1 На правах рукописи
Ермаков Сергей Сергеевич
СООТНОШЕНИЕ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ И ОБЩИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
У ОДАРЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
19.00.13 — Психология развития, акмеология
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук
Москва — 2016
2Работа выполнена на кафедре педагогической психологии
ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»
Научный руководитель: | доктор психологических наук Гуружапов Виктор Александрович |
Официальные оппоненты: | Савенков Александр Ильич доктор психологических наук, профессор, директор института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» Чурбанова Светлана Михайловна кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» |
Ведущая организация: | Институт психологии Российской Академии Наук |
Защита диссертации состоится 25 февраля 2016 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д-850.013.01, созданного на базе Московского городского психолого-педагогического университета, по адресу: 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29, ауд. 414.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета и на сайте МГППУ http://мгппу.рф/.
Автореферат разослан «___» декабря 2015 г.
Ученый секретарь диссертационного совета | Кулагина Ирина Юрьевна |
3 Общая характеристика работы
Актуальность исследования
Актуальность исследования соотношения динамики развития теоретического мышления и общих интеллектуальных способностей у одаренных младших школьников связана с необходимостью разработки диагностических критериев, позволяющих осуществлять отбор наиболее интеллектуально развитых учеников с целью их последующего обучения по специализированным программам. При этом необходимо определять не только актуальный уровень развития интеллектуальных способностей ученика, но и иметь прогноз относительно их дальнейшего развития в ходе обучения в начальной школе.
Методики диагностики интеллекта, как правило, дают представление в основном о текущем уровне общих способностей, не обладая, при этом, возможностью в полной мере дать прогноз относительно развития интеллекта учеников в ближайшие несколько лет (В. Н. Дружинин, А. И. Савенков, М. А. Холодная). Показатели развития теоретического мышления могли бы существенно дополнить психологическую картину развития одаренных детей.
В ряде исследований развития основ теоретического мышления у детей были разработаны показатели сформированности таких его составляющих, как анализ, планирование и рефлексия (В. В. Давыдов, А. З. Зак, А. М. Медведев, П. Г. Нежнов, Я. А. Пономарев и др.). Их содержание существенно отличается от показателей традиционных тестов на общий интеллект типа методик Равена, ТУР и ГИТ, которые используются для оценки интеллектуальной одаренности детей. В то же время в указанных исследованиях практически не затрагивалась проблема связи способности учеников начальных классов мыслить на теоретическом уровне с развитием их общих интеллектуальных способностей. Поэтому перед нами встала задача восполнить этот пробел именно на материале исследования интеллекта одаренных детей.
Цель исследования
Целью исследования является выявление связи теоретического мышления и общих интеллектуальных способностей у одаренных учеников в процессе обучения в начальных классах.
4 Задачи исследования
- 1.
- Изучить современное состояние данной проблемы в отечественной и зарубежной психологии.
- 2.
- Провести диагностику развития основ теоретического мышления и интеллектуальных способностей у школьников в начальных классах.
- 3.
- Изучить связь между типом мышления и интеллектуальными способностями у учеников начальных классов.
- 4.
- Провести исследование динамики изменения этой связи в зависимости от возраста учащихся.
- 5.
- Определить методики, которые давали бы наиболее точный прогноз относительно дальнейшего интеллектуального развития одаренных учеников в процессе школьного обучения.
- 6.
- Сравнить наблюдения учителей за интеллектуальным развитием одаренных учеников в процессе школьного обучения с данными по диагностическим методикам.
Объект исследования
Мышление одаренных младших школьников.
Предмет исследования
Особенности связи развития основ теоретического мышления одаренных детей с общими интеллектуальными способностями на разных этапах обучения в начальной школе.
Гипотезы исследования
- 1.
- Развитие основ теоретического мышления у одаренных младших школьников связано с общими интеллектуальными способностями.
- 2.
