26 Сравнение выраженности характеристик
социальной активности студентов
в условиях педагогического колледжа
Шакирова Э. Ф., аспирант кафедры социальной педагогики факультета социальной педагогики Московского городского психолого-педагогического университета | |
Рассматривается проблема формирования социальной активности современной студенческой молодежи в системе среднего профессионального образования. Представлены основные результаты проведенного автором сравнительного исследования выраженности характеристик социальной активности у студентов педагогических колледжей Москвы (101 человек). Подтверждается предположение об относительно одинаковой представленности составляющих социальной активности в разных группах. Даются рекомендации для организации дальнейшей деятельности по формированию социальной активности студентов в условиях колледжа.
Ключевые слова: социализация, социальная активность, студенты педагогических колледжей, ценности личности.
Формирование социально активной, инициативной, творческой личности является одной из актуальных проблем психологии и педагогики. Практика исследований показывает, что проблема социальной активности в последнее время особо востребована для студентов гуманитарных профессий, в том числе педагогов. Открытая социальная среда оказывает не всегда положительное воздействие на своих субъектов, особенно если они юного возраста. Для решения данной проблемы в современной ситуации востребован активный, уверенный в себе педагог, способный принимать решение, брать на себя ответственность за осуществление выбора.
В научной литературе представлены три основных подхода к определению понятия «социальная активность»: во-первых, социальная активность — это сверхнормативная, инициативная, творческая деятельность, самодеятельность [8], [1], [2]; во-вторых, социальная активность рассматривается как поведение личности [6], [5]; в-третьих, социальная активность — это черта, свойство, интегративное качество
27личности [4], [2]. В основу определения сущности этого феномена в нашем исследовании положено последнее. Придерживаясь системного подхода, формирование социальной активности личности мы рассматриваем как целостную систему, обладающую интегративными свойствами и состоящую из взаимосвязанных, функционально единых компонентов.
Социальная активность личности в нашем исследовании рассматривается как интегративное общественное качество личности, проявляющееся в инициативной социальной деятельности, обусловленной внутренней (психической) и внешней (практической) активностью личности, а также в преобразовании себя и окружающей действительности в соответствии с социально одобряемыми нормами. Развитие и формирование этого качества происходит в многообразной общественно значимой деятельности, в результате которой обеспечивается глубокое и полное саморазвитие личности.
Современные исследования позволяют рассмотреть проблему формирования социальной активности личности через соотнесение ее с процессом социализации. Так, А. В. Мудрик раскрывает сущность социализации через сочетание приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества [7]. Оба процесса можно проследить и при формировании социальной активности личности. С. И. Карпенко [4] акцентирует внимание на следующих фазах процесса социализации — адаптации и интериоризации. Представленные фазы социализации можно проследить и при формировании социальной активности личности:
• фаза адаптации наблюдается в процессе познания социальной действительности;
• фаза интериоризации прослеживается в процессе «сущностного, глубинного включения индивида» в социальную жизнедеятельность;
• фаза обособления (автономизация) характеризует становление индивидуальности (потребность иметь собственные взгляды, привязанности, потребность в самореализации и др.).
При этом последняя фаза позволяет раскрыть оценочно-эмоциональное отношение к социальной действительности, а также увидеть проявление социальной активности в поведении личности.
Анализ научной литературы [1, 2, 3], [5] и др. позволил определить основные составляющие социальной активности студентов среднего профессионального образования. К ним мы отнесли:
• индивидуально-значимые ценности учащихся педагогического колледжа;
• гуманистические, деловые и гражданские качества, составляющие основу социальной активности студента;
• оценочно-эмоциональное отношение к явлениям социальной действительности, отдельным действиям и поступкам;
• отношение к общественно-значимой деятельности.
Объектом исследования выступила учащаяся молодежь системы среднего профессионального образования (педагогические колледжи) Москвы.
Предмет исследования — социальная активность современной студенческой молодежи.
Целью исследования стало сравнение выраженности характеристик социальной активности студентов среднего профессионального образования в разных группах.
Гипотезой нашего исследования стало предположение, что основные составляющие социальной активности студентов-педагогов, обучающихся в различных учреждениях среднего профессионального образования, представлены примерно одинаково. Это определило необходимость решения следующих задач:
1) изучить основные характеристики социальной активности студентов педагогического колледжа № 5, обучающихся по специальностям 050709 «Преподавание в начальных классах» и 050704 «Дошкольное образование», выявить у респондентов особенности и специфику составляющих социальной активности как интегративного качества личности;
2) изучить основные характеристики социальной активности студентов социально-педагогического
28колледжа МГППУ, обучающихся по специальностям 050711 «социальная педагогика» и 050718 «специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях», выявить у респондентов особенности и специфику составляющих социальной активности как интегративного качества личности;
3) сравнить и выявить общие и специфические особенности основных составляющих социальной активности студентов, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования.
