Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

26

Сравнение выраженности характеристик
социальной активности студентов
в условиях педагогического колледжа

Шакирова Э. Ф.,*
аспирант кафедры социальной педагогики факультета социальной педагогики Московского городского психолого-педагогического университета

 

Рассматривается проблема формирования социальной активности современной студенческой молодежи в системе среднего профессионального образования. Представлены основные результаты проведенного автором сравнительного исследования выраженности характеристик социальной активности у студентов педагогических колледжей Москвы (101 человек). Подтверждается предположение об относительно одинаковой представленности составляющих социальной активности в разных группах. Даются рекомендации для организации дальнейшей деятельности по формированию социальной активности студентов в условиях колледжа.

Ключевые слова: социализация, социальная активность, студенты педагогических колледжей, ценности личности.

Формирование социально активной, инициативной, творческой личности является одной из актуальных проблем психологии и педагогики. Практика исследований показывает, что проблема социальной активности в последнее время особо востребована для студентов гуманитарных профессий, в том числе педагогов. Открытая социальная среда оказывает не всегда положительное воздействие на своих субъектов, особенно если они юного возраста. Для решения данной проблемы в современной ситуации востребован активный, уверенный в себе педагог, способный принимать решение, брать на себя ответственность за осуществление выбора.

В научной литературе представлены три основных подхода к определению понятия «социальная активность»: во-первых, социальная активность — это сверхнормативная, инициативная, творческая деятельность, самодеятельность [8], [1], [2]; во-вторых, социальная активность рассматривается как поведение личности [6], [5]; в-третьих, социальная активность — это черта, свойство, интегративное качество

27

личности [4], [2]. В основу определения сущности этого феномена в нашем исследовании положено последнее. Придерживаясь системного подхода, формирование социальной активности личности мы рассматриваем как целостную систему, обладающую интегративными свойствами и состоящую из взаимосвязанных, функционально единых компонентов.

Социальная активность личности в нашем исследовании рассматривается как интегративное общественное качество личности, проявляющееся в инициативной социальной деятельности, обусловленной внутренней (психической) и внешней (практической) активностью личности, а также в преобразовании себя и окружающей действительности в соответствии с социально одобряемыми нормами. Развитие и формирование этого качества происходит в многообразной общественно значимой деятельности, в результате которой обеспечивается глубокое и полное саморазвитие личности.

Современные исследования позволяют рассмотреть проблему формирования социальной активности личности через соотнесение ее с процессом социализации. Так, А. В. Мудрик раскрывает сущность социализации через сочетание приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества [7]. Оба процесса можно проследить и при формировании социальной активности личности. С. И. Карпенко [4] акцентирует внимание на следующих фазах процесса социализации — адаптации и интериоризации. Представленные фазы социализации можно проследить и при формировании социальной активности личности:

• фаза адаптации наблюдается в процессе познания социальной действительности;

• фаза интериоризации прослеживается в процессе «сущностного, глубинного включения индивида» в социальную жизнедеятельность;

• фаза обособления (автономизация) характеризует становление индивидуальности (потребность иметь собственные взгляды, привязанности, потребность в самореализации и др.).

При этом последняя фаза позволяет раскрыть оценочно-эмоциональное отношение к социальной действительности, а также увидеть проявление социальной активности в поведении личности.

Анализ научной литературы [1, 2, 3], [5] и др. позволил определить основные составляющие социальной активности студентов среднего профессионального образования. К ним мы отнесли:

• индивидуально-значимые ценности учащихся педагогического колледжа;

• гуманистические, деловые и гражданские качества, составляющие основу социальной активности студента;

• оценочно-эмоциональное отношение к явлениям социальной действительности, отдельным действиям и поступкам;

• отношение к общественно-значимой деятельности.

Объектом исследования выступила учащаяся молодежь системы среднего профессионального образования (педагогические колледжи) Москвы.

Предмет исследования — социальная активность современной студенческой молодежи.

Целью исследования стало сравнение выраженности характеристик социальной активности студентов среднего профессионального образования в разных группах.

Гипотезой нашего исследования стало предположение, что основные составляющие социальной активности студентов-педагогов, обучающихся в различных учреждениях среднего профессионального образования, представлены примерно одинаково. Это определило необходимость решения следующих задач:

1) изучить основные характеристики социальной активности студентов педагогического колледжа № 5, обучающихся по специальностям 050709 «Преподавание в начальных классах» и 050704 «Дошкольное образование», выявить у респондентов особенности и специфику составляющих социальной активности как интегративного качества личности;

2) изучить основные характеристики социальной активности студентов социально-педагогического

28

колледжа МГППУ, обучающихся по специальностям 050711 «социальная педагогика» и 050718 «специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях», выявить у респондентов особенности и специфику составляющих социальной активности как интегративного качества личности;

3) сравнить и выявить общие и специфические особенности основных составляющих социальной активности студентов, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования.