- Развитие основ теоретического мышления у детей, со средним уровнем интеллекта, может быть не связано с общими интеллектуальными способностями.
- 3.
- Данные, полученные по методикам диагностики основ теоретического способа мышления, могут существенно дополнить психологическую картину развития одаренных учеников начальной школы в плане прогноза успешности обучения в школе для одаренных детей.
5 Теоретико-методологическая основа исследования
Методологическую основу исследования составили: теория развивающего обучения В. В. Давыдова и теоретические положения «Рабочей концепции одаренности», разработанной коллективом авторов (Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков, Н. Б. Шумакова, В. С. Юркевич и др.).
Методы исследования
Для решения поставленных задач был выбран метод эксперимента лонгитюдного типа и экспертный опрос учителей.
Методики исследования
- 1.
- Тест «Стандартные прогрессивные матрицы плюс Равена» (Д. К. Равен).
- 2.
- «Тест умственного развития» (ТУР) (Г. П. Логинова).
- 3.
- «Групповой интеллектуальный тест» (ГИТ) (Г. П. Логинова).
- 4.
- Методики непредметной диагностики основ теоретического мышления: «Различие», «Игры в 3», «Почтальон» (А. З. Зак).
- 5.
- Методика предметной диагностики основ теоретического мышления младших школьников на материале темы сложения многозначных чисел с переходом через разряд (серия «Разрядность числа») и методика с неполными данными в содержании условий задачи (серия «Башня», В. А. Гуружапов).
Организация исследования и эмпирическая база
Исследование было проведено на базе двух общеобразовательных школ города Москвы: гимназии для одаренных учеников (далее гимназии) и средней общеобразовательной школы.
Диагностика проводилась в урочное время, задания раздавались на индивидуальных бланках, зачитывалась стандартная инструкция. В среднем, выполнение каждого диагностического задания занимало 7—10 минут.
Пилотный эксперимент был проведен в средней общеобразовательной школе с учениками 2—3 классов: 34 ученика вторых классов и 26 учеников третьих классов.
Лонгитюдный эксперимент был проведен с учениками 1—4 классов гимназии и средней общеобразовательной школы. В окончательную выборку для анализа
6вошли: 594 ученика 1—4 классов. Из них 378 учеников гимназии и 216 учеников средней общеобразовательной школы. Эксперимент проводился в период с сентября 2011 года по сентябрь 2013 года. Все испытуемые обследовались два раза с интервалом в один год.
Анкетный опрос с целью получения экспертных оценок об изменении успешности в обучении учеников за учебный год, был проведен среди учителей 1—4 классов гимназии (7 человек).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования
В результате проведенного исследования получен обширный материал, доказывающий, что данные о сформированности начального уровня теоретического мышления у интеллектуально одаренных учеников младших классов могут рассматриваться не только как показатель высокого уровня развития текущих интеллектуальных способностей, но также, с высокой степенью вероятности, дают прогноз относительного будущего развития интеллекта у одаренных детей в ходе обучения в начальной школе. Было показано, что результаты по методикам диагностики основ теоретического способа мышления напрямую связаны с результатами по тестам интеллекта на протяжении всего обучения в начальных классах именно у интеллектуально одаренных учеников.
Анализ данных лонгитюдного исследования дал возможность оценить динамику связи теоретического мышления и интеллектуальных способностей у одаренных младших школьников.
Практическая значимость исследования
Как показали результаты нашего исследования, методики диагностики основ теоретического мышления могут применяться для качественной оценки уровня текущих общих способностей учеников в начальной школе, позволяют выявлять наиболее интеллектуально развитых учеников в каждой возрастной группе (7—10 лет, 1—4 классы) и осуществлять прогноз дальнейшего развития интеллекта на протяжении всего обучения в начальной школе. При этом методики диагностики основ теоретического мышления по сравнению с тестами интеллекта менее трудоемки и для проведения и обработки результатов требуют значительно меньше