Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

На правах рукописи

Ермаков Сергей Сергеевич

СООТНОШЕНИЕ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ И ОБЩИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
У ОДАРЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

19.00.13 — Психология развития, акмеология

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук

Москва — 2016

2

Работа выполнена на кафедре педагогической психологии
ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»

 

На­уч­ный ру­ко­во­ди­тель:

док­тор пси­хо­ло­ги­чес­ких на­ук

Гу­ру­жа­пов Вик­тор Алек­санд­ро­вич

Офи­ци­аль­ные оп­по­нен­ты:

Са­вен­ков Алек­сандр Иль­ич

док­тор пси­хо­ло­ги­чес­ких на­ук, про­фес­сор, ди­рек­тор ин­сти­ту­та пе­да­го­ги­ки и пси­хо­ло­гии об­ра­зо­ва­ния ГАОУ ВО «Мос­ков­ский го­род­ской пе­да­го­ги­чес­кий уни­вер­си­тет»

Чур­ба­но­ва Свет­ла­на Ми­хай­лов­на

кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­чес­ких на­ук, до­цент ка­фед­ры воз­раст­ной пси­хо­ло­гии фа­куль­те­та пси­хо­ло­гии ФГБОУ ВО «Мос­ков­ский го­су­дарст­вен­ный уни­вер­си­тет име­ни М. В. Ло­мо­но­со­ва»

Ве­ду­щая ор­га­ни­за­ция:

Ин­сти­тут пси­хо­ло­гии
Рос­сий­ской Ака­де­мии На­ук

Защита диссертации состоится 25 февраля 2016 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д-850.013.01, созданного на базе Московского городского психолого-педагогического университета, по адресу: 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29, ауд. 414.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета и на сайте МГППУ http://мгппу.рф/.

Автореферат разослан «___» декабря 2015 г.

 

Уче­ный сек­ре­тарь
дис­сер­та­ци­он­но­го со­ве­та

Ку­ла­ги­на Ири­на Юрь­ев­на

3

Общая характеристика работы

Актуальность исследования

Актуальность исследования соотношения динамики развития теоретического мышления и общих интеллектуальных способностей у одаренных младших школьников связана с необходимостью разработки диагностических критериев, позволяющих осуществлять отбор наиболее интеллектуально развитых учеников с целью их последующего обучения по специализированным программам. При этом необходимо определять не только актуальный уровень развития интеллектуальных способностей ученика, но и иметь прогноз относительно их дальнейшего развития в ходе обучения в начальной школе.

Методики диагностики интеллекта, как правило, дают представление в основном о текущем уровне общих способностей, не обладая, при этом, возможностью в полной мере дать прогноз относительно развития интеллекта учеников в ближайшие несколько лет (В. Н. Дружинин, А. И. Савенков, М. А. Холодная). Показатели развития теоретического мышления могли бы существенно дополнить психологическую картину развития одаренных детей.

В ряде исследований развития основ теоретического мышления у детей были разработаны показатели сформированности таких его составляющих, как анализ, планирование и рефлексия (В. В. Давыдов, А. З. Зак, А. М. Медведев, П. Г. Нежнов, Я. А. Пономарев и др.). Их содержание существенно отличается от показателей традиционных тестов на общий интеллект типа методик Равена, ТУР и ГИТ, которые используются для оценки интеллектуальной одаренности детей. В то же время в указанных исследованиях практически не затрагивалась проблема связи способности учеников начальных классов мыслить на теоретическом уровне с развитием их общих интеллектуальных способностей. Поэтому перед нами встала задача восполнить этот пробел именно на материале исследования интеллекта одаренных детей.

Цель исследования

Целью исследования является выявление связи теоретического мышления и общих интеллектуальных способностей у одаренных учеников в процессе обучения в начальных классах.

4

Задачи исследования

1.
Изучить современное состояние данной проблемы в отечественной и зарубежной психологии.
2.
Провести диагностику развития основ теоретического мышления и интеллектуальных способностей у школьников в начальных классах.
3.
Изучить связь между типом мышления и интеллектуальными способностями у учеников начальных классов.
4.
Провести исследование динамики изменения этой связи в зависимости от возраста учащихся.
5.
Определить методики, которые давали бы наиболее точный прогноз относительно дальнейшего интеллектуального развития одаренных учеников в процессе школьного обучения.
6.
Сравнить наблюдения учителей за интеллектуальным развитием одаренных учеников в процессе школьного обучения с данными по диагностическим методикам.

