Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

5

Слово о Д. Б. Эльконине

Даниил Борисович Эльконин — большой, обаятельный человек с львиной гривой волос, обладавший огромной жизненной творческой силой, не просто профессионально изучал Человека: маленького в его возможностях, взрослого в его свершениях, он трепетно любил людей. Не случайно одно только упоминание имени Д. Б. Эльконина вызывает радость. Но тут же сжимается болью сердце — его уже нет рядом. А ведь он был таким молодым. Да, да, молодым. Конечно, по годам ему уже было за 80, но мы — и сорока, и пятидесятилетние — чувствовали себя старее.

В Данииле Борисовиче были и до конца его дней оставались, юношеская восторженность, юношеский задор и, говоря его же словами, «полная свобода, полное отсутствие каких бы то ни было внешних побудителей, приспособления и т. п.» (Эльконин Д. Б., 1989, № 4, с. 22). Все это сочеталось в Д. Б. Эльконине с жизненной мудростью, глубинами мудрого старца (в нем было что-то от знаменитой скульптуры Эрзя). Он не просто знал очень многое в жизни, науке, будучи всесторонне образованным человеком, проникающим в сущностные межнаучные связи, серьезно разбиравшимся в философии и истории, этнографии и антропологии, он понимал, понимал суть всех явлений, отношений. И особенно четко он чувствовал процесс развития. Он видел перспективу и дистанцию.

«...основное, что я сделал в своей жизни, — с полным правом заявил Даниил Борисович в своем последнем публичном выступлении, — это... попытка исторического понимания процессов детского развития» (там же, с. 23).

Такому пониманию способствовало счастливое переплетение научного мышления и художественного мировосприятия: Эльконина-мыслителя дополнял, обогащал Эльконин-художник (живописец, резчик по дереву). Я никогда не забуду эмоциональный взрыв Даниила Борисовича, который, попав в среднеазиатскую пустыню около Хивы, бегал по песчаным барханам и буквально кричал в восторге от обилия красок, от того, что пустыня живет.

6

Выдающийся ученый-психолог, разработавший ряд фундаментальных научных проблем, и тонкий экспериментатор, блестяще решавший прикладные психолого-педагогические задачи, Д. Б. Эльконин (1904—1984) был ярким, самобытным, исключительно порядочным человеком. Он принадлежит к всемирно известной научной школе Л. С. Выготского, учеником и соратником которого Даниил Борисович гордо и мужественно оставался в дни многолетних гонений на великого психолога, а не только во времена его славы.

Д. Б. Эльконин родился и провел детство в Полтавской губернии, где рано начал трудовую деятельность — два года проработав воспитателем в колонии для малолетних правонарушителей.

После окончания в 1927 г. педологического отделения педагогического факультета ЛГПИ им. А. И. Герцена он стал педологом-педагогом детской профамбулатории Октябрьской железной дороги, одновременно начав преподавательскую деятельность на кафедре педологии ЛГПИ им. А. И. Герцена.

Знаменательно, что первыми его учителями в большой науке стали знаменитый физиолог А. А. Ухтомский и не менее знаменитый психолог Л. С. Выготский, с которым Даниил Борисович в 1931 г. начал исследование проблем психологии детской игры.

Успешная научная деятельность сопровождалась восхождением по административной лестнице — в 1932 г. Д. Б. Эльконин стал заместителем директора по науке Ленинградского научно-практического педологического института. Однако после печально известного постановления «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» (1936 г.) этот институт закрылся, а Д. Б. Эльконин лишился ученой степени кандидата наук и остался без работы.

Отказавшись согласиться с правильностью «партийной оценки» педологии как лженауки, молодой ученый предстал перед руководителем Ленинградской области (одним из руководителей страны) А. А. Ждановым.

Сохранилась архивная запись их беседы. О ней рассказал мне прочитавший эту запись еще в 50-х годах М. И. Кондаков. По его словам, это поразительный документ, свидетельствующий не просто о научной честности, но о бескомпромиссности Д. Б. Эльконина. Единственный из всех сотрудников Педологического института Даниил Борисович заявил

7

Первому секретарю Обкома, члену Политбюро партии, что «...не привык изменять убеждения за 24 часа».

Видавший виды партийный лидер был настолько поражен, что дал разрешение Д. Б. Эльконину работать в школе (то есть в идеологической сфере, куда люди с идеологически сомнительными взглядами не допускались).

Результатом учительской деятельности Д. Б. Эльконина явилось написание в 1938—1940 гг. Букваря, книги по русскому языку для школ народов Крайнего Севера и методических указаний к ним. В эти же годы Даниил Борисович подготовил и защитил в Ленинградском пединституте им. А. И. Герцена свою вторую кандидатскую диссертацию. Это было накануне Великой Отечественной войны.

Начав войну 2 июля 1941 г. добровольцем в народном ополчении, Д. Б. Эльконин окончил ее майором, награжденным многими боевыми орденами и медалями.

Вообще-то Даниил Борисович не очень охотно вспоминал военные годы (тем более, что война трагически оборвала жизнь двух его дочерей — Наташи и Гали и первой его жены Ц. П. Немановой, уничтоженных фашистами на Кавказе), но один эпизод воспроизводил с горьким юмором.

«Служил я в штабе Ленинградского фронта, — рассказывал Д. Б. Эльконин. — Вдруг вызывают меня в Особый отдел и спрашивают: Вы Эльконэн, финн? Нет, — отвечаю. — Я Эльконин, еврей. — О, это очень хорошо, — говорят мне особисты. Так что в тот момент мне помогло, что я еврей».

