75 Психологическое обеспечение деятельности воспитательных колоний | ГЛАВА 7 |
§ 7.1. Организационные предпосылки создания и функционирования психологических лабораторий в воспитательных колониях
В любой период развития уголовно-исполнительной системы ее цель — исправление осужденных — наиболее реалистично воспринималась применительно к несовершеннолетним осужденным. Для ее достижения стремились максимально использовать имеющийся научный потенциал и, прежде всего, возможности психологии и педагогики.
Работа психологов ВК в 70—80-е годы XX в. позволила апробировать ряд психодиагностических методик применительно к несовершеннолетним правонарушителям, повысить уровень индивидуально-воспитательной работы с данной категорией лиц, сформировать среди персонала УИС мнение о необходимости дальнейшего развития системы психологического обеспечения. Вместе с тем активного развития психологической службы в воспитательных колониях в указанный период не наблюдалось. Имела место высокая текучесть специалистов. Это обусловлено несколькими причинами: должность психолога была неаттестованной, а заработная плата уступала другим специалистам; количество выпускников психологических факультетов было очень незначительное; психологическая наука еще не имела отчетливо выраженной практической направленности, психотехнологии диагностики и коррекции были очень ограничены; в работе с осужденными, да и с персоналом, основная ставка делалась на политико-воспитательные методы воздействия, а социально-психологические недооценивались.
76Лишь с сентября 1992 года, после введения в организационную структуру исправительных учреждений психологических лабораторий, которые стали комплектоваться аттестованными специалистами, ситуация постепенно стала меняться. В 1995 году должности психологов были введены в 50% ВК, а к 1998 году — в большинстве из них. В настоящее время во всех ВК созданы психологические лаборатории, в них работают около 160 специалистов. Кроме того, в большинстве ВК введена должность старшего психолога отдела охраны.
Образовательный уровень психологов ВК достаточно высокий: 74% имеют базовое психологическое образование; 14 — прошли переподготовку; 3 — обучаются на психологических факультетах; не имеют психологического образования и не прошли переподготовку 9%.
Если в 90-е годы при создании психологической службы в связи с дефицитом кадров на должность психолога принимали и лиц, имеющих педагогическое образование, то в настоящее время стоит задача комплектования службы только сотрудниками с высшим психологическим образованием. Это обусловлено рядом обстоятельств:
во-первых, повышением требований к профессиональной компетентности специалистов (психолог должен владеть не только современными методами психодиагностики, но и психологической коррекции, психотерапии, индивидуального консультирования и т. п.);
во-вторых, необходимостью обеспечить надежность и объективность заключений и выводов психолога при написании характеристик на осужденного при условно-досрочном освобождении и решении других, юридически значимых, задач (выводы психолога, не имеющего соответствующего образования, могут быть легко оспорены в суде);
в-третьих, насыщенностью рынка труда выпускниками психологических факультетов (дефицит кадров психологов практически исчерпан).
Сотрудники, ранее принятые на службу без необходимого образования, должны пройти переподготовку в соответствии с
77государственным стандартом в объеме не менее 500 часов или получить второе высшее (психологическое) образование (по заочной или дистанционной формам обучения). Следует иметь в виду, что второе высшее образование государством не оплачивается. Переподготовка в системе УИС осуществляется на базе Академии права и управления ФСИН России.
Пенитенциарная психология весьма технологична и наукоемкая сфера социальной практики. Она постоянно наполняется новыми методиками изучения личности и инструментарием психокоррекционного влияния на других людей. Поэтому, чтобы идти в ногу со временем, необходимо регулярно проходить курсы повышения квалификации. С этой целью для психологов ВК ежегодно проводятся на базе Вологодского института права и экономики ФСИН России и других образовательных учреждений организованы соответствующие курсы. Кроме того, психологи ВК могут обучаться на специализированных курсах повышения квалификации, например, по психологическому консультированию, психокоррекционной работе, экстремальной психологии, которые организованы в различных образовательных учреждениях ФСИН России.
Следует иметь в виду, что профессиональная переподготовка, повышение квалификации психологов, как и других специалистов, осуществляется на плановой основе. Ежегодно, в управление кадров и профессионального образования направляются с территориальных органов заявки на обучение, с учетом которых составляется соответствующий план на очередной год. Поэтому и начальник ВК, и работники кадрового аппарата, и психологи должны контролировать данный аспект деятельности.
По разрешению руководства территориального органа переподготовка и повышение квалификации специалистов может осуществляться и в образовательных учреждениях субъектов федерации по месту службы сотрудников. Такой опыт накоплен в ряде территориальных органов (Приморский край, Вологодская, Ивановская области и др.).
Организация работы психологической лаборатории ВК должна осуществляться на основе Инструкции об организации
78деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России 12 декабря 2005 г. № 238. На основании этого документа разрабатываются функциональные обязанности сотрудников лаборатории, осуществляется планирование работы, ведется документация установленной формы.
