Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

10

М. Г. Дебольский,

заместитель начальника управления социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными ФСИН России,
начальник отдела психологической службы ФСИН России
кандидат психологических наук, доцент

А. В. Кокурин,

начальник лаборатории МИН ФСИН России
кандидат психологических наук, доцент

РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ УИС В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Отечественная психологическая служба уголовно-исполнительной системы (далее: УИС) строит концепцию своего развития, опираясь на

11

европейские стандарты в области прав человека и международные обязательства Российской Федерации.

Деятельность психологической службы УИС сегодня — это новый этап развития всей пенитенциарной системы России. Впервые не только на ведомственном, но и на государственном уровне закреплено широкое привлечение для решения поставленных перед УИС задач специалистов по человеческим отношениям — психологов.

На государственном уровне важную роль в процессе создания правовых предпосылок использования психологических знаний в пенитенциарной практике сыграл Федеральный закон «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации” от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ1. В частности, ст. 12 УИК РФ была дополнена ч. 6.1 следующего содержания: «Осужденные имеют право на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия».

Ранее в ст. 8, 9, 110 УИК РФ лишь отмечались важность реализации принципа индивидуализации исполнения наказаний, необходимость изучения личности осужденных и использования в воспитательной работе психолого-педагогических методов. Детально Положение о психологической лаборатории исправительного учреждения, следственного изолятора УИС Минюста России и функциональные обязанности психологов регламентированы ведомственными нормативными актами.

Среди задач, стоящих на современном этапе перед психологической службой отечественной УИС, одной из важнейших является повышение авторитета личности психолога и его деятельности. Это зависит не только от уровня профессионализма психолога, но и неукоснительного соблюдения этических норм, общих принципов и правил своего профессионального поведения, которые в содержательном плане представляют собой своего рода профессиональный этический

12

кодекс, отражающий различные стороны получения, использования и предоставления психологической информации в рамках УИС. При этом у практических психологов УИС могут возникать проблемы, связанные, с одной стороны, с просьбой сотрудников определенных служб предоставить им сведения о личности конкретных осужденных, а с другой — необходимость сохранять конфиденциальность информации, которая стала им известна в процессе своей профессиональной деятельности. Этические требования, предъявляемые к деятельности психолога УИС, регламентированы ведомственным нормативным актом (приказ ГУИН Минюста России «Об утверждении Положения о психологической лаборатории исправительного учреждения, следственного изолятора уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. № 251), причем при их разработке были учтены международные этические нормы деятельности психологов1.

Иногда складывается такая ситуация, когда этические нормы вступают в противоречие с профессиональными требованиями, регламентированными уголовно-исполнительным законодательством. В основном это касается случаев, когда сталкиваются два принципа: безопасности и конфиденциальности (например, при получении психологом информации о готовящемся побеге, преступлении). Границы конфиденциальности должны оговариваться с клиентом сразу: «Если речь идет о преступлении, то я должен сообщить эту информацию руководству, так как я — сотрудник уголовно-исполнительной системы. Кроме того, это и в Ваших интересах». Однако даже в этой ситуации необходимо попытаться убедить осужденного отказаться от своего преступного намерения и самому сообщить эту информацию администрации. По общему правилу, психологи обязаны давать некоторым категориям сотрудников (воспитателям, начальникам отрядов) информацию о личности осужденного для того, чтобы они могли успешнее устанавливать психологический контакт, оказывать воспитательное воздействие на осужденных. Но это правило не должно распространяться на информацию конфиденциальную (о переживаниях, интимного характера и т. п.).

13

Одним из главных направлений деятельности психологов, связанных с реализацией положений международных правовых актов, выступают выявление и коррекция психологических причин нарушения законности персоналом исправительных учреждений.

В соответствии с вышеупомянутым Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ предпринимаются дополнительные меры, способствующие гуманизации условий содержания осужденных и реализации международных норм по соблюдению прав человека. Важно осознать, что обязательным элементом гуманизации УИС является оптимизация отношений между персоналом и осужденными.

В связи с этим руководство ФСИН России также акцентирует внимание сотрудников УИС на необходимости очеловечивания отношений с осужденными. В работе с осужденными приоритет должен отдаваться педагогическим и психологическим методам воздействия, установлению доверительных отношений между персоналом системы и осужденными, решению социальных вопросов1.

Психологическая служба, наравне с другими, преследует цель развития психологического потенциала сотрудников и создания благоприятной обстановки в коллективе.

Это достигается посредством реализации таких функций, как: профессиональный психологический отбор кандидатов на службу, психологическая подготовка, работа с резервом кадров на выдвижение, мониторинг социально-психологического климата в коллективе и его оптимизация, индивидуальное консультирование сотрудников и членов их семей.

Еще одной серьезной проблемой, связанной с соблюдением прав человека и развитием психологической службы, является отношение к женщине-психологу в УИС. В России традиционно сложилось так, что психолог — профессия по преимуществу женская. Даже с учетом специфики УИС, в процентном отношении психологов-женщин всегда было больше, чем мужчин. Если сравнивать уровень профессиональной подготовленности, то психологи-женщины мужчинам не только не уступают, но чаще превосходят их.

Однако, учитывая тот факт, что основным объектом психологического воздействия выступают преступники, 95% из которых — мужчины,

14

возникает проблема личной безопасности. Вследствие этого наблюдается тенденция к ограничению приема на службу специалистов-женщин, созданию им относительно безопасных условий работы. К сожалению, требование по обеспечению безопасных условий работы для женщин одни руководители понимают как задачу ограничить доступ сотрудников-женщин в исправительные учреждения. В других колониях женщин-психологов не только сопровождают при передвижении по территории пенитенциарного учреждения, но и пытаются присутствовать при беседе с осужденным, что является недопустимым. Естественно, что могут возникнуть ситуации (при общении с лицами, отбывающими пожизненное заключение, агрессивными личностями), когда присутствие начальника отряда или сотрудника отдела безопасности вполне оправданно. Однако в большинстве случаев психолог должен работать самостоятельно, как это осуществляется в пенитенциарных учреждениях всех цивилизованных государств. Поэтому авторы разделяют позицию опытных руководителей территориальных органов УИС, которые считают, что если женщины принимаются на службу, то администрация учреждения должна не только внимательно к ним относиться, но и создавать нормальные условия для работы1. Излишняя опека лишь вызывает у женщин-сотрудников неуверенное поведение и провоцирует осужденных на инциденты.

Кроме того, опрос начальников территориальных органов, проведенный авторами, показал, что более 80% руководителей считают главным, чтобы сотрудник был профессионалом, при этом не важно, мужчина он или женщина.

Таким образом, весь ход развития ФСИН России показывает, что проблемы, стоящие перед ней в процессе ее приведения в соответствие с европейскими стандартами в области прав человека и международными обязательствами Российской Федерации, принятыми при вступлении в Совет Европы, преодолимы. Важную роль в этом по-прежнему будет играть психологическая служба УИС.

Библиографический список

1. Калинин, Ю. И. Курсом обновления / Ю. И. Калинин // Преступление и наказание. — 2003. — № 7.

15

2. Рабочая книга пенитенциарного психолога: пособие. — М., 1997.

3. О совершенствовании рейтинговой оценки социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными территориальных органов ФСИН: приказ Федер. службы исполнения наказаний от 6 марта 2006 г. № 86 // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2006. — № 9.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/Rps-2008/Rps-2008.htm