Объект исследования

Мышление одаренных младших школьников.

Предмет исследования

Особенности связи развития основ теоретического мышления одаренных детей с общими интеллектуальными способностями на разных этапах обучения в начальной школе.

Гипотезы исследования

1.
Развитие основ теоретического мышления у одаренных младших школьников связано с общими интеллектуальными способностями.
2.
Развитие основ теоретического мышления у детей, со средним уровнем интеллекта, может быть не связано с общими интеллектуальными способностями.
3.
Данные, полученные по методикам диагностики основ теоретического способа мышления, могут существенно дополнить психологическую картину развития одаренных учеников начальной школы в плане прогноза успешности обучения в школе для одаренных детей.
5

Теоретико-методологическая основа исследования

Методологическую основу исследования составили: теория развивающего обучения В. В. Давыдова и теоретические положения «Рабочей концепции одаренности»1, разработанной коллективом авторов (Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков, Н. Б. Шумакова, В. С. Юркевич и др.).

Методы исследования

Для решения поставленных задач был выбран метод эксперимента лонгитюдного типа и экспертный опрос учителей.

Методики исследования

1.
Тест «Стандартные прогрессивные матрицы плюс Равена» (Д. К. Равен).
2.
«Тест умственного развития» (ТУР) (Г. П. Логинова).
3.
«Групповой интеллектуальный тест» (ГИТ) (Г. П. Логинова).
4.
Методики непредметной диагностики основ теоретического мышления: «Различие», «Игры в 3», «Почтальон» (А. З. Зак).
5.
Методика предметной диагностики основ теоретического мышления младших школьников на материале темы сложения многозначных чисел с переходом через разряд (серия «Разрядность числа») и методика с неполными данными в содержании условий задачи (серия «Башня», В. А. Гуружапов).

Организация исследования и эмпирическая база

Исследование было проведено на базе двух общеобразовательных школ города Москвы: гимназии для одаренных учеников (далее гимназии) и средней общеобразовательной школы.

Диагностика проводилась в урочное время, задания раздавались на индивидуальных бланках, зачитывалась стандартная инструкция. В среднем, выполнение каждого диагностического задания занимало 7—10 минут.

Пилотный эксперимент был проведен в средней общеобразовательной школе с учениками 2—3 классов: 34 ученика вторых классов и 26 учеников третьих классов.

Лонгитюдный эксперимент был проведен с учениками 1—4 классов гимназии и средней общеобразовательной школы. В окончательную выборку для анализа

6

вошли: 594 ученика 1—4 классов. Из них 378 учеников гимназии и 216 учеников средней общеобразовательной школы. Эксперимент проводился в период с сентября 2011 года по сентябрь 2013 года. Все испытуемые обследовались два раза с интервалом в один год.

Анкетный опрос с целью получения экспертных оценок об изменении успешности в обучении учеников за учебный год, был проведен среди учителей 1—4 классов гимназии (7 человек).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования

В результате проведенного исследования получен обширный материал, доказывающий, что данные о сформированности начального уровня теоретического мышления у интеллектуально одаренных учеников младших классов могут рассматриваться не только как показатель высокого уровня развития текущих интеллектуальных способностей, но также, с высокой степенью вероятности, дают прогноз относительного будущего развития интеллекта у одаренных детей в ходе обучения в начальной школе. Было показано, что результаты по методикам диагностики основ теоретического способа мышления напрямую связаны с результатами по тестам интеллекта на протяжении всего обучения в начальных классах именно у интеллектуально одаренных учеников.

Анализ данных лонгитюдного исследования дал возможность оценить динамику связи теоретического мышления и интеллектуальных способностей у одаренных младших школьников.

Практическая значимость исследования

Как показали результаты нашего исследования, методики диагностики основ теоретического мышления могут применяться для качественной оценки уровня текущих общих способностей учеников в начальной школе, позволяют выявлять наиболее интеллектуально развитых учеников в каждой возрастной группе (7—10 лет, 1—4 классы) и осуществлять прогноз дальнейшего развития интеллекта на протяжении всего обучения в начальной школе. При этом методики диагностики основ теоретического мышления по сравнению с тестами интеллекта менее трудоемки и для проведения и обработки результатов требуют значительно меньше

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/disers/ErmakovSS/ESd-a-27.htm