Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

На правах рукописи

Дубиницкая Кристина Александровна

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

19.00.05 — «Социальная психология»

Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук

Москва — 2011

2

Работа выполнена на кафедре психологии управления Московского городского психолого-педагогического университета

Научный руководитель:

доктор психологических наук, доцент
Валерий Александрович Ильин

Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор возрастной и педагогической психологии
Николай Евгеньевич Веракса (заместитель директора НИИ СО Московского городского педагогического университета)

 

кандидат психологических наук
Марина Николаевна Расходчикова (доцент кафедры теоретических основ социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета)

Ведущая организация: Российский государственный социальный университет

Защита диссертации состоится «24» марта 2011 года в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д.850.013.01 при Московском городском психолого-педагогическом университете по адресу: 127051 Москва, ул.Сретенка, д .29.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета.

Автореферат разослан « 18февраля 2011 года

Ученый секретарь
диссертационного совета

И. Ю. Кулагина

3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования

Одной из актуальных проблем, связанных с обеспечением эффективности профессиональной деятельности, поддержанием высокого уровня функциональности, а также охраной здоровья сотрудников практически в любой организации, является профилактика синдрома «эмоционального выгорания». Данному вопросу посвящен целый ряд исследований в современной психологической науке, в частности В. В. Бойко, И. А. Акиндинова, О. П. Бусовикова, Т. Н. Мартынова, М. В. Борисова и др. При этом имеющиеся на сегодняшний день работы по данной проблематике построены, главным образом, в логике психофизиологического подхода. Между тем, представляется достаточно очевидным, что в прикладном аспекте существенное значение в контексте проблемы эмоционального выгорания имеют социально-психологические факторы. Также вряд ли требует специального доказательства утверждение о том, что педагогическая деятельность в современных условиях, в силу своей специфики, предполагает повышенный риск формирования синдрома «эмоционального выгорания».

В этой связи представляется совершенно обоснованным и, более того, необходимым, углубленное изучение роли социально-психологических факторов формирования синдрома эмоционального выгорания у представителей педагогических специальностей, в частности, у педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Синдром выгорания как следствие стрессов, связанных с профессиональной деятельностью, уже более тридцати лет активно изучается в рамках организационной, а также клинической психологии. Начало углубленного исследования данной проблематики большинство авторов связывают в первую очередь с именем американского психиатра Х. Фреденбергера, который впервые ввел понятие «выгорание» для обозначения совокупности психических, психофизиологических и психосоматических

4

дисфункций, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью. Идеи Х. Фреденбергера получили дальнейшее развитие в работах целого ряда американских психологов, в частности К. Маслача, С. Джексона, Б. Перлмана, Е. Хартмана и др., в рамках которых осуществлен детальный анализ процесса выгорания как ответной реакции организма на длительные профессиональные стрессы, разработаны методы диагностики выгорания, а также его профилактики и комплексной терапии. Следует отметить, что во многом под влиянием упомянутых исследований в зарубежной организационной практике резко возросло внимание ко всему спектру факторов (включая и социально-психологические), связанных с обеспечением охраны труда и здоровья сотрудников именно в логике снижения риска профессионального выгорания, в том числе с учетом специфики конкретной профессиональной деятельности.

В условиях перехода к рыночной экономике и связанным с ним неуклонным повышением требований к уровню профессионализма, производительности труда, а также профессиональной мобильности сотрудников, совершенно закономерным представляется резкий рост интереса к проблеме эмоционального выгорания со стороны российских исследователей (отметим, что в большинстве как отечественных, так и зарубежных работ по данной проблематике понятия «эмоциональное выгорание» и «профессиональное выгорание» трактуются как синонимичные). В этой связи, исходя из целей и задач исследования, далее мы будем использовать именно понятие «эмоциональное выгорание», имея при этом ввиду, что речь идет об эмоциональном выгорании в контексте профессиональной деятельности педагогов и воспитателей ДОУ. Среди отечественных публикаций последних лет следует отметить, прежде всего, работы В. В. Бойко, в которых детально описаны собственно синдром эмоционального выгорания, стадии его формирования и характерные симптомы, связанные с каждой из стадий. Особо следует отметить, что В. В. Бойко разработана методика диагностики уровня эмоционального выгорания,

5

эвристичность которой подтверждена, в том числе, и в ходе целого ряда практикоориентированных исследований, осуществленных в современных российских условиях. Углубленное изучение эмоционального выгорания с учетом специфики ряда профессий, связанных с взаимодействием в схеме «человек-человек», осуществлено в исследованиях Н. Е. Водопьяновой, Т. Е. Рогинской и др. Отдельное исследование, посвященное проблемам формирования и профилактики эмоционального выгорания у педагогов средних общеобразовательных школ, реализовано И. А. Акиндиновой и А. А. Бакановой. В работах Д. Г. Трунова показано, что в ряде случаев синдром выгорания может обоснованно рассматриваться не только как личностная и социальная проблема, но и как ресурс личностно-профессионального развития.

Даже приведенный краткий обзор, характеризующий степень научной разработанности рассматриваемой проблематики, позволяет констатировать, что на сегодняшний день сформирована достаточно развернутая теоретико-концептуальная и методическая база ее изучения, верифицированная в целом ряде экспериментальных исследований. Вместе с тем, в существующем массиве теоретико-экспериментальных материалов имеют место две существенные в рассматриваемом контексте лакуны. Прежде всего, отсутствуют, по сути дела, практико-ориентированные исследования, целевым образом сконцентрированные именно на проблеме профессионального выгорания педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Помимо этого, в большинстве имеющихся работ проблема выгорания рассматривается, прежде всего, в организационно-деятельностном и психофизиологическом аспектах. Собственно социально-психологические факторы (притом, что их значение ни в коем случае не отрицается и даже, напротив, подчеркивается), как правило, выступают в качестве «фоновой» информации. Таким образом, актуальность проблемы исследования обусловлена:

6

— во-первых, объективными потребностями развития системы образования в современном российском обществе, одним из ключевых ,по сути дела, базовых звеньев которого является дошкольное образование;

— во-вторых, научной и практической значимостью в данном контексте всего спектра социально-психологических, психолого-акмеологических и организационно-управленческих факторов, связанных с проблемой профессионального выгорания педагогических кадров;

— в-третьих, недостаточной изученностью данной проблематики применительно именно к педагогам и воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Объект исследования: феномен эмоционального выгорания в контексте профессиональной деятельности

Предмет исследования: социально-психологические факторы формирования синдрома эмоционального выгорания у сотрудников дошкольных образовательных учреждений

Цель исследования: изучение взаимосвязи симптомов эмоционального выгорания со статусной позицией сотрудников дошкольных образовательных учреждений в интрагрупповой структуре педагогического коллектива, структурой трудовой мотивации и социально-психологическими характеристиками курируемой детсадовской группы

Задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблематике эмоционального выгорания с учетом специфики профессиональной деятельности педагогов и воспитателей ДОУ.

2. Выявить уровень эмоционального выгорания у педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений различных типов.

3. Определить статусную позицию испытуемых в неформальной интрагрупповой структуре трудовых коллективов.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/disers/DubinitskayaKA/DSp-a-027.htm