Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

На правах рукописи

Тюлюбаев Андрей Юрьевич

РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ПОТЕНЦИАЛА ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ
СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА

13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания
(социальное воспитание, уровень профессионального образования)

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени
кандидата педагогических наук

Москва — 2011

2

Работа выполнена на кафедре социальной педагогики
Московского городского психолого-педагогического университета

Научный руководитель:

доктор педагогических наук,
профессор
Прохорова Оксана Германовна

Официальные оппоненты:

Вагнер Ирина Владимировна, доктор педагогических наук, профессор
Зотова Зоя Михайловна, доктор исторических наук, профессор

Ведущая организация:

Московский гуманитарный педагогический институт

Защита состоится 27 декабря 2011 года в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д-850.013.02 при ГОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» по адресу:

123290, город Москва, Шелепихинская наб., 2А, аудитория 206 а

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета.

Текст автореферата размещён на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации (http://vak.ed.gov.ru).

Автореферат разослан « 26 » ноября 2011 г.

Учёный секретарь
диссертационного совета

Фёдоров О. Г.

3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема формирования духовности, гражданственности, нравственности молодёжи, проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Актуализация возрождения традиционной для России духовно-нравственной иерархии общечеловеческих ценностей, воспитания подрастающих поколений в духе любви и уважения к своей семье, своей истории, своей малой и большой Родине, формирование нового гражданского общества, с новыми законами, нравственными нормами и правилами, идеологией, характеристика существенных особенностей гражданского общества и его институтов определяют необходимость коренного пересмотра средств и методов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в образовательном пространстве России.

Важной предпосылкой духовно-нравственного воспитания молодёжи, выступает процесс реализации социально-педагогического потенциала институтов гражданского общества, интеграции в создании эффективной воспитательной среды социума, способствующей формированию духовно-нравственных качеств, активной гражданской позиции студенческой молодежи. При этом решение данной проблемы акцентирует социально-педагогическую составляющую профессиональной подготовки студентов гуманитарного вуза.

Существенной особенностью гуманитарного вуза сегодня является реализация социально-педагогического подхода к профессиональному становлению будущих специалистов социальной сферы, сущность которого заключается в поддержании и укреплении нравственного, психического и физического развития личности на основе реализации потенциала социума.

Гуманитарный вуз отличается целенаправленностью личностного, духовного, гражданского развития студенческой молодёжи, качеством её интеллектуальной и социальной зрелости, высокой духовностью, гражданственностью, толерантностью, общественной активностью в социуме.

Духовно-нравственное воспитание студентов рассматривается как основа гуманитарно-педагогического образования в высшей школе, как приоритетное направление в реализации социально-педагогического потенциала, которым по сути своей наделены институты гражданского общества.

Проблемы духовно-нравственного развития личности всегда были в центре внимания отечественной науки в области философии (Н. А. Бердяев, Л. П. Буева, А. А. Гусейнов, B.C. Соловьев и др.), социологии (А. Г. Здравомыслов, Ж. Т. Тощенко, И. А. Федоров, В. А. Ядов и др.), культурологии (А. И. Арнольдов, А. С. Запесоцкий, М. С. Каган, Т. Ф. Кузнецова и др.), педагогики (В. А. Беляева, Д. С. Лихачев, Т. И. Петракова, М. И. Старов и др.) и психологии (Ш. А. Амонашвили, С. К. Бондырева, Б. С. Братусь, В. В. Рубцов, В. И. Слободчиков и др.).

4

Анализ научных источников, работ учёных о становлении гражданского общества в России, материалов мониторинга гражданского общества Общественной палаты Российской Федерации показывает, что вопросы духовно-нравственного воспитания студентов гуманитарного вуза рассматриваются: в общетеоретическом анализе духовно-нравственного, гражданского воспитания (Н. М. Борытко, И. С. Кон, Н. Д. Никандров, Е. Л. Райхлина, Н. А. Савотина, Г. Н. Филонов и др.); в потенциале институтов гражданского общества (Ю. С. Бродский, В. Д. Семенов, Г. Г. Шеек); в социально-педагогическом подходе (В. Г. Бочарова, В. С. Торохтий, Т. Ф. Яркина); в культурологическом подходе (А. И. Арнольдов, М. С. Каган, В. А. Сластёнин).

