Поиск :
Личный кабинет :
Электронный каталог: Новикова, Светлана Игоревна - Природа индивидуальных различий в ЭЭГ-индикаторах внимания у детей в возрасте 5-6 лет: исследован...
Новикова, Светлана Игоревна - Природа индивидуальных различий в ЭЭГ-индикаторах внимания у детей в возрасте 5-6 лет: исследован...
Доступно
1 из 1
1 из 1
Автореферат
Автор: Новикова, Светлана Игоревна
Природа индивидуальных различий в ЭЭГ-индикаторах внимания у детей в возрасте 5-6 лет: исследован... : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук
Издательство: Московский городской психолого-педагогический университет, 2008 г.
ISBN отсутствует
Автор: Новикова, Светлана Игоревна
Природа индивидуальных различий в ЭЭГ-индикаторах внимания у детей в возрасте 5-6 лет: исследован... : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук
Издательство: Московский городской психолого-педагогический университет, 2008 г.
ISBN отсутствует
Автореферат
88.48 Н73
Новикова, Светлана Игоревна.
Природа индивидуальных различий в ЭЭГ-индикаторах внимания у детей в возрасте 5-6 лет: исследование близнецов : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Светлана Игоревна Новикова. – Московский городской психолого-педагогический университет, 2008. – 26 с. – URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=78354 . – 19.00.13 - Психология развития, акмеология.
В настоящей работе на основании функционально-топографического подхода была исследована возрастная специфика частотных границ основных ритмов ЭЭГ (дельта, тета, альфа) у детей в возрасте 5-6 лет. Использование выделенных параметров ЭЭГ в дальнейших исследованиях детей дошкольного возраста повысит эффективность применения метода ЭЭГ в возрастной психофизиологии и возрастной психогенетике. Была обнаружена возрастная специфика функциональной реактивности альфа- и тета-ритмов у дошкольников при устойчивом зрительном внимании и социальной (речевой) стимуляции. Одной из важных возрастных особенностей детей этого возраста в сравнении со взрослыми людьми и младенцами является высокий уровень относительной синхронизации тета-осцилляций ЭЭГ в теменно-височно-затылочных областях коры мозга в ситуациях устойчивого внимания к речи взрослого. В контексте имеющихся данных литературы о роли активации распределённой тета-системы внимания эта особенность организации речевого внимания указывает на особую важность речевого канала в процессах пластических изменений нейронных сетей мозга у детей в предшкольном возрасте, обучения и развития ребёнка. Было показано, что у детей дошкольного возраста спектральные параметры альфа- и тета-ритмов ЭЭГ являются устойчивыми индивидуальными характеристиками не только в состоянии «покоя», но и при функциональных состояниях, вовлекающих механизмы регуляции внимания. Было экспериментально подтверждено важное теоретическое положение о том, что индивидуальные особенности в организации нейрофизиологических механизмов внимания существенно влияют на уровень интеллекта. Подтвердилось предположение, что индивидуальные особенности функционирования лимбико-кортикальной системы, обеспечивающей удержание мишени внимания, могут влиять на успешность решения ребёнком новых проблем и опосредованно проявляться в оценках его когнитивных способностей. Данный вывод работы имеет важное теоретическое значение, поскольку в предыдущих исследованиях детской ЭЭГ высокий уровень общей синхронизации тета-ритма рассматривался исключительно как признак незрелости или даже патологии мозга ребенка. Впервые было обнаружено, что у детей с типичным развитием высокая относительная амплитуда тета-ритма ЭЭГ в ассоциативных областях коры мозга при внимании - черта индивидуальности ребёнка, благоприятная для его когнитивного развития.
ББК 88.48
Н73
Общий = Психология отдельных видов деятельности. Отраслевая психология : Медицинская психология
88.48 Н73
Новикова, Светлана Игоревна.
Природа индивидуальных различий в ЭЭГ-индикаторах внимания у детей в возрасте 5-6 лет: исследование близнецов : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Светлана Игоревна Новикова. – Московский городской психолого-педагогический университет, 2008. – 26 с. – URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=78354 . – 19.00.13 - Психология развития, акмеология.
В настоящей работе на основании функционально-топографического подхода была исследована возрастная специфика частотных границ основных ритмов ЭЭГ (дельта, тета, альфа) у детей в возрасте 5-6 лет. Использование выделенных параметров ЭЭГ в дальнейших исследованиях детей дошкольного возраста повысит эффективность применения метода ЭЭГ в возрастной психофизиологии и возрастной психогенетике. Была обнаружена возрастная специфика функциональной реактивности альфа- и тета-ритмов у дошкольников при устойчивом зрительном внимании и социальной (речевой) стимуляции. Одной из важных возрастных особенностей детей этого возраста в сравнении со взрослыми людьми и младенцами является высокий уровень относительной синхронизации тета-осцилляций ЭЭГ в теменно-височно-затылочных областях коры мозга в ситуациях устойчивого внимания к речи взрослого. В контексте имеющихся данных литературы о роли активации распределённой тета-системы внимания эта особенность организации речевого внимания указывает на особую важность речевого канала в процессах пластических изменений нейронных сетей мозга у детей в предшкольном возрасте, обучения и развития ребёнка. Было показано, что у детей дошкольного возраста спектральные параметры альфа- и тета-ритмов ЭЭГ являются устойчивыми индивидуальными характеристиками не только в состоянии «покоя», но и при функциональных состояниях, вовлекающих механизмы регуляции внимания. Было экспериментально подтверждено важное теоретическое положение о том, что индивидуальные особенности в организации нейрофизиологических механизмов внимания существенно влияют на уровень интеллекта. Подтвердилось предположение, что индивидуальные особенности функционирования лимбико-кортикальной системы, обеспечивающей удержание мишени внимания, могут влиять на успешность решения ребёнком новых проблем и опосредованно проявляться в оценках его когнитивных способностей. Данный вывод работы имеет важное теоретическое значение, поскольку в предыдущих исследованиях детской ЭЭГ высокий уровень общей синхронизации тета-ритма рассматривался исключительно как признак незрелости или даже патологии мозга ребенка. Впервые было обнаружено, что у детей с типичным развитием высокая относительная амплитуда тета-ритма ЭЭГ в ассоциативных областях коры мозга при внимании - черта индивидуальности ребёнка, благоприятная для его когнитивного развития.
ББК 88.48
Н73
Общий = Психология отдельных видов деятельности. Отраслевая психология : Медицинская психология
Филиал | Фонд | Всего | Доступно для выдачи |
---|---|---|---|
Сретенка | ЧЗ | 1 | 1 |