Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

19

 

ЧАСТЬ 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЙ В СИСТЕМЕ
СЕМЕЙНОЙ ГРУППОВОЙ
ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ

1.1. Исследования и метод групповой логопсихотерапии Ю. Б. Некрасовой*

(Н. Л. Карпова)

В середине 1960-х годов для лечения подростков и взрослых, страдающих тяжелой формой логоневроза (заиканием), Ю. Б. Некрасовой на основе метода эмоционально-стрессовой терапии К. М. Дубровского — сеанса «одномоментного снятия заикания» — была создана методика групповой логопсихотерапии (от гр. logos — слово, psyche — душа, therapia — лечение, уход за больным) — разновидность психотерапии, направленной на восстановление нарушенной речевого общения. В Психотерапевтической энциклопедии (2000, с. 176) метод сеанса К. М. Дубровского определяется как «директивное групповое воздействие наяву… суггестивный прием, реализуемый в бодрствующем состоянии». Подчеркивается, что, «как и другие одномоментные способы воздействия, широко применявшиеся отечественными учеными для устранения заикания и при ликвидации постконтузионного сурдомутизма (В. А. Гиляровский, А. М. Свядощ, В. М. Шкловский и др.), этот прием направлен на устранение симптома, а не причины болезни». Но главное — отмечая, что сеанс используется «как вспомогательное эффективное психотерапевтическое действие», — указывается: «целью его применения является достижение хотя бы кратковременного успеха, который убеждает больного в сохранности речи и способствует дальнейшему лечению».

20

Именно эту цель в работе своего Учителя подчеркивала Ю. Б. Некрасова в автореферате своей докторской диссертации (в форме доклада, 1992) и писала: «Основная идея К. М. Дубровского состояла в качественном изменении роли психотерапии из сопутствующей, рядоположенной коррекционному курсу, в психотерапию мощного начала лечения. Такая психотерапия создает комплекс условий (П. В. Симонов, 1975), вызывающей у пациента ощущение: «Я здоров», которое он впоследствии стремится пережить вновь и вновь». Суть созданного ею метода лечения заикания состоит «в вызывании, усилении и закреплении состояния готовности к речи, а также обучении пациентов свободе смены психических состояний, что способствует полноценной коммуникации. Эффективность восстановления нарушенного общения достигается здесь на основе личностного подхода, позволяющего выявить творческий потенциал личности пациента и создать у него глубокую мотивационную включенность в логопсихотерапевтический процесс» (Некрасова, 1992, с. 6).

В разработке и осмыслении метода логопсихотерапии большую помощь Ю. Б. Некрасовой оказала идея Ф. Д. Горбова (Горбов, 1971) «о возможности использования психических состояний пациентов для осуществления постоянного контроля по принципу обратной связи за эффективностью психотерапевтических воздействий». Так психические состояния стали в работе Некрасовой основной «единицей» исследования и инструментом психотерапевтического воздействия. А поскольку психические состояния имеют в качестве важнейшей характеристики «промежуточное» (Левитов, 1955) положение между постоянно меняющимися психическими процессами и относительно устойчивыми чертами личности и характера, встала задача — найти методы и условия перевода продуктивных психических состояний в устойчивые характеристики личности заикающегося. Такие методы и приемы были найдены. Прежде всего — метод эмоционально-стрессовой психотерапии в форме сеанса, который выступает как логопсихотерапия активного начала очной работы психотерапевта и пациента. Основой процесса логопсихотерапии стало целенаправленное формирование, пролонгирование и закрепление саногенных психических состояний.

Ю. Б. Некрасова подчеркивала: «Для того, чтобы психотерапия стала творческой, «психотерапией пути», «искусством человековедения» (К. М. Дубровский — из письма Некрасовой), необходимо знать

21

неповторимую индивидуальность каждого пациента». Важную роль в этом играет разработанная ею динамическая психотерапевтическая диагностика, основанная на библиотерапии. Диагностический блок (система заданий, предлагающих пациенту ответить на психологические тесты и опросники и дать письменный анализ специально подобранных к ним по теме художественных произведений) позволял, с одной стороны, получить от пациента результаты сознательного самоанализа и собственно проективную продукцию, с другой — вызвать терапевтические изменения. Как отмечала автор метода, данная диагностика «свертывает» выжидательный этап психотерапевтического процесса (Некрасова, 1984, 1991).