Вопросы деятельности институтов гражданского общества, общественных структур и объединений, обеспечивающих реализацию государственных молодёжных программ воспитания подрастающего поколения показали, что проблема реализации потенциала институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании студентов гуманитарного вуза до сих пор не являлась предметом специального социально-педагогического исследования. Кроме того, в научной литературе нет единого подхода к определению понятий «институты гражданского общества», «духовно-нравственное воспитание», «духовно-нравственное развитие», не раскрыто понятие «социально-педагогический потенциал институтов гражданского общества».

В ходе анализа исследований по проблемам социально-педагогических возможностей институтов гражданского общества и духовно-нравственного воспитания студентов, были выявлены следующие противоречия:

—  между возрастанием социальной активности институтов гражданского общества в реформировании российского образования, их духовно-нравственной направленности и недостаточным изучением и учетом воспитательных потребностей и интересов студентов вузов России;

—  между всё расширяющимся опытом социального воспитания институтов гражданского общества и недостаточным использованием их социально-педагогических ресурсов и воспитательных возможностей в организации разнообразных видов профессионального обучения студентов и усвоении ими социального опыта.

—  между объективной необходимостью использования социально-педагогического потенциала институтов гражданского общества в развитии духовно-нравственных, профессионально значимых качеств студентов гуманитарных вузов и недооценкой совместной деятельности вуза с потенциальными носителями воспитательных ресурсов по их реализации.

Стремление разрешить имеющиеся противоречия и значимость гражданских, духовно-нравственных ценностей и качеств личности студентов, а также недостаточная разработанность проблемы социально-педагогического потенциала институтов гражданского общества позволило сделать выбор темы диссертационного исследования «Реализация социально-педагогического потенциала институтов гражданского

5

общества в духовно-нравственном воспитании студентов гуманитарного вуза».

Объект исследования: духовно-нравственное воспитание студентов гуманитарного вуза.

Предмет исследования: процесс реализации социально-педагогического потенциала институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании студентов гуманитарного вуза.

Цель исследования: разработка, обоснование и апробация модели процесса реализации социально-педагогического потенциала институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании студентов гуманитарного вуза, подготовка научных рекомендаций специалистам в области социального воспитания студентов.

Гипотеза исследования: реализация социально-педагогического потенциала институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании студентов гуманитарного вуза будет способствовать их личностному, духовно-нравственному и профессиональному развитию как представителей особых профессий, если:

—  студенты гуманитарного вуза ориентированы на развитие потребности совершенствования интеллектуальных, духовных, культурных, физических и других качеств личности, как важного фактора их профессиональной подготовки; создаются условия для участия студентов в студенческом самоуправлении с целью определения перспектив своего профессионального саморазвития и самосовершенствования;

—  отношения институтов гражданского общества с высшими учебными заведениями гуманитарного профиля строятся на принципах активной включенности всех объектов духовно-нравственного воспитания в различные виды социальной деятельности и выстраивании отношений в социуме на гуманистической основе;

—  совершенствуется взаимодействие вуза с государственными социальными институтами и институтами гражданского общества в интересах успешной реализации духовно-нравственного компонента государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Исходя из проблемы, объекта, цели и гипотезы исследования были сформулированы следующие задачи:

1.  Выявить социально-педагогические предпосылки реализации социально-педагогического потенциала институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании.

2.  Рассмотреть сущность и содержание социально-педагогического потенциала институтов гражданского общества в развитии духовно-нравственных качеств личности студентов гуманитарного вуза.

3.  Разработать и обосновать модель процесса реализации социально-педагогического потенциала институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании студентов в условиях гуманитарного вуза.

6

4.  Обосновать социально-педагогические условия реализации социально-педагогического потенциала институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании студентов гуманитарного профиля.

5.  Подготовить рекомендации по реализации социально-педагогического потенциала институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании студентов.

Методологической основой исследования явились: философские и педагогические идеи о роли гражданского общества и личности; о социальном развитии человека и общества как совокупности педагогических, духовных и социальных процессов в гражданском обществе; положения социально-педагогического подхода о развитии личности в условиях социальной среды; о востребованности активной социальной позиции специалистов гуманитарного профиля в профессионально-личностном развитии.