Методика

Для проведения исследования была разработана анкета, включающая блоки вопросов, посвященных изучению составляющих социальной активности как интегративного качества личности, а также отдельные вопросы о возрастных, половых и социальных характеристиках респондентов. При изучении составляющих социальной активности использовались:

• шкала ценностных установок студентов педагогических колледжей, которая позволяет выявить личностно- и социально-значимые ценности студентов. Оценка наличия ценностей предлагалась также по пятибалльной шкале, ответы ранжированы по среднему баллу для каждой из предложенных позиций;

• шкала оценки качеств личности, составляющих основу социальной активности, которая нацелена на определение гуманистических, деловых и гражданских качеств студентов. Студентам был предложен блок вопросов, где необходимо оценить в баллах обладание тем или иным качеством личности. Применялась балльная шкала оценок от 1 до 5, где 1 балл — наименьшая степень присутствия качества, а 5 баллов — высокая степень обладания качеством. Ответы ранжированы по среднему баллу для каждой из предложенных позиций;

• шкала оценочно-эмоционального отношения студентов к явлениям социальной действительности и участия в общественно-значимой деятельности;

• шкала удовлетворенности получаемой специальности и предпочитаемых мест работы, которая позволяет проследить успешность профессионального самоопределения студентов, а также выявить жизненные планы после окончания колледжа.

Разработанная анкета была проведена в ходе пилотажного (пробного) исследования на понятность вопросов и надежность ответов. Генеральную совокупность исследования составили студенты педагогических колледжей Москвы. Выборочную совокупность составили студенты двух учебных заведений:

1) социально-педагогического колледжа МГППУ (группа 1). Число опрошенных — 58 учащихся, средний возраст 18,5 лет; 20,7% — юношей; 79,3% — девушек; число обучающихся по специальности 050711 «социальная педагогика» составило 70,7%, по специальности 050718 «специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» —29,3%;

2) педагогического колледжа № 5 (группа 2). Число опрошенных — 43 студента, средний возраст 18 лет; 9,3% — юношей; 90,7% — девушек; число обучающихся по специальности 050709 «преподавание в начальных классах» составило 67,4%, по специальности 050704 «дошкольное образование» — 32,6%.

Общий план выборки позволяет анализировать выраженность ценностных предпочтений учащихся, качеств личности, а также отношения к социальной действительности и общественно-значимой деятельности.

Результаты и их обсуждение

Среднегрупповые значения ценностных установок студентов педагогических колледжей имеют незначительные различия (рис. 1). Распределение ответов респондентов по ценностным установкам показывает весьма высокий уровень ориентации в обеих группах на ценности личностного плана. Меньше всего студенты придают значение социально значимым ценностям: социальному равенству, общественному признанию и особенно такому качеству как служение людям.

29

Рис. 1. Средние значения ценностных установок у студентов педагогических колледжей (по пятибалльной шкале):

1 — здоровье; 2 — высокий заработок; 3 — социальное равенство; 4 — общественное признание; 5 —удовольствия и развлечения; 6 — продвижение по службе; 7 — интересная работа; 8 — счастливая семейная жизнь; 9 — любовь, любимый человек; 10 — творчество; 11 — личная свобода; 12 — престижная работа; 13 — овладение знаниями; культурой; 14 — служение людям

Полученные данные позволяют сделать вывод о недостаточной значимости социально-значимых ценностей в сознании учащихся педагогических колледжей.

Деловые личностные качества специалистов являются составляющей социальной активности и необходимы как в профессиональной деятельности, так и для становления и самосовершенствования личности. Оценка наличия деловых качеств предлагалась по пятибалльной шкале, как и в предыдущем случае, ответы ранжировались по среднему балу. Исследование деловых качеств студентов сопоставляемых групп представлено в табл. 1.

