Поиск :
Личный кабинет :
Электронный каталог: Кондратьев, М.Ю. - Психология межличностных отношений подростка в закрытых учебно-воспитательных учреждения
Кондратьев, М.Ю. - Психология межличностных отношений подростка в закрытых учебно-воспитательных учреждения
Нет экз.
Автореферат
Автор: Кондратьев, М.Ю.
Психология межличностных отношений подростка в закрытых учебно-воспитательных учреждения : диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора психологических наук
Издательство: Институт развития личности, 1994 г.
ISBN отсутствует
Автор: Кондратьев, М.Ю.
Психология межличностных отношений подростка в закрытых учебно-воспитательных учреждения : диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора психологических наук
Издательство: Институт развития личности, 1994 г.
ISBN отсутствует
Автореферат
Кондратьев, М.Ю.
Психология межличностных отношений подростка в закрытых учебно-воспитательных учреждения : диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора психологических наук / М.Ю. Кондратьев. – Москва : Институт развития личности, 1994. – 81 с. – URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=82337 . – 19.00.07 — педагогическая и возрастная психология.
В исследовании впервые разработан, обоснован и реализован новый подход к изучению межличностных отношений в закрытых учебно-воспитательных учреждениях разного типа, позволяющий, с одной стороны, рассмотреть всю совокупность складывающихся в этих условиях закрытых подростковых сообществ в качестве единого объекта психологического исследования, а с другой выявить социально-психологическую и психолого-педагогическую специфику подростковых групп, формирующихся в каждом из видов закрытых учреждений. Был зафиксирован и теоретически осмыслен комплекс социально-психологических закономерностей, раскрывающих содержательную сторону причинно-следственной цепочки «внешняя, институционально заданная закрытость учебно-воспитательного учреждения — внутренняя, собственно психологическая закрытость подростковой группы — господство групповой монодеятельности — внутригрупповая неформальная моноструктура — внутригрупповая статусная стратификация — деперсонализация большинства членов группы». В ходе исследования показано, что преимущественная ориентация педагогов на учебно-дисциплинарную модель воспитания в ущерб личностно-ориентированному подходу в условиях закрытых учебно-воспитательных учреждений создает особенно трудно преодолимый барьер во взаимоотношениях подростков и взрослого, порождая те «ножницы» ориентаций и функционально-ролевых ожиданий воспитанников и воспитателей, которые в свою очередь ведут к обособлению одних от других. Показано также, что в этом случае педагог не только не выступает в роли носителя защиты развивающейся личности, но и оказывает дополнительное фрустрирующее влияние на подростка, еще более ужесточая социальную ситуацию его развития. В процессе решения задач методического обеспечения исследования создана батарея социально-психологических методик, комплексное использование которых позволяет провести углубленную диагностику группового развития в условиях закрытых учебно-воспитательных учреждений. Накопленный в ходе исследования как эмпирический, так и интерпретационный материал, раскрывающий последствия внесемейного воспитания с точки зрения того, «что есть» на самом деле, может служить научно выверенным фундаментом, на котором и должна строиться психолого-педагогическая программа воспитательной работы в закрытых учреждениях, позволяющая преодолеть реально существующий принципиальный разрыв между психологическим выводом о том, ”что есть”, и моделью желаемого — «как должно быть».
Общий = Социальная психология
Кондратьев, М.Ю.
Психология межличностных отношений подростка в закрытых учебно-воспитательных учреждения : диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора психологических наук / М.Ю. Кондратьев. – Москва : Институт развития личности, 1994. – 81 с. – URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=82337 . – 19.00.07 — педагогическая и возрастная психология.
В исследовании впервые разработан, обоснован и реализован новый подход к изучению межличностных отношений в закрытых учебно-воспитательных учреждениях разного типа, позволяющий, с одной стороны, рассмотреть всю совокупность складывающихся в этих условиях закрытых подростковых сообществ в качестве единого объекта психологического исследования, а с другой выявить социально-психологическую и психолого-педагогическую специфику подростковых групп, формирующихся в каждом из видов закрытых учреждений. Был зафиксирован и теоретически осмыслен комплекс социально-психологических закономерностей, раскрывающих содержательную сторону причинно-следственной цепочки «внешняя, институционально заданная закрытость учебно-воспитательного учреждения — внутренняя, собственно психологическая закрытость подростковой группы — господство групповой монодеятельности — внутригрупповая неформальная моноструктура — внутригрупповая статусная стратификация — деперсонализация большинства членов группы». В ходе исследования показано, что преимущественная ориентация педагогов на учебно-дисциплинарную модель воспитания в ущерб личностно-ориентированному подходу в условиях закрытых учебно-воспитательных учреждений создает особенно трудно преодолимый барьер во взаимоотношениях подростков и взрослого, порождая те «ножницы» ориентаций и функционально-ролевых ожиданий воспитанников и воспитателей, которые в свою очередь ведут к обособлению одних от других. Показано также, что в этом случае педагог не только не выступает в роли носителя защиты развивающейся личности, но и оказывает дополнительное фрустрирующее влияние на подростка, еще более ужесточая социальную ситуацию его развития. В процессе решения задач методического обеспечения исследования создана батарея социально-психологических методик, комплексное использование которых позволяет провести углубленную диагностику группового развития в условиях закрытых учебно-воспитательных учреждений. Накопленный в ходе исследования как эмпирический, так и интерпретационный материал, раскрывающий последствия внесемейного воспитания с точки зрения того, «что есть» на самом деле, может служить научно выверенным фундаментом, на котором и должна строиться психолого-педагогическая программа воспитательной работы в закрытых учреждениях, позволяющая преодолеть реально существующий принципиальный разрыв между психологическим выводом о том, ”что есть”, и моделью желаемого — «как должно быть».
Общий = Социальная психология