Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

Л. Ф. ОБУХОВА

ДЕТСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ:

ТЕОРИИ,
ФАКТЫ,
ПРОБЛЕМЫ


МОСКВА
1998

2

ББК
УДК
O26

88
373

Рецензенты:
доктор психологических наук, профессор Н. Г. Салмина
доктор психологических наук К. В. Тарасова

Издание 3-е, стереотипное

O26

Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы.Издание 3-е, стереотипное. — М.: Тривола, 1998.— 352 с., ил.

ISBN 5-78415-008-3

ББК 88

Монография известного психолога Л. Ф. Обуховой восполняет пробел, существовавший доныне в детской психологии. В ней не только представлены наиболее влиятельные концепции как западных, так и отечественных психологов детства, но и сделана попытка синтезировать их.

Книга на протяжении 3 лет фактически является основным учебником по детской психологии для психологических факультетов университетов и для педагогических ВУЗов.

Работа предназначена для специалистов в области детской психологии, но будет интересна и широкому кругу читателей, интересующихся проблемами развития и воспитания ребенка.

ISBN 5-78415-008-3

Л. Ф. Обухова. 1995 — 1998

© «Тривола». Оригинал-макет,
оформление 1995 — 1998

3

Обухова Людмила Филипповна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ. Ее ученики работают во многих городах России и за рубежом.

Окончила Московский университет в 1960 году. Учителями в психологии были выдающиеся ученые П. Я. Гальперин, A. B. Запорожец, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия. Принимала участие в ряде научных исследований, посвященных изучению умственного развития ребенка.

Особое место в научной деятельности занимает работа со слепо-глухими студентами факультета психологии МГУ, которая проводилась совместно с известным философом Э. В. Ильенковым.

Л. Ф. Обухова — автор книг: "Этапы развития детского мышления" (М., 1972), "Концепция Ж. Пиаже: за и против" (М., 1981), "Современная американская психология развития" (совм. с Г. В. Бурменской, А. И. Подольским) (М., 1986), "Формы и функции подражания в детском возрасте" (совм. с И. В. Шаповаленко) (М., 1994).

В настоящее время Л. Ф. Обухова работает над проблемами возрастного и функционального развития психики ребенка.

4

 

5

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

9

Глава I Детство как предмет психологического исследования

 

1. Исторический анализ понятия "детство"

13

2. Детство как предмет науки

22

3. Специфика психического развития ребенка

26

4. Стратегии исследования психического развития ребенка

28

Глава II Преодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребенка

 

1. Биогенетический принцип в психологии

33

2. Нормативный подход к исследованию детского развития

35

3. Отождествление научения и развития

38

4. Теория трех ступеней детского развития

41

5. Концепции конвергенции двух факторов детского развития

43

6. Подходы к анализу внутренних причин психического развития ребенка

51

Глава III Психоаналитические теории детского развития

 

1. Теория Зигмунда Фрейда

65

2. Развитие классического психоанализа в работах Анны Фрейд

73

3. Эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона

79

Глава IV Теория социального научения

 

1. Отход от классического бихевиоризма

103

2. Воспитание и развитие

108

3. Поощрение и наказание как условия формирования нового поведения

119

6

4. Роль подражания в формировании нового поведения

123

5. Ребенок и взрослый

126

6. Семья как фактор развития поведения ребенка

128

Глава V Учение Жана Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка

 

1. Этапы научной биографии

133

2. Ключевые понятия концепции Ж. Пиаже

139

3. Открытие эгоцентризма детского мышления

145

4. Открытие стадий интеллектуального развития ребенка

158

Глава VI Л. С. Выготский и его школа

 

1. Смена научного мировоззрения

177

2. Дальнейшие шаги по пути, открытому Л. С. Выготским

186

Глава VII Концепция Д. Б. Эльконина. Период детства

 

1. Кризис новорожденности

193

2. Стадия младенчества

200

3. Ранний возраст

212

4. Кризис трех лет

222

Глава VIII Концепция Д. Б. Эльконина. Период детства

 

1. Дошкольный возраст

231

2. Кризис семи лет и проблема готовности к школьному обучению

255

3. Младший школьный возраст

260

Глава IX Подростковый возраст в свете разных концепций

 

1. Влияние исторического времени

275

2. Классические исследования кризиса подросткового возраста

277

3. Новые тенденции в изучении отрочества (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович)

287

Глава X Неоконченные споры

 

1. П. Я. Гальперин и Ж. Пиаже

295

2. О закономерностях функционального и возрастного развития психики ребенка

311

3. Формы и функции подражания в детстве

317

4. Проблема общих и специфических закономерностей психического развития слепоглухонемого ребенка

327

Заключение

341

Библиография

342

Именной указатель

349

7

Вечная признательность Учителям.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/ODe/ODe-001.htm