Условием эффективности лечебного перевоспитания пациентов в процессе социореабилитации, подчеркивала Ю. Б. Некрасова, являются стимулирующие творческую активность методы библиотерапии (основа диагностического блока и логопсихотерапевтических групповых бесед) и символотерапии (применение лечебных символов). Библиотерапия и символотерапия осуществляются в индивидуальной и групповой формах для вызывания, развития и закрепления саногенных психических состояний у пациентов.

Таким образом, логопсихотерапия (термин введен Ю. Б. Некрасовой в 1966 году) — это сложное единство логопедии, педагогики, психологии и немедицинской психотерапии, направленное на восстановление нарушенной речевой коммуникации у подростков и взрослых 14—40 лет. Как подчеркивала Некрасова, «…теоретической предпосылкой построения эффективной системы социореабилитации заикающихся взрослых и подростков является рассмотрение процесса логопсихотерапии как контролируемого единства психолого-педагогического и психотерапевтического воздействий на личность пациента в их глубинном взаимопроникновении».

Была выявлена и обоснована совокупность психолого-педагогических и психотерапевтических принципов, составляющая основу построения процесса социореабилитации нарушенного общения. Это: а) принцип психотерапевтической диагностики, совмещающей диагностическую и терапевтическую функции; выявление «внутренней картины здоровья» пациента; б) принцип опосредования логопсихотерапевтического воздействия (библиотерапия, символотерапия, кинезитерапия); в) принцип парадоксальности методов и приемов воздействия (от сложного — к простому, от общего — к частному,

22

от незнакомого — к знакомому); г) принцип коллективного сотворчества пациента и психотерапевта в организации лечебно-педагогического процесса; д) принцип диалогического взаимодействия психотерапевта и пациента в процессе лечебного общения; е) принцип преемственности всех этапов, форм и методов работы.

Эффективности логопсихотерапии способствовали и созданные новые методы психолого-педагогического и психотерапевтического опосредованного воздействия: индивидуальная и групповая библиотерапия, символотерапия и кинезитерапия, ведущие к формированию интрагенного* поведения у пациентов.

Свой метод Ю. Б. Некрасова основывала на теории отношений и «лечебного перевоспитания» личности В. Н. Мясищева, теории общения А. А. Бодалева, коммуникативной функции речи Н. И. Жинкина, психических состояний Ф. Д. Горбова, теории и практике творческой коррекционной педагогики А. С. Макаренко и К. М. Дубровского. Метод групповой логопсихотерапии состоит из трех основных этапов:

I — пропедевтический этап — длится не менее полугода и строится на динамической психотерапевтической диагностике, разработанной Ю. Б. Некрасовой. Основные цели диагностики: уточнить поставленный логопедами и врачами заикающемуся диагноз, выявить компенсаторный фонд его личности, оценить степень психологической готовности к преодолению недуга, изучить особенности влияния дефекта на психику и его готовность к включению в процесс предстоящего лечения, — т. е. составить «портрет неповторимости» пациента.

II этап, в основе которого сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии К. М. Дубровского в модификации Ю. Б. Некрасовой, представляет собой подготовленное пропедевтическим этапом публичное индивидуально-групповое воздействие психотерапевтического и педагогического содержания. На сеансе за 1,5 часа происходит «снятие» симптомокомплекса заикания через «реконструкцию личности» во фрустрирующей ситуации. Это концентрированное внушение наяву с целью в короткий временной промежуток изменить характер отношения заикающегося к своему страданию, т. е. осуществить «реконструкцию поведенческих реакций» (К. М. Дубровский).

23

Сеанс выстраивается на материалах, полученных от пациента во время подготовительного этапа.

