Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1a

На правах рукописи

УЛЫБИН Сергей Владимирович

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ

Специальность 19.00.13 — Психология развития, акмеология

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Москва — 2010

Работа выполнена на кафедре психологии и педагогики профессиональной деятельности Голицынского пограничного института Федеральной службы безопасности Российской Федерации

1b

 

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

кандидат психологических наук, доцент

 

Дмитриев Игорь Владимирович

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:

доктор психологических наук, профессор

Хазиев Вадим Борисович

 

кандидат психологических наук,

профессор

Сулимов Юрий Григорьевич,

ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ:

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, факультет психологии

   
   
   

Защита состоится « 27 » мая 2010 года в часов на заседании диссертационного совета Д-850.013.01 при Московском городском психолого — педагогическом университете по адресу: Москва, ул. Сретенка, д. 29.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета

Автореферат разослан 12 апреля 2010 года

Ученый секретарь

диссертационного совета

И. Ю. Кулагина

1

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Исследование посвящено анализу динамики развития проффессиональной мотивации у курсантов военных вузов.

Актуальность темы исследования. Изменения социально-экономической ситуации в стране и в мире, новая форма взаимодействия общества и силовых структур государства, заставляют по-новому взглянуть на проблему военной и пограничной безопасности России. В такой ситуации особенно важная роль отводится подготовке офицеров к военно-профессиональной деятельности, формированию у них ответственного и заинтересованного отношения к своему делу. В этом сложном, многогранном и противоречивом процессе особое место занимают вопросы, связанные с мотивами выбора профессии офицера с профессиональным становлением курсантов военных вузов, с системой их профессиональных ценностей и отношений.

Успешное решение задач, возложенных на пограничные органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, во многом зависит от качественных характеристик командного состава, от мотивов, предопределяющих эффективность и качество выполнения офицерами своих функциональных обязанностей. Мотивы военной службы являются своеобразным продолжением мотивации, сформировавшейся еще в юношеские годы. Они являются основой выбора военной профессии и поступления в военный институт.

Специфика военно-профессиональных мотивов учащейся молодежи на поступление в военно-учебные заведения на современном этапе развития российского общества связана с ухудшением отношения молодежи к военной службе, что сделало ее менее престижной и существенно затруднило процесс комплектования пограничных органов Федеральной службы безопасности и Министерства Обороны Российской Федерации офицерским составом. Пограничная служба сегодня испытывает своеобразный «кадровый голод» младших офицеров из-за того, что 19,9% курсантов отчисляется за время обучения в военном институте, а из числа получивших назначение в пограничные органы 5,6% молодых лейтенантов досрочно увольняется в течение первых 6-ти месяцев службы. Еще более сложные задачи, связанные с реформированием системы военного образования, приходится решать Вооруженным Силам Российской Федерации. Все это делает проблему становления и развития военно-профессиональной мотивации особенно актуальной в современных условиях.

Актуальность изучения особенностей становления военно-профес-сиональных мотивов молодежи, поступающей в военные институты, связана также с тем, что в среде абитуриентов преобладает категория учащейся молодежи, не имеющей ни трудового, ни служебного опыта.

2

Так, например, по роду занятий до поступления в Голицынский пограничный институт 80,7% поступивших — это учащиеся школ, 8,43% — выпускники кадетского корпуса, суворовских и нахимовского училищ. Доля военнослужащих, поступивших в институт со службы по призыву (контракту), а также абитуриентов с наличием рабочего стажа сравнительно невелика и не превышает 5—6%.

Повышенное внимание к проблеме формирования военно-профес-сиональных мотивов учащейся молодежи на поступление в военные институты связано еще и с тем, что приобретенный в советское время опыт проведения агитационно-пропагандистской работы и военно-патриотического воспитания требует основательного изучения и корректировки. Актуальность исследования проблемы развития военно-профессиональных мотивов учащейся молодежи на поступление в военные институты определяется также необходимостью критического осмысления зарубежного, советского и российского опыта в этой сфере; важностью уточнения современных теоретических основ процесса формирования военно-профессиональных мотивов учащейся молодежи и абитуриентов; потребностью силовых структур в простых и надежных способах (методиках) формирования военно-профессиональных мотивов учащихся школ и колледжей на поступление в военные институты и специальные образовательные учреждения.

