Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

146

УВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА

HOBBIES OF STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF MOTIVATION TO ACHIEVE SUCCESS

 

О. Р. Бусарова

O. R. Busarova

Проведено исследование мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудачи 126 студентов московских вузов в возрасте 17—24 лет, обучающихся по различным специальностям. Сравнивались хобби студентов с высоким и средним уровнем мотивации достижения. Выявлено, что студенты с высокой мотивацией достижения чаще имеют хобби, чем их сверстники; количество увлечений и их оригинальность в этой группе различаются в зависимости от уровня мотивации избегания неудачи. Различий в содержании хобби студентов с разным уровнем мотивации достижения не обнаружено.

126 students aged 17 to 24 studying various specialties in Moscow universities took part in a survey of the motivation to achieve success and the motivation to avoid failure. Hobbies among students with a high and a medium level of motivation were compared. It was discovered that students with a higher motivation level tend to have hobbies more often than their peers. In the group of highly motivated students, the quantity of hobbies and hobbies' singularity differ depending on the level of motivation in avoiding failures. No difference was discovered among hobbies of students with different levels of motivation to achieve success.

Ключевые слова: мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудачи, хобби студентов, социализация.

Keywords: motivation to achieve success, motivation to avoid failure, hobbies of students, socialization.

 

В первые потребности в достижении успеха и избегании неудачи описал Г. Мюррей, включив их в список потребностей человека, измеряемых в Тематическом апперцептивном тесте (ТАТ). Согласно Мюррею, под влиянием потребности в достижении успеха человек стремится к решению трудных задач, к максимальной самостоятельности, к соответствию высоким стандартам, к соперничеству с другими и повышению самоуважения с помощью реализации своего потенциала. Потребность в избегании неудачи выражается в стремлении избежать унижений, заранее выйти из ситуаций, чреватых оскорблениями, насмешками или демонстрацией равнодушия, отказе от активных действий из-за страха перед неудачей [1, с. 70—71].

В дальнейшем соответствующие потребностям достижения успеха и избегания неудачи мотивы стали предметом многочисленных психологических исследований. По мнению Д. А. Леонтьева, эти мотивы заняли центральное место в изучении мотивационно-потребностной сферы в западной психологии на протяжении второй половины прошлого века [2, с. 3]. Такое внимание к мотиву достижения успеха (далее — МД) и мотиву избегания неудачи (далее — МИ) объясняется тем, что они, как показывают результаты исследований, связаны с общей активностью, самооценкой, особенностями целеполагания и социальной адаптацией субъекта. Т. О. Гордеева, опираясь на работы западных авторов по данной проблематике, предложила интегративную модель достиженческой деятельности (деятельность, успех в которой зависит прежде всего от индивидуальных способностей и усилий субъекта), в которой выделила следующие мотивационные блоки: 1) формирования мотивов деятельности, 2) постановки цели, 3) планирования деятельности, 4) реагирования на помехи и неудачи и 5) реализации намерений [2]. Согласно этой модели, условием оптимального функционирования достиженческой деятельности является преобладание МД над МИ. Исследователи мотивации составили портреты людей с высоким и низким МД [1, 2, 3, 4, 5, 6]. Для лиц с высоким МД характерны активность, инициативность, стремление преодолеть возникающие препятствия, у них больше выражен эффект Зейгарник. Они обычно выбирают такую деятельность, результат которой зависит преимущественно от индивидуальных способностей. Продуктивность деятельности при высоком МД в меньшей степени зависит от внешнего контроля, им присуща высокая самоэффективность. Такие люди склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени. Целеполагание характеризуется стремлением брать на себя средние по трудности или же слегка завышенные, хоть и выполнимые обязательства. Лица с высоким МД (при умеренном МИ) чаще прибегают к продуманному риску с точно рассчитанными шансами на успех, они легче идут на нарушение правил и даже закона, если считают, что не будут за это наказаны. Обычно такие качества обеспечивают суммарный успех, прежде всего в профессиональной деятельности и в предпринимательстве.

Люди с высоким МИ характеризуются противоположными личностными особенностями. Негативная роль сильного МИ не ограничивается любой достиженческой деятельностью. Боязнь неудачи — одно из проявлений отрицательной Я-концепции, пагубно влияющей на развитие личности. Высокий показатель МИ (при низких значениях МД), по данным Л. Н. Собчик, характерен для личностей гипотимного склада, тормозимых, тревожных, неуверенных

147

в себе, сензитивных, с низкой самооценкой [4, с. 334]. И. В. Шаповаленко указывает, что юноши с высоким МИ отличаются социальной пассивностью, одиночеством, конформистской позицией, агрессивностью, у них выше риск совершения преступлений [7, с. 276].