Модель деятельности психолога, т. е. система выполняемых функций и решаемых задач, их частота, последовательность, порядок взаимодействия с другими сотрудниками должны определяться рядом факторов: численностью осужденных в учреждении и психологов в лаборатории; состоянием оперативной обстановки; квалификацией специалистов. Так, в воспитательных колониях ГУФСИН, УФСИН России по республикам Марий-Эл, Удмуртия, Хакасия, Алтайскому краю, Красноярскому, Пермскому краям, Новосибирской, Рязанской, Тюменской, Ульяновской областям, Еврейской автономной области в штаты психологических лабораторий введено по 4—6 психологов. Это позволяет закрепить специалиста за каждым отрядом, осуществлять взаимозаменяемость, специализироваться по отдельным направлениям работы с осужденными, их родственниками, а также сотрудниками и членами семей.
В большинстве ВК численность психологов составляет 2—3 человека. Она позволяет также системно, от приема в карантине и до освобождения из колонии охватить психологической работой все категории осужденных. Значительно сложнее непрерывно и последовательно организовать работу в воспитательных колониях, хотя и не больших по численности осужденных (менее 100 человек), но в штатах которых всего 1 психолог (республики Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, камчатский край и др.).
Важным условием эффективности функционирования психологических лабораторий является их материально-техническое обеспечение. Оно предполагает: создание рабочего кабинета для психологов с рабочими столами, компьютером, сейфом, книжным шкафом, другим необходимым оборудованием; кабинета для
79индивидуального консультирования и кабинета для групповой работы.
Кабинет для групповой работы должен соответствовать некоторым требованиям:
Помещение должно быть изолировано от шумов, хорошо вентилироваться и отапливаться. Цвет стен оформляется в теплой гамме. Не рекомендуется использовать яркие и блестящие поверхности. Количество посадочных мест определяется площадью из расчета 1,5—2 м2 на одно место. Планируется использовать мягкие и удобные кресла с подлокотниками. Полы целесообразно покрыть мягким ковровым покрытием, поскольку это способствует улучшению звукоизоляции.
Помещения для групповой работы с осужденными имеются во всех ВК.
Обеспеченность персональными компьютерами за последние 5 лет возросла на 17%. Оснащенность аудио-, видеотехникой и другим оборудованием также улучшилась (на 10% увеличилось количество аудиотехники, на 9% — видеотехники, на 69% — множительной техники). Однако необходимо заметить, что около 25% техники не соответствует современным требованиям, не дает возможности вести соответствующие учеты и формировать базы данных. В рамках федеральной целевой программы «Дети России» 30 воспитательных колоний получили финансовые средства в размере 100 тыс. руб. на приобретение оборудования для кабинетов групповой работы с осужденными.
Таким образом, существует ряд организационных условий, создание которых позволит должным образом организовать работу по психологическому обеспечению деятельности воспитательных колоний.
§ 7.2. Изучение личности несовершеннолетних осужденных
Первоначально определимся в сущности таких категорий, как «личность», «личность преступника», «личность осужденного»,
80ибо в общей юридической и пенитенциарной психологии нет единой позиции по данному вопросу. Анализ литературы показывает, что категория «личность» используется, прежде всего, как социальная характеристика человека (как гражданина определенного государства, юридического субъекта, имеющего определенные права и полномочия). Поэтому, когда используют понятие «личность преступника», то, с юридической точки зрения, имеют в виду человека, совершившего преступление, виновность которого «установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства...». Следуя данной логике, «личность осужденного» — это гражданин, отбывающий наказание в местах лишения свободы, либо которому назначено альтернативное уголовное наказание.
При изучении личности осужденного мы исходим из системных представлений и рассматриваем их свойства как многоуровневую систему, имеющую различные природу и функции: сугубо социальные свойства (образование, социальное положение в обществе и др.); природные свойства (пол, возраст, особенности нервной системы); индивидуально-психологические и личностные свойства (особенности мышления и восприятия, темперамент и характер, ценностные ориентации и направленность личности и т. д.).
Социально-демографические свойства несовершеннолетних осужденных (возраст, социальная принадлежность, образование, профессиональная подготовка, пол).
Исходя из того, к какой возрастной категории относится тот или иной осужденный (ранняя юность — 14—16 лет; юность — 16—18 лет; ранняя взрослость — 18—25 лет), ему, как правило, присущи и соответствующие психологические качества. Поэтому психолог должен хорошо ориентироваться в возрастной психологии, уметь определить соответствие между личностными качествами изучаемой личности осужденного и типовыми свойствами, которые должны быть присущи людям данного возраста. Так, например, для несовершеннолетних 14—15 лет характерны: несформированность ценностных ориентаций, отсутствие четких жизненных