Актуальность проблемы формирования военно-профессиональных мотивов учащейся молодежи на поступление в военные институты, недостаточность ее теоретической и прикладной разработанности в психологии развития, акмеологии, возрастной психологии определили объект, предмет, цели и задачи исследования.

Объект исследования — мотивационная сфера личности

Предмет исследования — динамика развития военно-профессиональных мотивов у курсантов, обучающихся в военных институтах.

Цели исследования — на основе теоретического и эмпирического анализа развития военно-профессиональных мотивов учащейся молодежи и курсантов военных институтов, исследование зависимости иерархии мотивов от индивидуально-психологических особенностей личности, условий ее развития в вузе, выработка рекомендации по оптимизации этого процесса в ходе профессионального обучения.

Гипотеза исследования. Молодежь, выбирающая профессию военного в пограничных органах и ВС приходит в военный вуз с комплексом мотивов, не имеющих прямого отношения к будущей профессии. Развитие военно-профессиональных мотивов происходит в процессе обучения в вузе. При этом профессиональное становление курсанта как офицера-пограничника оказывается более интенсивным, если в ввузе обеспечены не только военно-профессиональное обучение и воспитание, но и военно-профессиональная диагностика и коррекция.

3

Задачи исследования:

1. Уточнить теоретическое определение понятий «мотивационная сфера личности», «военно-профессиональный мотив» и «военно-профессиональная мотивация», «процесс становления военно-профессиональной мотивации».

2. Выявить основные мотивы учащейся молодежи, ориентированной на поступление в военные институты, их зависимость от индивидуально-психологических особенностей личности, а также от условий и факторов формирования ее мотивационной сферы.

3. Установить особенности развития военно-профессиональных мотивов учащейся молодежи и курсантов, уточнить стадии становления военно-профессиональных мотивов.

4. Выявить структуру и изменения в иерархии мотивов у курсантов, оценить тенденции в развитии их военно-профессиональных мотивов благодаря использованию методов психологического сопровождения (помощи) в процессе профессионального обучения.

5. Разработать методические рекомендации по профориентационной работе с учащейся молодежью для поступления в ВВУЗ.

Теоретико-методологической основу исследования составили работы основателей культурно-исторической теории и теории деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.); военных психологов (Л. Ф. Железняк, А. В. Мощенко, А. Г. Караяни, А. М. Столяренко, Ю. Г. Сулимов и др.); научные положения о развитии и формировании личности в деятельности и общении (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. А. Вербицкий, В. С. Мерлин, В. Н. Мясищев); социально-психологические теории развития личности (А. В. Петровский, М. Ю. Кондратьев); положения отечественной и зарубежной психологии о закономерностях формирования потребностей, интересов, мотивов, целей, установок, ценностных ориентации и роли самосознания в развитии личности (К. Левин, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, Ф. Райс, В. В. Столин, Е. В. Шорохова, Д. П. Узнадзе, Х. Хекхаузен).

Методы исследования:

1. Анализ документов, независимых характеристик абитуриентов и курсантов военного института, опрос.

2. Констатирующий эксперимент с использованием следующих методик: методика мотивации обучения в вузе (Т. Н. Ильина), 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла, тест «Мотивационный профиль», опросник ВПМ-1, разработанный Б. В. Овчинниковым и А. Ф. Боровиковым, методика исследования структуры ценностных ориентаций Е. Б. Фанталовой.

3. Методы математической статистики (SPSS, STATISTICA).

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/disers/UlibinSV-2010/Usd-a-024.htm