Таблица 1

Количественные характеристики хобби студентов с разным уровнем МД

Уровни МД

Низкий
N=3

Средний
N=52

Высокий и сверхвысокий
N=71

Характеристики хобби

МД=МИ

N=35

МД<МИ

N=17

МД>МИ

N=41

МД=МИ

N=30

Имеют хобби, чел. (%)

3 (100,0)

27 (51,9)

55 (77,5)

16 (45,7)

11 (64,7)

32 (78,0)

23 (76,7)

Значение φ*

2,98**

1,30

0,13

Ср. число хобби в подгруппе имеющих хобби

2,0

1,89

1,71

1,94

1,82

1,5

2,0

Значение U

684,0

82,0

254,5*

Число испытуемых, имеющих уникальное для выборки хобби (% от числа имеющих хобби)

0(0)

8 (29,6)

10 (18,2)

4 (25,0)

4 (36,4)

3 (9,4)

7 (30,4)

Значение φ*

1,15

0,63

1,99*

*р<0,05

**р<0,001

Исходя из данных литературы о влиянии МД на стилевые особенности субъекта, мы предположили, что выраженность МД связана и с выбором досуговых занятий. Особенно интересной нам показалась эта связь в период студенчества, когда когнитивное развитие достигает высокого уровня и продолжается активное формирование личности.

Целью нашего исследования явилось изучение связи досуговых предпочтений студентов с мотивацией достижения успеха. Дополнительно оценивался мотив избегания неудачи. Для измерения указанных мотивов применялись опросники Т. Элерса [8, с. 626—632].

В исследовании приняли участие 126 студентов дневных отделений различных вузов г. Москвы. В выборку вошли 62 девушки и 64 юноши; 65 человек получают гуманитарные специальности, 44 — технические и 17 — естественные; 102 студента обучаются за счет средств госбюджета и 24 — на внебюджетной основе; представлены все курсы обучения с первого по шестой, возраст обследуемых — от 17 до 24 лет. Участие в исследовании было добровольным, в качестве мотивировки предлагалась помощь студентам-психологам, их знакомым, в выполнении зачетной работы по психодиагностике. Тестирование проводилось индивидуально или в группах по 2—4 человека. Участникам исследования задавался также вопрос о наличии и характере хобби.

Для статистической обработки результатов применялось угловое преобразование Фишера (φ*) и критерий U Манна-Уитни.

Выяснилось, что две трети участников исследования — 85 из 126 — имеют хобби. У большинства обследованных студентов (71 человек) выявлены высокие и сверхвысокие значения МД, 52 испытуемых (41%) обнаружили средний уровень МД. МД ниже нормы показали только трое обследованных, интересно, что все они — юноши, имеющие повышенный уровень МИ. Из-за малочисленности данной группы ее результаты не включалась нами в статистический анализ.

Данные о количественных характеристиках хобби студентов с разным уровнем МД приведены в табл. 1.

Как следует из табл. 1, учащиеся вузов с высоким и сверхвысоким уровнем МД чаще имеют хобби, чем их соученики со средним МД: в первой группе таких более трех четвертей, а во второй — чуть больше половины. Различия достоверны на высоком уровне значимости (р<0,001). Можно предположить, что это объясняется более высокой общей активностью молодых людей с повышенным МД. В среднем студенты, имеющие хобби, называли по два увлечения вне зависимости от уровня МД. Чтобы оценить разнообразие хобби студентов с разным уровнем МД, мы подсчитали процентную долю тех, кто назвал хотя бы одно увлечение, не встретившееся более в общей выборке. В группе с низким МД такие лица отсутствуют, что, вероятно, можно связать с крайне малым числом испытуемых, составивших эту группу. Студенты со средним и превышающим норму МД по частоте уникальных хобби практически не отличаются.

Для дальнейшего анализа мы решили разбить группы обследованных со средним и повышенным МД на две подгруппы: 1) с низким и средним МИ и 2) с повышенным МИ. Оказалось, что обследованные с высоким уровнем обоих рассматриваемых мотивов превосходят другую подгруппу лиц с повышенным МД по среднему числу хобби (р<0,05) и числу студентов, имеющих уникальные хобби (р<0,05). Первый из этих результатов, вероятно, можно объяснить тем, что лица с высокими МД и МИ стремятся иметь несколько

148

областей реализации, чтобы в случае неудач в одной из них иметь возможность «реабилитироваться» в другой. Интерпретируя второй отмеченный факт, следует отметить, что высокая и/или сверхвысокая выраженность МД и МИ у одного субъекта трактуется специалистами как дискомфортное сочетание, чреватое непоследовательным поведением и частой ситуацией внутреннего конфликта, так как эти мотивы по своему содержанию во многом противоположны. Дж. Аткинсон, например, полагал, что МИ представляет собой негативный аспект МД [6]. Вероятно, каждый молодой человек, у которого два упомянутых мотива сильно выражены, ищет свой способ совладания с этой сложной мотивационной особенностью, что проявляется, в частности, в большем разнообразии хобби этой подгруппы студентов. В группе испытуемых со средним МД не обнаружено статистической связи между средним числом хобби и показателем их разнообразия и уровнем МИ.

