросник социальной поддержки (G. Sommer, T. Fydrich, в адаптации А. Б. Холмогоровой, Г. А. Петровой); методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д. Рассел, М. Фергюсон).

— Inventory of parent and peer attachment — IPPA: методика «Подростки о родителях» (З. Матейчик, П. Ржичан в адаптации Л. И. Вассермана, И. А. Горьковой, Е. Е. Ромицыной); методика «Самооценка генерализованного типа привязанности» (русскоязычная версия методики («RQ») K. Bartholomew и L. Horowitz).

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/disers/LPf-2015/LPfa-052.htm