Таблица 1

Средние значения деловых личностных качеств у студентов педагогических колледжей (по пятибалльной шкале)

Качества

Средний балл

Группа 1 (средний балл)

Группа 2 (средний балл)

Трудолюбие

3,56

3,79

Творческое отношение к работе

3,56

4,16

Целеустремленность

3,91

4,16

Принципиальность

3,81

3,79

Организованность

3,65

3,48

Инициативность

3,43

3,90

Настойчивость

3,77

4,23

Энергичность

4,05

4,42

Самостоятельность

4,06

4,25

Порядочность

4,32

4,46

30

Как видно из полученных ответов, самооценка деловых качеств достаточно высока, а «разброс» от самой высокой до самой низкой оценки не очень большой, т. е. все перечисленные качества присущи студентам практически в одинаковой степени. Исключением здесь можно считать лишь параметр «творческое отношение к работе», где студенты двух групп показали наибольшее расхождение в баллах. Следует отметить, что в целом оценка своих деловых качеств может быть завышенной, однако некоторую объективность можно наблюдать в распределении качеств, получивших одинаково последние ранговые места в сравниваемых группах: организованность, трудолюбие, инициативность. Данные качества являются составляющими социальной активности молодого специалиста и требуют особого внимания при организации воспитательной работы с учащимися.

В качестве следующей составляющей социальной активности личности нами были выделены гуманистические качества (табл. 2). Необходимо отметить, что достаточно высокая степень представленности данных качеств, также как и деловых, является важным условием для жизненной и профессиональной реализации личности, проявления позитивной социальной активности.

Таблица 2

Средние значения гуманистических качеств у студентов педагогических колледжей (по пятибалльной шкале)

Качества

Средний балл

Группа 1

Группа 2

Честность

4,24

4,20

Справедливость

4,25

4,41

Доброжелательность

4,03

4,46

Доверие к другим

3,31

3,81

Общительность

4,18

4,42

Терпимость

3,58

3,65

Чуткость, внимательность

3,93

4,23

Ответы студентов показали весьма высокий уровень сформированности гуманистических качеств, однако здесь, так же как и в предыдущем случае, не исключается завышенная самооценка и стремление принимать желаемое за действительное. Результаты сравнения показывают лишь небольшие расхождения баллов по показателям «доверие к другим» и «доброжелательность».

Исходя из тех же самых позиций, что и в предыдущих вопросах, были изучены гражданские качества, присущие студентам колледжей (табл. 3).

Как видно из табл. 3, уровень самооценки гражданских качеств несколько ниже гуманистических и деловых, что можно объяснить трансформацией общественного сознания (современное гражданское общество только набирает силу) и переоценкой приоритетов современной молодежи. При этом следует отметить, что высокий уровень сформированности гражданских качеств и ценностей призван помочь современному молодому человеку свободно ориентироваться в ценностях общественной гражданской жизни в современном обществе, чтобы реализовать свой гражданский потенциал как личности.

Сравнительный анализ показал небольшие расхождения по показателям «самоотверженность» и «гражданское мужество»: учащиеся группы 2 уделяют данным гражданским качествам большее внимание. Расхождения по остальным качествам весьма незначительные.

31

Таблица 3

Средние значения гражданских качеств у студентов педагогических колледжей (по пятибалльной шкале)

Качества

Средний балл

Группа 1

Группа 2

Самоотверженность

3,03

3,46

Требовательность к себе

3,74

4,0

Гражданское мужество

3,08

3,51

Самокритичность

4,03

3,83

Общественная активность

3,32

3,72

Патриотизм

3,63

3,86

Уважение прав и свобод других людей

3,96

3,67

Готовность постоять за других

3,91

4,30

Гражданская совесть, порядочность

3,68

3,97

Следующим этапом исследования стало изучение оценочно-эмоционального отношения студентов к явлениям социальной действительности и участия в общественно значимой деятельности. В табл. 4 представлена активность студентов в различных общественных мероприятиях, как правило, не связанных с учебным процессом.

Таблица 4

Распределение ответов на вопрос «Приходилось ли Вам участвовать в следующих мероприятиях?», %

Мероприятия

Группа 1

Группа 2

Внутренние конференции колледжа

74,1

69,8

Организация праздников, вечеров

74,1

86,0

Политические секции, митинги

51,7

20,9

Спортивные соревнования

74,1

76,7

Заседания студенческого совета

31,0

48,8

Субботники

91,4

79,1

Результаты сравнения показывают равномерное высокое распределение участия в таких мероприятиях как спортивные соревнования, организация праздников и участие во внутренних конференциях колледжа. Особого внимания заслуживают достаточно низкие показатели участия студентов обеих групп в заседаниях студенческого совета, что говорит о необходимости усиления целенаправленной работы учебных заведений в этом направлении.

Оценка уровня участия студентов сравниваемых групп в общественной жизни учебного заведения показала более высокий результат у студентов группы 2 — 74,4% (студенты группы 1 составили 58,6%).

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/periodica/PNIO052008/Shsv-2008.htm