Пункт пятый в паспорте более никогда не помогал Д. Б. Эльконину. А помогали ему жить, творить сила духа, любовь к науке и неиссякаемый оптимизм.

Он был Оптимист с большой буквы, Оптимист, веривший в возможность перемен к лучшему и умевший внушать эту веру окружающим, что я неоднократно испытывал на себе.

С Даниилом Борисовичем у меня сложились теплые, доверительные отношения, которые, несмотря на существенную разницу в возрасте, переросли в дружбу.

Узнал я его еще в начале 60-х годов, когда директорствовал в специальной школе по перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей. Значительно ближе познакомился я с Даниилом Борисовичем при подготовке к защите в 1969 г. своей докторской диссертации на психологическом факультете МГУ, официальным оппонентом по

8

которой выступал Д. Б. Эльконин. Впоследствии наша дружба окрепла настолько, что мы и квартиры свои поменяли так, чтобы жить в одном доме (с 1976 г.).

Так вот, помню как-то, сидя в его уютном домашнем кабинете, я начал что-то бурчать о том, что все вокруг черно и плохо...

Даниил Борисович смотрел, смотрел на меня, а потом заметил: «Действительно, какой беспредел творится. А метро все же иногда работает. Так радуйся же, радуйся!»

Умение радоваться, несмотря ни на какие трудности находить возможности для творчества — было основанием всей жизнедеятельности Д. Б. Эльконина.

А в этой жизнедеятельности периоды более-менее благополучные сменялись весьма тяжелыми:

— Творческие удачи в совместной работе с А. А. Ухтомским и Л. С. Выготским, но вслед за этим «разоблачение» как педолога.

— Признание заслуг на фронте, но здесь же гибель семьи, которую сам и эвакуировал из Ленинграда на юг, где произошел прорыв обороны, а с ним уничтожение дочерей, жены.

— Успешная деятельность подполковника Д. Б. Эльконина в Московском областном военно-педагогическом институте Советской Армии, а в начале марта 1953 г. (как следствие «дела врачей») изгнание из него за «ошибки космополитического характера».

— Широкая известность не только в своей стране, но и за рубежом как крупнейшего детского психолога, способствующего внедрению новаторских идей в школу, и ряд тяжелейших хирургических операций.

Конечно, перенести эти тяжелые испытания помогала Даниилу Борисовичу семья, которую он обрел после войны — любящая жена Шева Цальевна, воспитавшая замечательного сына (ныне известного психолога Бориса Данииловича Эльконина, унаследовавшего от отца не только талант ученого, но и повышенную требовательность, высокую степень научной самокритичности) и неутомимо (с напористостью фронтового хирурга, которым она и была в годы войны) пытавшаяся «излечить» Даниила Борисовича от излишней доверчивости, житейской неприспособленности (и, кстати, активно «воспитывавшая» не только мужа, но и всех окружающих его психологов — всем нам «доставалось» и, слава Богу, все еще «достается» от Бебы, может

9

быть за исключением В. П. Зинченко — любовь к нему исключает критику со стороны Шевы Цальевны).

И все же, чтобы не просто выжить, но и плодотворно работать в науке, борясь к тому же с некоторыми влиятельными «действительными членами АПН» (где он оставался лишь членом-корреспондентом, посмеиваясь достаточно горько, что П. Я. Гальперин и Л. И. Божович вообще ни в какие члены АПН не были допущены), Д. Б. Эльконин должен был быть и был Оптимистом.

При этом он был бесконечно добрым, доброжелательным человеком, испытывавшим даже к явным недругам чувства не злобы, обиды, а скорее досады. Он щедро дарил научные идеи экспериментальные замыслы ученикам, сотрудникам, коллегам.

Как справедливо заметил В. П. Зинченко, «Д. Б. Эльконин не страшился научного пиратства, говоря, что с идеей нужно украсть и голову, а это даже в такой стране, как наша, сложновато» (1994, с. 46).

Но при всей доброте, бескорыстности, открытости людям Даниил Борисович Эльконин был ответственным и принципиальным человеком, жестко отстаивавшим научные позиции. «...Я, честно говоря, в детской, педагогической психологии, да и вообще в психологии до сих пор остаюсь человеком военным, — заявил 80-летний Д. Б. Эльконин, выступая на Ученом Совете Психологического института. — Я терпеть не могу никаких компромиссов, я терпеть не могу никакой пошлятины в науке, я терпеть не могу никакой необоснованности, нелогичности, я терпеть не могу ничего такого, что привносится в науку кроме ее собственной внутренней логики» (Эльконин Д. Б., 1989, № 4, с. 22). Но, что важно, при всем этом Даниил Борисович оставался скромным и корректным человеком. — «...Я могу быть не прав, — говорил он. — Кто у нас прав, а кто не прав, нам сейчас не дано (знать), об этом скажет история... Мне кажется, что среди тех, кого я знаю, гениев нету. Нет! Но что делать? Есть способные, талантливые. Я тоже немножко способный человек, но гениев я не вижу» (там же, с. 23).

Последние 30 лет своей жизни Д. Б. Эльконин работал в Психологическом институте АПН (ныне РАО), где последовательно руководил лабораториями психологии младшего школьника, психологии подростка, диагностики психического развития школьников (организовывал, налаживал

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/EPr-1997/EPR-0051.htm