Теоретическую базу исследования составили труды о взаимодействия человека и среды в процессе социализации личности (Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, Н. Ф. Голованова, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. З. Вульфов, И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн, Г. Н. Филонов); взгляды основных научных школ социально-педагогической деятельности: В. Г. Бочарова (социально-педагогическая деятельность как педагогическая составляющая социальной работы), А. В. Мудрик, М. А. Галагузова, И. А. Липский, В. А. Никитин (социально-педагогическая деятельность как педагогическая деятельность в социальной среде), В. Д. Семенов, Б. З. Вульфов, Л. А. Зеленов, В. С. Торохтий (социально-педагогическая деятельность как активность специалистов педагогического профиля по привлечению потенциала социума для разрешения проблем личности); труды учёных об использовании потенциала социума и социально-педагогической деятельности в духовно-нравственном воспитании; теории нравственного и духовного воспитания (Ш. А. Амонашвили, О. С. Богданова, С. М. Каргапольцев, Б. Т. Лихачев, В. А. Сухомлинский, А. И. Шемшурина, Н. Е. Щуркова и др.); теории личностно-деятельностного подхода к воспитанию (З. И. Васильева, Н. М. Таланчук, И. Ф. Харламов, Н. Е. Щуркова, Д. И. Фельдштейн), воспитательных систем и воспитательного пространства (И. В. Вагнер, И. Д. Демакова, В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова); выводы учёных по проблемам профессиональной подготовки и повышения квалификации социально-педагогических кадров (А. И. Арнольдов, Б. З. Вульфов, С. Г. Гершунский, М. П. Гурьянова, Г. В. Мухамедзянова, Г. Г. Силласте, Е. Н. Сорочинская и др.); основные положения методологии педагогики и методики социально-педагогического исследования (В. И. Загвязинский, Н. И. Загузов, В. В. Краевский, Н. Д. Никандров).

Основу методов диссертационного исследования составила совокупность взаимодополняющих общенаучных, педагогических, социологических и психологических методов исследования, в том числе: теоретические (анализ, изучение документов, классификация, моделирование

7

и др.), эмпирические (анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент, опрос и др.), а также методы социально-педагогического воздействия (метод рекомендации, метод включения в деятельность, метод партнерских отношений, методы социального воспитания).

Научная новизна исследования заключается в том, что:

—  выявлены социально-педагогические предпосылки реализации воспитательного потенциала институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании студентов гуманитарного вуза;

—  раскрыта сущность и содержание социально-педагогического потенциала институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании студентов гуманитарного вуза;

—  разработана и обоснована модель реализации социально-педагогического потенциала институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании студентов через содержание социально-педагогической деятельности в окружающем социуме, округе, городе, регионе;

—  выявлены и научно обоснованы социально-педагогические условия эффективной реализации потенциала институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании студентов и формировании духовно-нравственных качеств;

—  определены сущностные характеристики духовно-нравственных качеств студентов как будущих специалистов различных сфер социальной практики, в числе которых такие новые качества как: социальная активность, социальная ответственность, толерантность.

Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении закономерностей процесса реализации воспитательного потенциала социума в развитии духовно-нравственных качеств личности студентов гуманитарного вуза, в частности социально-педагогического потенциала институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании студентов; в раскрытии системы формирования общественно-значимых социальных, духовных, нравственных, гражданских качеств студентов гуманитарного вуза, как особой профессиональной сферы «человек — человек»; обоснована сущность и содержание социально-педагогического подхода к реализации потенциала институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании студентов, при опоре на потенциал социума, через реализацию социальных проектов, развитие молодёжного парламентаризма и студенческого самоуправления; в уточнении содержание понятий «духовно-нравственное воспитание», «институты гражданского общества», «социально-педагогический потенциал институтов гражданского общества», «социальная активность».

Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении в реальную социально-педагогическую деятельность гуманитарных вузов модели реализации социально-педагогического потенциала институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании молодёжи, в подготовке и апробировании рекомендаций по

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/disers/Trs_001/Trs-a-024.htm