III этап — активная групповая логопсихотерапия — начинается после сеанса. Он проходил в 1980-е годы в течение 2—3 месяцев. Ежедневные 8—9-часовые занятия имели целью формирование саногенных (оздоравливающих) психических состояний, приводящих через их последовательное вызывание, пролонгирование и закрепление к стойким новообразованиям личности. Этому служат методы библиотерапии, символотерапии, кинезитерапии (парадоксальная дыхательная гимнастика А. С. и А. Н. Стрельниковых, гуманно-структурированный танец Г. Аммона и др.), а также психотерапевтические беседы и специальная система речевых упражнений с элементами социально-психологического тренинга (Л. А. Петровская). Каждый из названных видов работы выполняет, помимо логопсихотерапевтической, прогностическую, коммуникативную, мотивационно-стимулирующую и диагностическую функции. (Отметим, что уже в группах 1988 и 1993 года Ю. Б. Некрасова проводила и IV — контрольно-поддерживающий этап, который только оформлялся, поэтому она не представила и не описала его в своих работах.)

Определив в системе своей логопсихотерапевтической работы (именно в системе, что стало гораздо шире метода) психотерапию ведущей и направляющей, Ю. Б. Некрасова максимально использовала приемы опосредованного воздействия, обращаясь к силе символического обобщения. Так, она отмечала, что опыт практической работы и специально организованные исследования позволили ей определить важные для методики социореабилитации особенности состояния пациента во время речи: «Заикающийся в ходе продуцирования собственной речи слышит свою спотыкающуюся речь (мы назвали это явление «Феномен Эхо»); ощущает мышечно-спазматическое неудобство («Феномен Кинези»); видит себя глазами другого человека — собеседника, случайного прохожего («Феномен Зеркало»)». Рассматривая заикание в концепции социореабилитации как проблему личности, она дала ему такое образное определение: «Заикание — это страдание, которое в ходе приема собственных сигналов одновременно суммирует три феномена — «Эхо», «Зеркало», «Кинези». Вследствие этого происходит стойкое негативное условно-рефлекторное закрепление недуга, проявляющееся в нарушении готовности к речи и сопровождающееся повышенной ориентировочной реакцией. Как результат, заикающиеся,

24

в отличие от здоровых людей, ограничены в свободе смены психических состояний в ситуациях общения». Соответственно, главная задача психотерапевта — «вызвать, усилить и закрепить состояния готовности к речи и обучить свободе смены психических состояний самого заикающегося» (Некрасова, 1992).

Разрабатывая метод групповой логопсихотерапии, Ю. Б. Некрасова, естественно, анализировала роль психотерапевтического коллектива. Она писала: «В работе III этапа важным является использование возможностей психотерапевтического коллектива и его формирование наиболее эффективным образом. Согласно этому, мы подбираем состав психотерапевтического коллектива таким образом, чтобы в нем совместно проходили курс реабилитации пациенты, различающиеся по своему индивидуально-личностному складу и возрасту» (там же, с. 38).

Также естественно было обращение к оценке эффективности процесса логопсихотерапии. Она отмечала, что оценка эффективности логопсихотерапевтического воздействия — сложная, многогранная проблема, и соглашалась с мнением большинства специалистов в области психологии и психотерапии (А. А. Бодалевым, Б. Д. Карвасарским, С. С. Либихом): критерий лишь симптоматического улучшения (в данном случае — речи) недостаточен, необходимо привлечение для оценки результатов работы определенных психологических и социально-психологических критериев. В автореферате диссертации Ю. Б. Некрасова писала: «Поскольку разработанная нами система социореабилитации является личностно-ориентированной, то, согласно Б. Д. Карвасарскому*, выбор критериев и методов оценки эффективности работы определяется разработанной в рамках системы теоретической концепцией. Используя психические состояния пациентов как обратную связь на приемы воздействия психотерапевта, мы выделяем в качестве основного критерия эффективности наличие устойчивого континуума саногенных психических состояний. Сформированный в системе социореабилитации континуум саногенных психических состояний означает, что пациенты усваивают потребность в творческом отношении к жизни, своим проблемам, своей речи, активному самостоятельному поиску решений, потребности в моделировании успеха. Это делает новые навыки и методы «самозатачивающимся» инструментом».

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/SGl-2011/KSg-019.htm