255
ЧАСТЬ 3. | ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СЕМЕЙНОЙ ГРУППОВОЙ ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ |
3.1. Познание и самопознание в логопсихотерапевтическом общении
(Н. Л. Карпова, М. М. Данина)
Динамика познавательных процессов в ходе интенсивного и многопланового общения в системе семейной групповой логопсихотерапии в целом имеет свои особенности. Средства, используемые в логопсихотерапии, представляют собой единство психолого-педагогических, логопедических и психотерапевтических воздействий, разработанных Ю. Б. Некрасовой. На каждом из 4-х основных этапов представлены разнообразные типы, условия и формы речевого общения, восстанавливающие нарушенные коммуникативные связи заикающегося с окружением. Это происходит не только за счет реабилитации прежних способов взаимодействия личности с внешним миром, но и посредством введения новых форм общения, которые обусловливают расширение познания и самопознания пациента. Как отмечает Н. И. Чуприкова, «…чем более полно, широко, глубоко и детализировано в состояниях мозга отражена (представлена, воплощена, воссоздана, воспроизведена, смоделирована) вне него самого существующая действительность, тем выше адаптивные и творческие возможности…» И далее, что принципиально важно для нас, автор подчеркивает: «Речевые процессы входят в один ряд с познавательными, эмоциональными и потребностно-мотивационными процессами» (Чуприкова, 2007).
Как уже было сказано, в системе логопсихотерапии большое место занимает библиотерапия — «лечение направленным чтением» — особая форма познания мира и самопознания при общении читателя с книгой. На первом — диагностико-пропедевтическом — этапе лечения происходит формирование и нового опыта общения с книгой, и, через нее, — с членами семьи и с логопсихотерапевтом, а также — активизация коммуникативной готовности к дальнейшему диалогу со всей терапевтической группой. На втором этапе — на сеансе эмоционально-стрессовой
256психотерапии — у заикающихся и у их родственников, а также у многих зрителей происходит переосмысление и осознание многих личностных и коммуникативных проблем, которые максимально обнажаются в ходе сеанса. Предпосылкой личностных трансформаций здесь является способность субъекта «приходить в разные состояния в соответствии с качественными, количественными и структурными особенностями падающих на него воздействий» (Чуприкова, 2007). Общение психотерапевта с пациентами происходит через синтез приемов и методик, варьируемых в процессе проведения сеанса. Коммуникативный «посыл» психотерапевта — это тщательно простроенный в ходе первого, подготовительного, этапа работы портрет неповторимости пациента, образ его личностного и речевого здоровья, выраженный в вербальной форме. На сеансе перед пациентами ведущий разворачивает достаточно большое многообразие видений прочитанных произведений, куда каждый из стоящих на сцене вложил часть собственного миропонимания. Познание и самопознание через призму Лечебного Символа, созданного психотерапевтом, задает направление и энергетический ресурс всей дальнейшей работе, переосмыслению личного опыта и представлений. Это приводит к изменению коммуникативных установок заикающегося, что подкрепляется началом хорошей речи на этапе ввода в речь. Энергетический подъем пациента на данном этапе способствует активации всех когнитивных функций, необходимых для интенсивной работы в ходе сеанса — концентрации внимания, мышления, памяти.
Третий этап лечения — активная семейная групповая логопсихотерапия — это 1,5 месяца ежедневных 8—9-часовых занятий. С началом этапа групповой работы пациент и его родственники включаются в сложно организованную систему новых отношений сотрудничества, взаимопомощи и сопереживания. Через психологический механизм «соучастия» здесь происходит интенсивное позитивное изменение отношений к себе и окружающим — близким и дальним. «Переключение» с узколичностных, болезненных проблем на творческое преобразование своей когнитивной, эмоционально-волевой и поведенческой сферы, начавшееся на пропедевтическом этапе, в процессе коллективного сотворчества позволяет выйти из порочного круга невроза. На данном этапе система логопсихотерапии имеет своей целью организацию интенсивной коррекции нарушенного речевого общения через грамотно сформированное полноценное общение в ходе психотерапевтических
257бесед, специальных рече-двигательных упражнений, кинези-, символо-, библио-, арт-терапии, кино- и видеотерапии (Карпова, Данина, Шувиков, 2008). По Н. И. Жинкину, который подчеркивал коммуникативную природу заикания, идет восстановление нарушенной коммуникации посредством продуктивной коммуникации (Жинкин, 1956).
Сравнение особенностей познавательного процесса у отдельного субъекта и в группе (даже в диаде) показывает, что общение влияет на восприятие сенсорной информации, ее коррекцию, выдвижение и проверку гипотез, на принятие решения. При этом образуется как бы «совместный фонд памяти», которым пользуются все. В целом процесс протекает более активно и эмоционально более насыщен (по сравнению с индивидуальным), что также содействует повышению его эффективности (Ломов, 1996). Процесс многодневного многочасового интенсивного группового общения выступает как катализатор не только саморефлексии, но и взаиморефлексии — познании других участников семейной групповой логопсихотерапии.
Особенность библиотерапии как психотерапевтического метода на данном этапе логопсихотерапии состоит в том, что она представлена здесь в коллективно-групповой форме, что способствует порождению новых образных, смысловых и эмоциональных контекстов. Это также облегчает задачу саморегуляции (волевой регуляции психических состояний), осознания собственных психических состояний и развивает умение выражения их в словесной форме. Подтверждение «работы» этого механизма мы также находим в статье Н. И. Чуприковой: «В актах поведения требуется учитывать несколько каналов отражения, т. е. требуется согласование и синтез процессов отражения, имеющих разные источники… вся эта сложнейшая система интеграционных процессов, заканчивающаяся формированием целей и программ поведения и деятельности, может быть обозначена традиционным термином «воля»… Воля не рядоположена с другими психическим процессами, она занимает место центра, к которому все они сходятся, в котором формируются цели и программы поведения и деятельности» (Чуприкова, 2007). Как было показано в параграфе 2.11, цель логопсихотерапии — формирование высокой мотивационной включенности в каждый элемент социореабилитационной деятельности, что без волевых усилий невозможно.
На четвертом этапе общение проходит уже на новом уровне: все участники группы после полугода «самостоятельной жизни» приходят
258не только повзрослевшими и лучше осмыслившими особенности методики. Они более осознанно начинают овладевать и своеобразным «общим фондом» информации, «фондом духовного богатства» группы, через общение привнося в этот «фонд» свои достижения, наработки, речевые приемы. Здесь складываются новые специфические механизмы регулирования динамики групповых и индивидуальных познавательных процессов, формируются новые совместные стратегии решения задач и общий для группы стиль деятельности. Включенность в работу группы, мотивационная и энергетическая составляющая процессов познания и общения начинают функционировать уже на новом уровне пост-произвольной регуляции.
Выводом из представленного выше процесса взаимодействия и познания на каждом из этапов семейной групповой психотерапии является то, что данная система может быть рассмотрена как феномен многомерного, многоуровневого речевого общения, имеющий место не только в случае социореабилитации заикающихся, но и представляющий собой модель общечеловеческих форм совместного бытия людей.