Методика
Для проведения исследования была разработана анкета, включающая блоки вопросов, посвященных изучению составляющих социальной активности как интегративного качества личности, а также отдельные вопросы о возрастных, половых и социальных характеристиках респондентов. При изучении составляющих социальной активности использовались:
• шкала ценностных установок студентов педагогических колледжей, которая позволяет выявить личностно- и социально-значимые ценности студентов. Оценка наличия ценностей предлагалась также по пятибалльной шкале, ответы ранжированы по среднему баллу для каждой из предложенных позиций;
• шкала оценки качеств личности, составляющих основу социальной активности, которая нацелена на определение гуманистических, деловых и гражданских качеств студентов. Студентам был предложен блок вопросов, где необходимо оценить в баллах обладание тем или иным качеством личности. Применялась балльная шкала оценок от 1 до 5, где 1 балл — наименьшая степень присутствия качества, а 5 баллов — высокая степень обладания качеством. Ответы ранжированы по среднему баллу для каждой из предложенных позиций;
• шкала оценочно-эмоционального отношения студентов к явлениям социальной действительности и участия в общественно-значимой деятельности;
• шкала удовлетворенности получаемой специальности и предпочитаемых мест работы, которая позволяет проследить успешность профессионального самоопределения студентов, а также выявить жизненные планы после окончания колледжа.
Разработанная анкета была проведена в ходе пилотажного (пробного) исследования на понятность вопросов и надежность ответов. Генеральную совокупность исследования составили студенты педагогических колледжей Москвы. Выборочную совокупность составили студенты двух учебных заведений:
1) социально-педагогического колледжа МГППУ (группа 1). Число опрошенных — 58 учащихся, средний возраст 18,5 лет; 20,7% — юношей; 79,3% — девушек; число обучающихся по специальности 050711 «социальная педагогика» составило 70,7%, по специальности 050718 «специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» —29,3%;
2) педагогического колледжа № 5 (группа 2). Число опрошенных — 43 студента, средний возраст 18 лет; 9,3% — юношей; 90,7% — девушек; число обучающихся по специальности 050709 «преподавание в начальных классах» составило 67,4%, по специальности 050704 «дошкольное образование» — 32,6%.
Общий план выборки позволяет анализировать выраженность ценностных предпочтений учащихся, качеств личности, а также отношения к социальной действительности и общественно-значимой деятельности.
Результаты и их обсуждение
Среднегрупповые значения ценностных установок студентов педагогических колледжей имеют незначительные различия (рис. 1). Распределение ответов респондентов по ценностным установкам показывает весьма высокий уровень ориентации в обеих группах на ценности личностного плана. Меньше всего студенты придают значение социально значимым ценностям: социальному равенству, общественному признанию и особенно такому качеству как служение людям.
29
Рис. 1. Средние значения ценностных установок у студентов педагогических колледжей (по пятибалльной шкале):
1 — здоровье; 2 — высокий заработок; 3 — социальное равенство; 4 — общественное признание; 5 —удовольствия и развлечения; 6 — продвижение по службе; 7 — интересная работа; 8 — счастливая семейная жизнь; 9 — любовь, любимый человек; 10 — творчество; 11 — личная свобода; 12 — престижная работа; 13 — овладение знаниями; культурой; 14 — служение людям
Полученные данные позволяют сделать вывод о недостаточной значимости социально-значимых ценностей в сознании учащихся педагогических колледжей.
Деловые личностные качества специалистов являются составляющей социальной активности и необходимы как в профессиональной деятельности, так и для становления и самосовершенствования личности. Оценка наличия деловых качеств предлагалась по пятибалльной шкале, как и в предыдущем случае, ответы ранжировались по среднему балу. Исследование деловых качеств студентов сопоставляемых групп представлено в табл. 1.
Таблица 1
Средние значения деловых личностных качеств у студентов педагогических колледжей (по пятибалльной шкале)
Качества | Средний балл |
Группа 1 (средний балл) | Группа 2 (средний балл) |
Трудолюбие | 3,56 | 3,79 |
Творческое отношение к работе | 3,56 | 4,16 |
Целеустремленность | 3,91 | 4,16 |
Принципиальность | 3,81 | 3,79 |
Организованность | 3,65 | 3,48 |
Инициативность | 3,43 | 3,90 |
Настойчивость | 3,77 | 4,23 |
Энергичность | 4,05 | 4,42 |
Самостоятельность | 4,06 | 4,25 |
Порядочность | 4,32 | 4,46 |
30Как видно из полученных ответов, самооценка деловых качеств достаточно высока, а «разброс» от самой высокой до самой низкой оценки не очень большой, т. е. все перечисленные качества присущи студентам практически в одинаковой степени. Исключением здесь можно считать лишь параметр «творческое отношение к работе», где студенты двух групп показали наибольшее расхождение в баллах. Следует отметить, что в целом оценка своих деловых качеств может быть завышенной, однако некоторую объективность можно наблюдать в распределении качеств, получивших одинаково последние ранговые места в сравниваемых группах: организованность, трудолюбие, инициативность. Данные качества являются составляющими социальной активности молодого специалиста и требуют особого внимания при организации воспитательной работы с учащимися.
