Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

27

Н. Н. НЕЧАЕВ,
д. п. н., профессор,
завкафедрой МГЛУ

КОНЦЕПЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Концепция непрерывного образования, одобренная в свое время Всесоюзным съездом работников народного образования, уже более десяти лет является некоторой общей основой для разработки различных направлений совершенствования и развития системы образования как на федеральном, так и региональном уровнях. Вместе с тем, в ряде случаев использование терминологии, характерной для концепции непрерывного образования, вступает в прямое противоречие с реальным содержанием тех предложений, которые, по сути, не имеют ничего общего с основными понятиями теории непрерывного образования. Последняя предполагает взгляд на образование как на процесс поступательного развития человека с момента начала его социализации. Если общество в целом начинает осознавать, что задача системы образования — это, прежде всего, удовлетворение образовательных запросов личности, то тем самым создаются предпосылки превращения образования в процесс развития личности, а конкретные институализированные формы его организации — в средства, которые обеспечивают это развитие.

Следует подчеркнуть, что формирование новой парадигмы образования — “образование через всю жизнь”, приходящей на смену традиционной — “образование на всю жизнь”, определяется многими социально-экономическими процессами. Ведущий из них — появление информационных технологий. Возникновение баз данных, функционирующих в режиме непосредственного доступа, свидетельствует о "девальвации" традиционной задачи учреждений образования — осуществлять передачу накопленных ранее знаний (так называемых "основ наук") в качестве устойчивой базы для последующей деятельности человека.

Более того, резкое ускорение процесса появления новых знаний во всех областях науки и практики закономерное устаревание прежней информации, делают бессмысленными попытки ее усвоения при сохранении традиционных подходов в организации образовательного процесса. Если в 70-х годах главным направлением борьбы за научно-технический прогресс считалось преодоление морального устаревания техники, то сейчас важнейшим средством обеспечения социального прогресса

28

становится работа по устранению морального износа знаний. И это правомерно, так как в наукоемких отраслях промышленности ежегодный “износ” знаний достигает 15—20 процентов. Достаточно указать на те изменения, которые характерны для индустрии информационных технологий и соответствующего программного обеспечения.

В 30-х годах полученного базового образования специалистам хватало практически на весь период их трудовой деятельности. Сегодня же все ускоряющиеся темпы смены техники, технологии, систем организации производства ставят перед специалистами задачу постоянно следить за изменениями в своих и смежных областях профессиональной деятельности, а также регулярно (по отдельным данным от 5 до 8 раз за весь период трудовой деятельности) проходить различные по интенсивности курсы повышения квалификации или переподготовки. Если при этом иметь в виду появление в конце 60-х годов разнообразных учреждений так называемого дополнительного и “неформального” образования, обеспечивающих образовательные потребности различных категорий населения, то мы можем говорить, что образование действительно становится непрерывным, сопровождающим человека всю жизнь.

По сути в нашей стране на новой социальной базе формируется новая отрасль рыночной экономики — рынок образовательных услуг. Он ориентирован на самые различные категории населения, начиная с детей дошкольного возраста и их родителей и кончая пенсионерами. Таким образом, процесс образования становится пожизненным и выступает средством удовлетворения образовательных потребностей личности и общества, а не потребностей государства в рабочей силе определенной квалификации. Налицо возникновение элементов того, что мы обычно называем системой непрерывного образования, “образовательной” поддержки личности на всем ее жизненном пути.

Новая парадигма образования заставляет переосмыслить направления практического решения задачи преобразования макросистемы развития личности — тех социально-экономических условий, которые объективно меняют как институализированную систему образования и формы взаимодействия ее компонентов, так и социальные позиции ее непосредственных субъектов. До настоящего времени задачи, решаемые органами управления образованием, не всегда включают разработку концептуальных основ его развития. Именно эти стратегические функции органов управления, особенно значимые для развития системы образования на региональном уровне, требуют осмысления реального положения дел. Отсутствие серьезного социально-педагогического анализа сложившейся в Московском мегаполисе современной образовательной ситуации с позиции активно меняющейся экономики, принимаемых всеми субъектами

29

организующими образовательный процесс критериев развития столичной системы общего и профессионального образования, приводит к тому, что многие оценки и предложения, появляющиеся, в частности, на страницах печати, исходят, в лучшем случае, из здравого смысла, а не из результатов серьезных научных исследований и обобщений.

Речь должна идти о серьезной корректировке содержания базового образования с учетом новых взглядов на задачи образования, социально-экономических условий и перспектив развития московского региона. Формирование глобального мышления и информационной культуры (включая конкретные умения получения и обработки информации с помощью разнообразных средств), глубокое понимание сущности процессов развития общества (свободное от штампов и стереотипов любой идеологической пробы), гибкая ориентация в системе разнообразных человеческих отношений как основа социальной компетентности в любых видах деятельности, — все это в совокупности должно стать ядром нового содержания общего образования.

Ключевыми структурными компонентами этого ядра являются гуманитарные знания: философии и экономики, истории и психологии, социологии и права. Овладение языками культуры, в том числе основами лингвистики, математики и информатики, обеспечит выпускника школы средствами информационного обмена на базе телекоммуникационных сетей. Тем самым, будет реализована основная задача общеобразовательной школы — заложить основы базовой культуры личности. Одновременно будут созданы необходимые предпосылки для последующего профессионального самоопределения личности.

Подобная перестройка содержания общего образования — долгосрочная программа его современного реформирования. Она предполагает подготовку соответствующих учебных программ, учебно-методических комплексов, учителей и преподавателей, владеющих методическим инструментарием, адекватным новым целям и новому содержанию образования.

Однако этот психологический потенциал базового образования может быть реализован лишь в случае проведения такой образовательной политики, при которой в Москве реально возникнет единое образовательное пространство, то есть будут созданы условия для реального взаимодействия всех образовательных учреждений города в качестве элементов системы непрерывного образования. Здесь предстоит решить комплекс проблем — преемственности образовательных программ общего и профессионального образования, сопряженности программ основного и дополнительного образования, взаимодействия государственных и негосударственных образовательных учреждений и соответствующих

30

органов управления и других. Предстоит серьезно продумать основные направления и конкретные пути создания единого образовательного пространства московского региона как органичной составной части общероссийской и мировой системы образования.

___

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/NKn-1999/NKn-027.htm