Л. Ф. ОБУХОВА
ДЕТСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ:
ТЕОРИИ,
ФАКТЫ,
ПРОБЛЕМЫ
МОСКВА
1998
Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих
Обухова. Детская психология: Теории, факты, проблемы | Скрыть структуру | Описание | Страница | Версия для печати |
ББК | 88 |
Рецензенты:
доктор психологических наук, профессор Н. Г. Салмина
доктор психологических наук К. В. Тарасова
Издание 3-е, стереотипное
O26
Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — Издание 3-е, стереотипное. — М.: Тривола, 1998.— 352 с., ил.
ISBN 5-78415-008-3 | ББК 88 |
Монография известного психолога Л. Ф. Обуховой восполняет пробел, существовавший доныне в детской психологии. В ней не только представлены наиболее влиятельные концепции как западных, так и отечественных психологов детства, но и сделана попытка синтезировать их.
Книга на протяжении 3 лет фактически является основным учебником по детской психологии для психологических факультетов университетов и для педагогических ВУЗов.
Работа предназначена для специалистов в области детской психологии, но будет интересна и широкому кругу читателей, интересующихся проблемами развития и воспитания ребенка.
ISBN 5-78415-008-3 | Л. Ф. Обухова. 1995 — 1998 © «Тривола». Оригинал-макет, |
Обухова Людмила Филипповна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ. Ее ученики работают во многих городах России и за рубежом.
Окончила Московский университет в 1960 году. Учителями в психологии были выдающиеся ученые П. Я. Гальперин, A. B. Запорожец, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия. Принимала участие в ряде научных исследований, посвященных изучению умственного развития ребенка.
Особое место в научной деятельности занимает работа со слепо-глухими студентами факультета психологии МГУ, которая проводилась совместно с известным философом Э. В. Ильенковым.
Л. Ф. Обухова — автор книг: "Этапы развития детского мышления" (М., 1972), "Концепция Ж. Пиаже: за и против" (М., 1981), "Современная американская психология развития" (совм. с Г. В. Бурменской, А. И. Подольским) (М., 1986), "Формы и функции подражания в детском возрасте" (совм. с И. В. Шаповаленко) (М., 1994).
В настоящее время Л. Ф. Обухова работает над проблемами возрастного и функционального развития психики ребенка.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие | 9 |
Глава I Детство как предмет психологического исследования |
|
1. Исторический анализ понятия "детство" | 13 |
2. Детство как предмет науки | 22 |
3. Специфика психического развития ребенка | 26 |
4. Стратегии исследования психического развития ребенка | 28 |
Глава II Преодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребенка |
|
1. Биогенетический принцип в психологии | 33 |
2. Нормативный подход к исследованию детского развития | 35 |
3. Отождествление научения и развития | 38 |
4. Теория трех ступеней детского развития | 41 |
5. Концепции конвергенции двух факторов детского развития | 43 |
6. Подходы к анализу внутренних причин психического развития ребенка | 51 |
Глава III Психоаналитические теории детского развития |
|
1. Теория Зигмунда Фрейда | 65 |
2. Развитие классического психоанализа в работах Анны Фрейд | 73 |
3. Эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона | 79 |
Глава IV Теория социального научения |
|
1. Отход от классического бихевиоризма | 103 |
2. Воспитание и развитие | 108 |
3. Поощрение и наказание как условия формирования нового поведения | 119 |
4. Роль подражания в формировании нового поведения | 123 |
5. Ребенок и взрослый | 126 |
6. Семья как фактор развития поведения ребенка | 128 |
Глава V Учение Жана Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка |
|
1. Этапы научной биографии | 133 |
2. Ключевые понятия концепции Ж. Пиаже | 139 |
3. Открытие эгоцентризма детского мышления | 145 |
4. Открытие стадий интеллектуального развития ребенка | 158 |
Глава VI Л. С. Выготский и его школа |
|
1. Смена научного мировоззрения | 177 |
2. Дальнейшие шаги по пути, открытому Л. С. Выготским | 186 |
Глава VII Концепция Д. Б. Эльконина. Период детства |
|
1. Кризис новорожденности | 193 |
2. Стадия младенчества | 200 |
3. Ранний возраст | 212 |
4. Кризис трех лет | 222 |
Глава VIII Концепция Д. Б. Эльконина. Период детства |
|
1. Дошкольный возраст | 231 |
2. Кризис семи лет и проблема готовности к школьному обучению | 255 |
3. Младший школьный возраст | 260 |
Глава IX Подростковый возраст в свете разных концепций |
|
1. Влияние исторического времени | 275 |
2. Классические исследования кризиса подросткового возраста | 277 |
3. Новые тенденции в изучении отрочества (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович) | 287 |
Глава X Неоконченные споры |
|
1. П. Я. Гальперин и Ж. Пиаже | 295 |
2. О закономерностях функционального и возрастного развития психики ребенка | 311 |
3. Формы и функции подражания в детстве | 317 |
4. Проблема общих и специфических закономерностей психического развития слепоглухонемого ребенка | 327 |
Заключение | 341 |
Библиография | 342 |
Именной указатель | 349 |
Вечная признательность Учителям.
• Коллекции → Культурно-историческая психология
• Детская психология → Общие проблемы детской психологии