В качестве следующей составляющей социальной активности личности нами были выделены гуманистические качества (табл. 2). Необходимо отметить, что достаточно высокая степень представленности данных качеств, также как и деловых, является важным условием для жизненной и профессиональной реализации личности, проявления позитивной социальной активности.
Таблица 2
Средние значения гуманистических качеств у студентов педагогических колледжей (по пятибалльной шкале)
Качества | Средний балл |
Группа 1 | Группа 2 |
Честность | 4,24 | 4,20 |
Справедливость | 4,25 | 4,41 |
Доброжелательность | 4,03 | 4,46 |
Доверие к другим | 3,31 | 3,81 |
Общительность | 4,18 | 4,42 |
Терпимость | 3,58 | 3,65 |
Чуткость, внимательность | 3,93 | 4,23 |
Ответы студентов показали весьма высокий уровень сформированности гуманистических качеств, однако здесь, так же как и в предыдущем случае, не исключается завышенная самооценка и стремление принимать желаемое за действительное. Результаты сравнения показывают лишь небольшие расхождения баллов по показателям «доверие к другим» и «доброжелательность».
Исходя из тех же самых позиций, что и в предыдущих вопросах, были изучены гражданские качества, присущие студентам колледжей (табл. 3).
Как видно из табл. 3, уровень самооценки гражданских качеств несколько ниже гуманистических и деловых, что можно объяснить трансформацией общественного сознания (современное гражданское общество только набирает силу) и переоценкой приоритетов современной молодежи. При этом следует отметить, что высокий уровень сформированности гражданских качеств и ценностей призван помочь современному молодому человеку свободно ориентироваться в ценностях общественной гражданской жизни в современном обществе, чтобы реализовать свой гражданский потенциал как личности.
Сравнительный анализ показал небольшие расхождения по показателям «самоотверженность» и «гражданское мужество»: учащиеся группы 2 уделяют данным гражданским качествам большее внимание. Расхождения по остальным качествам весьма незначительные.
31Таблица 3
Средние значения гражданских качеств у студентов педагогических колледжей (по пятибалльной шкале)
Качества | Средний балл |
Группа 1 | Группа 2 |
Самоотверженность | 3,03 | 3,46 |
Требовательность к себе | 3,74 | 4,0 |
Гражданское мужество | 3,08 | 3,51 |
Самокритичность | 4,03 | 3,83 |
Общественная активность | 3,32 | 3,72 |
Патриотизм | 3,63 | 3,86 |
Уважение прав и свобод других людей | 3,96 | 3,67 |
Готовность постоять за других | 3,91 | 4,30 |
Гражданская совесть, порядочность | 3,68 | 3,97 |
Следующим этапом исследования стало изучение оценочно-эмоционального отношения студентов к явлениям социальной действительности и участия в общественно значимой деятельности. В табл. 4 представлена активность студентов в различных общественных мероприятиях, как правило, не связанных с учебным процессом.
Таблица 4
Распределение ответов на вопрос «Приходилось ли Вам участвовать в следующих мероприятиях?», %
Мероприятия | Группа 1 | Группа 2 |
Внутренние конференции колледжа | 74,1 | 69,8 |
Организация праздников, вечеров | 74,1 | 86,0 |
Политические секции, митинги | 51,7 | 20,9 |
Спортивные соревнования | 74,1 | 76,7 |
Заседания студенческого совета | 31,0 | 48,8 |
Субботники | 91,4 | 79,1 |
Результаты сравнения показывают равномерное высокое распределение участия в таких мероприятиях как спортивные соревнования, организация праздников и участие во внутренних конференциях колледжа. Особого внимания заслуживают достаточно низкие показатели участия студентов обеих групп в заседаниях студенческого совета, что говорит о необходимости усиления целенаправленной работы учебных заведений в этом направлении.
Оценка уровня участия студентов сравниваемых групп в общественной жизни учебного заведения показала более высокий результат у студентов группы 2 — 74,4% (студенты группы 1 составили 58,6%).