81 А. С. Карабин
ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ЦЕННОСТЕЙ И МОТИВАЦИИ КАК ОСНОВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
Эффективность профессионализации в сфере деятельности, связанной со спасением и чрезвычайными ситуациями в целом детерминирована ценностями и индивидуальными смыслами, формирующими устойчивые мотивы, определяющие особенности профессионального поведения пожарного или спасателя, или специалиста по безопасности. Ценностно-мотивационная сфера предопределяет структуру и специфику профессионального поведения (Vansteenkiste и др., 2013), структуру внутреннего конфликта в самореализации и специфику поддержания и восстановления психического здоровья (Фанталова, 2001). В некоторых зарубежных исследованиях рассматривается то, как субъективные ценностные нормы становятся сильными определяющими факторами для пожарных в ситуациях, когда нужно принять на себя риск, основой этих прикладных моделей служат теория спланированного поведения и концепция самоэффективности (Reinhardt-Klein, 2010). В России исследований субъективных ценностных норм и профессионального поведения, их взаимосвязей с успешностью деятельности не так много, а применительно к сфере пожарной деятельности практически нет. Подход к исследованию ценностей, как изучения противоречия в субъективной оценке значимости и достижимости той или иной ценности, предложенный Е. Б. Фанталовой, значим для изучения психологических особенностей деятельности и профессионального поведения пожарного.
Измерения особенностей склонности к риску, мотивации достижения, локуса контроля и структуры ценностей были проведены на группе слушателей в системе ФПС МЧС России. Участники исследования — 57 человек мужского пола в возрасте от 20 до 40 лет.
Изучение особенностей мотивации достижения и избегания неудач проведено с помощью методик А. Мехрабиана (в адаптации
82М. Ш. Магомед-Эминова), анализ готовности к риску проведен с помощью методики А. М. Шуберта, выявление специфических особенностей мотивационного паттерна «локус контроля» произведено с помощью адаптированной методики Дж. Роттера. Ценностные структуры изучены при помощи методики оценки соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах Е. Б. Фанталовой (УСЦД). Наконец, применялись шкала субъективной оценки удовлетворенности работой (от 1 до 10) и шкала комфорта-дискомфорта в методике УСЦД. Комплекс измеряемых переменных позволил провести корреляционный анализ данных и выявить основные взаимосвязи между ценностными и мотивационными компонентами, а также интернальностью. Дисперсионный анализ данных был ориентирован на идентификацию различий между испытуемыми.
Показатель рассогласования, дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере свидетельствует о степени неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, блокады основных потребностей, внутреннего дискомфорта, внутренней конфликтности, а также об уровне самореализации, внутренней идентичности, интегрированности, гармонии (Фанталова, 2001). Для исследуемой выборки наличие таких дисгармоний и дезинтеграций характерно для 90% испытуемых, что связано не только с рискованной и опасной профессией, в рамках которой развиваются изучаемые люди, но и с периодом становления в профессии, поскольку для многих характерен небольшой управленческий, командный стаж, многие только пришли в профессию пожарного из других областей деятельности, не все имеют семью, у многих не установилась система жизненных ценностей в силу молодого возраста или прохождения периода возрастного кризиса. В целом наличие противоречий, отражает динамическое состояние ценностно-мотивационной сферы и направление мотивационного развития.
Склонность к риску по выборке в целом колеблется в области средних и высоких значений, что связано как с небольшим стажем испытуемых, так и с преобладанием молодого возраста. Известно, что с возрастом готовность к риску падает; у более опытных работников готовность к риску ниже, чем у неопытных (Фетискин и др., 2002).
Выявлена положительная корреляционная связь между показателем индекса расхождения «Ценность – Доступность» и шкалой
83склонности к риску (r=0,17, p<0,05). Тем самым подтверждается положение, что в ситуации внутреннего конфликта растет готовность к риску.
Индекс Фанталовой коррелирует и с мотивацией избегания (r=–0,370, p<0,05). Отрицательная корреляция показывает, что в ситуации внутреннего конфликта снижается тенденция избегания неудачи. Полученные данные свидетельствуют о наличии достаточно опасной и деструктивной тенденции снижать осторожность и проявлять рискованный стиль поведения при наличии внутреннего ценностного конфликта. Поэтому при организации психологической подготовки специалиста пожарной службы и при обучении необходимо уделять внимание структуре ценностей слушателя и пожарного-профессионала, обучать оценке своего внутреннего состояния и рациональным способам разрешения внутренних ценностных конфликтов, таким образом, чтобы это не отражалось на структуре профессионального поведения.
В целом, внимание психологов и педагогов в системе обучения федеральной противопожарной службы должно быть направленно на сферу ценностей и аттитюдов достижимости, что поможет сформировать наиболее адекватный уровень готовности к риску. Разрешимость напряженности по шкале достижимости ценности и одновременное отсутствие внутреннего вакуума могут стать наиболее оптимальным состоянием для профессионала, действующего в условиях неопределенности и риска.
Для оценки влияния параметров эмоционального дискомфорта, удовлетворенности работой и наличия семьи на исследуемые переменные был выполнен одномерный дисперсионный анализ (ANOVA) с каждой независимой переменной. Выявлено, что фактор шкалы эмоционального дискомфорта может маргинально значимо влиять на различия в сфере мотивации достижения (F=2,562; p<0,075;). Предполагаем, что на выборках большего объема уровень значимости может усилиться, что требует дополнительных исследований. Значимое влияние этой шкалы проявляется в отношении интернальности (F=3,434; p<0,05). Шкала субъективной удовлетворенности работой значимо влияет на склонность к принятию риска (F=2,789; p<0,05). Полученные результаты свидетельствуют в пользу того, что важно обращать внимание на субъективные эмоциональные оценки и их влияние на структуры мотивации.
84Результаты указывают на проблемы в структуре ценностей и мотивации слушателей ФГБОУ ДПО Московского учебного центра федеральной противопожарной службы, которые могут быть разрешены при помощи организации непрерывного мониторинга ценностной структуры и мотивационных тенденций, организации системы консультативных занятий и тренингов. Результаты также указывают на перспективы деятельности педагогов и психологов, ориентированные на формирование паттерна качеств — интернальность, мотивация достижения, адекватность и рациональность принятия риска, рефлексивность и адекватность самовосприятия ценностного конфликта. Именно этот паттерн свойств, как показали результаты нашего исследования, может быть целью деятельности психолого-педагогических коллективов учебных центров федеральной противопожарной службы.
Библиографический список
1. Фанталова, Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта / Е. Б. Фанталова. — Самара: БАХРАХ-М, 2001. — 128 с.
2. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. — М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. — 490 с.
3. Reinhardt-Klein, J. Firefighters: attitudes, beliefs, and behaviors that contribute to high-risk behaviors // Dissertation University of Illinois at Urbana-Champaign, 2010. — 115 pp.
4. Vansteenkiste, M. Motivational Profiles From a Self-Determination Perspective: The Quality of Motivation Matters / M. Vansteenkiste, E. Sierens, B. Soenens, K. Luyckx, W. Lens. — Электрон, дан. —URL: http://www.mucfps.ru.