Т. А. Басилова
Т. М. Михайлова
А. М. Пайкова
Ян ван Дайк о детях с врожденными
нарушениями зрения и слуха
вопросы обучения и исследование проблем
Москва
Теревинф
2018
Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих
Басилова, Михайлова и др. Ян ван Дайк о детях с врожденными нарушениями зрения и слуха: вопросы обучения и исследование проблем | Скрыть структуру | Описание | Страница | Версия для печати |
Т. А. Басилова
Т. М. Михайлова
А. М. Пайкова
Ян ван Дайк о детях с врожденными
нарушениями зрения и слуха
вопросы обучения и исследование проблем
Москва
Теревинф
2018
УДК | [376.1-056.26:159.922.76](492)(092)Ван Дайк Я. |
ББК | 74.5+88.6д(4Нид)Ван Дайк Я. |
Б27 | |
Басилова, Т. А. | |
Б27 | Ян ван Дайк о детях с врожденными нарушениями зрения и слуха: вопросы обучения и исследование проблем / Т. А. Басилова, Т. М. Михайлова, А. М. Пайкова. — М.: Теревинф, 2018. — 128 с.: ил. — ISBN 978-5-4212-04985. I. Михайлова, Т. М. II. Пайкова, А. М. Книга посвящена работам и профессиональной биографии профессора Яна ван Дайка, выдающегося голландского исследователя и организатора обучения слепоглухих детей и детей с тяжелыми множественными нарушениям развития. Диагностические и педагогические методы ван Дайка широко используются во всем мире. Многие из работ, представленные в этой книге, опубликованы на русском языке впервые. Книга адресована педагогам и другим специалистам, а также родителям слепоглухих детей, детей с нарушениями зрения и множественными нарушениями развития. Издание подготовлено по инициативе и на средства Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение», ресурсного центра «Ясенева Поляна». |
© Т. А. Басилова, Т. М. Михайлова, А. М. Пайкова, 2018 | |
ISBN 978-5-4212-0498-5 | © Теревинф, оформление, 2018 |
Памяти доктора
Яна ван Дайка (1937—2018)
посвящается
От авторов
Мы хотим поблагодарить всех, кто внес свой вклад в издание этой книги: фонд «Со-единение» и Ресурсный центр «Ясенева Поляна», инициировавших работу по переводу статей доктора Яна ван Дайка, наших консультантов — коллегу ван Дайка профессора Трис ван Нунен (Trees van Nunen) из Королевского Голландского Института Kentalis (Royal Dutch Kentalis), международную организацию помощи слепоглухим людям Deafblind International (DbI), офтальмолога Оксану Агеенкову; психологов Алексея Буданцева, Ирину Моисееву и Дмитрия Ермолаева; педагога и ученика д-ра ван Дайка Бассема Абделя (Bassem Abdel) из Египта, Надежду и Ольгу Бояршиновых, предоставивших материалы для иллюстрирования «Дневника событий», и всех, кто поддержал выход этой книги в свет!
Басилова Татьяна Александровна, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета
Михайлова Тамара Михайловна, доцент Санкт-Петербургского государственного университета
Пайкова Анна Михайловна, педагог-психолог РБОО «Центр лечебной педагогики»
Введение
Ян ван Дайк (Johannes van Dijk) являлся одним из самых признанных и уважаемых исследователей изучения и обучения детей со сложными сенсорными нарушениями в мире. При этом он всегда с большим интересом относился к теории и практике обучения слепоглухих детей в России, много раз бывал в нашей стране, выступал с лекциями и сообщениями, вел международный семинар по вопросам практической работы со слепоглухими детьми и детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), организовывал совместное проектное исследование со специалистами Детского дома слепоглухих. Не раз наши специалисты имели возможность посещать Институт для глухих в Нидерландах, где он работал, сотрудничали с ним в научном комитете международных конференций. Все, кто был с ним знаком, слышал его выступления, участвовал в его семинаре и других проектах, считают его своим учителем. Одним из первых он познакомил российских психологов и педагогов с теорией и практикой оказания помощи
«новым» по тому времени слепоглухим — детям с врожденными сложными сенсорными нарушениями.
В нашем распоряжении за многие годы сотрудничества с Яном ван Дайком оказалось некоторое количество его публикаций на английском языке. Значение их не устаревает, а даже возрастает, так как наши специалисты все чаще встречаются именно с этой категорией детей — с врожденными множественными нарушениями развития. Во времена активной исследовательской работы ван Дайка такими новыми детьми стали дети с перенесенной внутриутробно краснухой, сейчас это преимущественно глубоко недоношенные дети, но теоретические и практические подходы Я. ван Дайка к диагностике и воспитанию детей с врожденными сложными сенсорными нарушениями по-прежнему актуальны и могут помочь нашим специалистам в работе.
В этой книге мы попытались перевести и обобщить имеющиеся в нашем распоряжении работы ван Дайка, преимущественно по детям с врожденными комплексными сенсорными нарушениями, и сделать их более доступными для отечественных студентов, специалистов и родителей.
• Педагогика, образование → Коррекционная педагогика, дефектология
• Психология отдельных видов деятельности. Отраслевая психология → Медицинская психология