Поиск :
Личный кабинет :
Электронный каталог: Нечаев, Н.Н. - О возможности реинтеграции культурно-исторической психологии Л. С. Выготского и теории деятельнос...
Нечаев, Н.Н. - О возможности реинтеграции культурно-исторической психологии Л. С. Выготского и теории деятельнос...
Статья
Автор: Нечаев, Н.Н.
Вопросы психологии: О возможности реинтеграции культурно-исторической психологии Л. С. Выготского и теории деятельнос...
[On the possibility of reintegration of cultural-historical psychology by L. S. Vygotsky and activity theory by A. Leontiev]
2018 г.
ISBN отсутствует
Автор: Нечаев, Н.Н.
Вопросы психологии: О возможности реинтеграции культурно-исторической психологии Л. С. Выготского и теории деятельнос...
[On the possibility of reintegration of cultural-historical psychology by L. S. Vygotsky and activity theory by A. Leontiev]
2018 г.
ISBN отсутствует
Статья
Нечаев, Н.Н.
О возможности реинтеграции культурно-исторической психологии Л. С. Выготского и теории деятельности А. Н. Леонтьева = [On the possibility of reintegration of cultural-historical psychology by L. S. Vygotsky and activity theory by A. Leontiev] / Н.Н. Нечаев // Вопросы психологии : научный журнал / ред. Е.В. Щедрина. – 2018. – № 2. – С. 3—18. – URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=372355 (дата обращения: 14.03.2023) . – Электронная версия подготовлена по: Нечаев Н. Н. О возможности реинтеграции культурно-исторической психологии Л. С. Выготского и теории деятельности А. Н. Леонтьева // Вопросы психологии. — 2018. — № 2. — С. 3—18.
Рассматривается проблема взаимосвязи между культурно-исторической теорией Л. С. Выготского и теорией деятельности А. Н. Леонтьева. Отталкиваясь от представлений об их преемственности, автор анализирует суть принципиальных различий в подходах двух выдающихся психологов. При этом используются материалы научных публикаций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, в том числе недостаточно широко известные психологической общественности, а также факты их научных биографий. Центральное место занимает проблема орудия и знака и ее различные интерпретации в работах Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева. Показано, что данная проблема «снимается» при включении в парадигму совместной деятельности, в которой происходит освоение субъектом (ребенком) способов деятельности в рамках определенной системы отношений с другими участниками деятельности (взрослыми), а разрешение противоречий, вызревающих в ходе совместной деятельности между изменяющимися способами деятельности и трансформирующейся системой отношений, составляет основной механизм развития субъекта. Тем самым предметная деятельность и коммуникация, обусловливая друг друга, находят свое место в контексте решения задач совместной деятельности, что позволяет говорить о возможностях реинтеграции культурно-исторической теории Л. С. Выготского и теории деятельности А. Н. Леонтьева.
The problem of relationships between cultural-historical theory by L. Vygotsky and activity theory by A. N. Leontiev is considered here. Based on the ideas of their continuity, the author analyzes essence of fundamental differences in approaches of those two prominent psychologists. At the same time, the materials of scientific publications of L. Vygotsky and A. Leontiev are used by him, including those, not widely known to our psychological community, as well as some facts of their scientific biographies. The central place is occupied here by the problem of tools and signs and its various interpretations in the works of L. Vygotsky and A. Leontiev. It was shown that this problem was “removed” when included into paradigm of joint activity, in which the subject (child) masters the methods of activity within a certain system of relations with other participants in the activity (adults), and the resolution of contradictions that mature in course of joint activity between changing ways activity and a transforming system of relations, constitutes the main mechanism for the development of the subject. Thus, objective activity and communication, conditioning each other, find their place in the context of solving problems of joint activity, which allows us to speak about the possibilities of reintegration of the cultural-historical theory by L. Vygotsky and activity theory by A. Leontiev.
Общий = Общая психология
Нечаев, Н.Н.
О возможности реинтеграции культурно-исторической психологии Л. С. Выготского и теории деятельности А. Н. Леонтьева = [On the possibility of reintegration of cultural-historical psychology by L. S. Vygotsky and activity theory by A. Leontiev] / Н.Н. Нечаев // Вопросы психологии : научный журнал / ред. Е.В. Щедрина. – 2018. – № 2. – С. 3—18. – URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=372355 (дата обращения: 14.03.2023) . – Электронная версия подготовлена по: Нечаев Н. Н. О возможности реинтеграции культурно-исторической психологии Л. С. Выготского и теории деятельности А. Н. Леонтьева // Вопросы психологии. — 2018. — № 2. — С. 3—18.
Рассматривается проблема взаимосвязи между культурно-исторической теорией Л. С. Выготского и теорией деятельности А. Н. Леонтьева. Отталкиваясь от представлений об их преемственности, автор анализирует суть принципиальных различий в подходах двух выдающихся психологов. При этом используются материалы научных публикаций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, в том числе недостаточно широко известные психологической общественности, а также факты их научных биографий. Центральное место занимает проблема орудия и знака и ее различные интерпретации в работах Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева. Показано, что данная проблема «снимается» при включении в парадигму совместной деятельности, в которой происходит освоение субъектом (ребенком) способов деятельности в рамках определенной системы отношений с другими участниками деятельности (взрослыми), а разрешение противоречий, вызревающих в ходе совместной деятельности между изменяющимися способами деятельности и трансформирующейся системой отношений, составляет основной механизм развития субъекта. Тем самым предметная деятельность и коммуникация, обусловливая друг друга, находят свое место в контексте решения задач совместной деятельности, что позволяет говорить о возможностях реинтеграции культурно-исторической теории Л. С. Выготского и теории деятельности А. Н. Леонтьева.
The problem of relationships between cultural-historical theory by L. Vygotsky and activity theory by A. N. Leontiev is considered here. Based on the ideas of their continuity, the author analyzes essence of fundamental differences in approaches of those two prominent psychologists. At the same time, the materials of scientific publications of L. Vygotsky and A. Leontiev are used by him, including those, not widely known to our psychological community, as well as some facts of their scientific biographies. The central place is occupied here by the problem of tools and signs and its various interpretations in the works of L. Vygotsky and A. Leontiev. It was shown that this problem was “removed” when included into paradigm of joint activity, in which the subject (child) masters the methods of activity within a certain system of relations with other participants in the activity (adults), and the resolution of contradictions that mature in course of joint activity between changing ways activity and a transforming system of relations, constitutes the main mechanism for the development of the subject. Thus, objective activity and communication, conditioning each other, find their place in the context of solving problems of joint activity, which allows us to speak about the possibilities of reintegration of the cultural-historical theory by L. Vygotsky and activity theory by A. Leontiev.
Общий = Общая психология