Таблица 2

Распределение наиболее часто упоминаемых хобби по группам студентов с разными уровнями МД

Хобби

Всего упоминаний
(дев/юн)

Уровни МД

Средний
N = 52
(дев/юн)

Высокий
и сверхвысокий
N=71 (дев/юн)

Значение φ*

Спорт, активный отдых

23 (2/21)

7 (1/6)

16 (1/15)

0,14 (р>0,05)

Музыка (прослушивание)

15(9/6)

4 (3/1)

11 (6/5)

0,58 (р>0,05)

Туризм, путешествия

12 (6/6)

3 (1/2)

9 (5/4)

0,66 (р>0,05)

Компьютер

9 (1/8)

3 (1/2)

6 (0/6)

0,03 (р>0,05)

Игра на гитаре

9 (2/7)

3 (0/3)

6 (2/4)

0,03 (р>0,05)

Чтение

8 (6/2)

4 (4/0)

4 (2/2)

1,03 (р>0,05)

Кино

8 (3/5)

2 (1/1)

6 (2/4)

0,52 (р>0,05)

Домоводство

8 (6/2)

3 (1/2)

5 (5/0)

0,27 (р>0,05)

Общение с друзьями

7 (4/3)

4 (3/1)

3 (1/2)

1,35 (р>0,05)

Фото

6 (2/4)

3 (1/2)

3 (1/2)

0,88 (р>0,05)

Танцы

6 (4/2)

1 (1/0)

5 (3/2)

0,98 (р>0,05)

Перейдем к анализу качественных характеристик увлечений студентов. В табл. 2 представлены результаты сравнения частоты конкретных увлечений, которые встретились в выборке более пяти раз. Поскольку низкий уровень МД обнаружен только у троих обследованных, результаты данной группы не включались в таблицу.

Из табл. 2 видно, что качественного своеобразия увлечений студентов с различным уровнем МД обнаружить не удалось. В то же время, по нашим данным, опубликованным ранее [9], характер хобби студентов связан с МИ. Студенты с высокой мотивацией избегания неудачи достоверно чаще остальных выбирают пассивно-созерцательные хобби: кино (р<0,05) и чтение (р<0,05) и реже увлекаются активным отдыхом (р<0,05), фото (р<0,05) и общением с друзьями (р<0,05). Таким образом, учащиеся вузов с высоким МИ тяготеют к хобби, не связанным с общением, соревновательностью, и предпочитают проводить досуг в домашней обстановке.

Представленные в табл. 2 данные указывают на определенную, вполне ожидаемую гендерную специфику некоторых распространенных досуговых увлечений студентов: спорт и активный отдых, компьютерные хобби, а также игра на гитаре чаще привлекают юношей, а среди девушек более популярны чтение и домоводство (кулинария, шитье, вязание, цветоводство). Эти различия прослеживаются как в группе с повышенным, так и в группе со средним МД.

Полученные результаты позволяют сделать выводы о существовании связи между досуговыми предпочтениями студентов московских вузов и мотивацией достижения успеха и избегания неудачи:

1. Среди студентов с высокой и сверхвысокой мотивацией достижения успеха достоверно больше тех, кто имеет хобби, чем среди студентов со средним уровнем этой мотивации (р<0,001).

2. В группе студентов с высокой и сверхвысокой мотивацией достижения успеха, имеющих хобби, среднее число увлечений больше (р<0,05) и они отличаются большим разнообразием (р<0,05) у лиц с высоким уровнем мотивации избегания неудачи, чем у тех, у кого эта мотивация не превышает норму.

3. Качественного своеобразия увлечений студентов с различным уровнем МД не обнаружено.

Выбор хобби в юношеском возрасте и периоде ранней взрослости определяется, в частности, мотивационными особенностями молодого человека и в то же время создает новые условия социализации, способствуя тем самым дальнейшим личностным изменениям. В связи с этим результаты исследования, с нашей точки зрения, дают возможность лучше понять механизм связи мотивации и личностных особенностей. Кроме того, полученные данные могут быть полезны при организации воспитательной работы в вузе.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.   МакКлелланд Д. Мотивация человека. СПб., 2007.

149

2.   Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. М., 2006.

3.   Березин Б. Ф. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.

4.   Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. СПб., 2008.

5.   Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб., 2001.

6.   Atkinson J. W., Litwin G. H. Achievement motive and test anxiety conceived as motive to approach success and motive to avoid failure // Journ. of Abnormal and Social Psychology. 1960. V. 60.

7.   Шаповаленко И. В. Возрастная психология. М., 2005.

8.   Практическая психодиагностика / сост. Д. Я. Райгородский. Самара, 2000.

9.   Бусарова О. Р. Некоторые особенности образа жизни студентов с высокой мотивацией избегания неудачи // Психология и право. 2011. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2011/n4/49294.shtml (дата обращения 25.07.2012).

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/NSH042012/BYs-146.htm