Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

На правах рукописи

САМОЙЛЮК ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА

МОТИВАЦИОННО-ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
КОМПЕНСАЦИИ НАРУШЕНИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
У ПОДРОСТКОВ С ЗАИКАНИЕМ

Специальность: 19.00.10 — Коррекционная психология

Автореферат

диссертации
на соискание ученой степени
кандидата психологических наук

Москва 2011

2

Работа выполнена на кафедре клинико-психологических основ дефектологии и логопедии ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования»

 

Научный руководитель:

кандидат психологических наук, доцент Инденбаум Елена Леонидовна

Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, Карпова Наталия Львовна, профессор кафедры возрастной психологии Московского городского психолого-педагогического университета

кандидат психологических наук, Валявко Светлана Михайловна, доцент кафедры клинической и специальной психологии Московского городского педагогического университета

Ведущая организация

Иркутский институт повышения квалификации работников образования

Защита состоится 24 ноября 2011 г. в 11 часов на заседании диссертационного совета Д-850.013.01 при Московском городском психолого-педагогическом университете по адресу: 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29, ауд. 414.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета.

Автореферат разослан «___» _________ 2011 г.

 

Учёный секретарь
диссертационного совета

И. Ю. Кулагина

3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

В группе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети с заиканием составляют значительную часть, поскольку, хоть и в небольшом количестве (1,5—3%), имеются практически в каждой школе. Заикание, являющееся комплексной проблемой, изучено с клинических и психологических позиций, но преимущественно в детском и взрослом возрасте, сведений о подростках значительно меньше. Кроме того, в исследованиях обычно делается акцент на недостатках речи и способах их устранения, а также на проблеме логофобии и других психических отклонений. Вопросы компенсаторных ресурсов личности с дефицитарным развитием, облегчающих переживание негрубого физического недостатка, каким и является заикание, рассматриваются реже.

Актуальность темы нашего исследования определяется значимостью изучения личностных особенностей, способствующих преодолению трудностей социализации, сопряженных с наличием физического недостатка. Подростковый возраст является критическим периодом для формирования либо позитивной Я-концепции и способности к продуктивной коммуникации, а также ответственного отношения к социально определенным обязанностям, либо ограничительного поведения, социальной пассивности, стремления избегать ответственности, перекладывая ее на окружающих. По мере накопления представлений о последствиях заикания (Л. И. Белякова, Н. Л. Карпова, Р. Е. Левина, Ю. Б. Некрасова, В. И. Селиверстов, В. М. Шкловский и др.), стало очевидным, что компенсация психологического неблагополучия обусловливается как минимизацией или устранением собственно речевых судорог, так и особенностями личности. Именно сведения о личностных ресурсах психологической компенсации, позволяющих преодолеть типичные для дефицитарного развития последствия, необходимы специальному психологу (Т. А. Басилова, Н. Л. Белопольская, Л. С. Выготский, Е. Л. Гончарова, И. А. Коробейников, В. И. Лубовский и мн. др.). Актуален и вопрос об условиях, способствующих активизации личностных ресурсов компенсации1 или же провоцирующих усугубление трудностей социализации.

Цель исследования — выявление недостатков социализации подростков с заиканием в условиях общего и коррекционного обучения и мотивационно-личностных компонентов их компенсации.

Объект исследования — личность подростка с заиканием.

Предмет — трудности социализации подростков с заиканием и ресурсы их компенсации.

4

Гипотезы исследования.

Подростки с заиканием представляют собой психологически разнородную группу, отличающуюся по успешности социализации (старательности в учении и наличию продуктивных социальных контактов со сверстниками и взрослыми) из-за индивидуальных различий в выраженности личностных ресурсов компенсации физического недостатка, зависящих в свою очередь от пола, возраста и условий обучения.

К особенностям личности, выполняющим ресурсную функцию, относятся оптимальная мотивационная стратегия (достижения успеха в деятельности и отношениях), позитивная дифференцированная Я-концепция, способность к саморегуляции эмоционального состояния, отражающаяся в нормативной напряженности защитных переживаний.

Формированию и проявлению личностного ресурса компенсации способствуют педагогические условия, заключающиеся в меньшей коммуникативной нагруженности и лучшей организации школьной среды, активном вовлечении подростка с заиканием в различные виды деятельности и игнорировании сверстниками и педагогами его речевого недостатка, наличии специальной логопедической и психологической помощи, что легче достигается в специальной коррекционной школе (СКОШ) V вида.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Теоретический анализ проблем личности подростков с заиканием, трудностей их социализации и ресурсов компенсации.

2. Выделение психологических симптомокомплексов, предопределяющих трудности социализации подростков с заиканием и сопоставление частоты их встречаемости в условиях общего и коррекционного обучения.

3. Изучение некоторых характеристик личности подростков с заиканием и выявление их особенностей в сопоставлении с аналогичными показателями нормально говорящих сверстников и подростков с другими вариантами дефицитарного дизонтогенеза.

4. Выделение мотивационно-личностных компонентов, способствующих преодолению трудностей социализации при заикании и определение путей психокоррекционной помощи подросткам с учетом выявленных психологических особенностей.

Теоретико-методологические основы исследования:

— положения специальной психологии о психологических закономерностях дизонтогенеза, роли социальной ситуации развития и психологическом потенциале ребенка с ОВЗ в компенсации нарушений развития (Л. С. Выготский, Н. Л. Белопольская, И. А. Коробейников, В. В. Лебединский, Р. Е. Левина, В. И. Лубовский и др.);

— положения концепции Ю. Б. Некрасовой, Н. Л. Карповой, касающиеся мотивационных оснований процесса социореабилитации и роли адекватного отношения к речевому нарушению со стороны социального окружения;

— учение об онтогенетической социализации личности, понимаемой как процесс, в ходе которого ребенок оказывается в различных проблемных ситуациях,

5

возникающих в сфере межличностных отношений (И. А. Коробейников, А. А. Налчаджан), рассмотрение трудностей социализации личности как результат преобладания проблем над имеющимися психологическими ресурсами (Е. Г. Дозорцева);

— положение о личностной рефлексии как механизме самопознания и саморегуляции развивающейся личности (С. Ю. Степанов, И. Н. Семенов, И. С. Кон, С. Н. Морозюк, Ю. М. Орлов и др.);

— современные представления о природе и функционировании бессознательных механизмов психологической защиты (Р. М. Грановская, И. М. Никольская; Р. Плутчек) и психологии переживания (Ф. Е. Василюк).

Методы и методики исследования. Для решения задач, поставленных в исследовании, использовался психодиагностический метод, метод экспертных оценок и включенного наблюдения, метод количественной и качественной обработки данных.

Психодиагностические методики. «Опросник речевой тревоги» (Р. Эриксон, адаптирован В. А. Калягиным и Л. Н. Мацько); «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд в модификации Т. В. Румянцевой); «Самооценка личности» (Н. М. Пейсахов); опросник для диагностики бессознательных психологических защит личности (Р. Плутчик, Г. Келлерман, Х. Р. Конте); модифицированный нами когнитивно-эмотивный тест (Ю. М. Орлов, С. Н. Морозюк), опросник рефлексии (А. В. Карпов).

Метод включенного наблюдения использовался для получения качественных описаний трудностей социализации подростков с заиканием в специальной коррекционной школе, где автор диссертации работает психологом. Анализу подлежали отношение к учебе и к общению со сверстниками, что рассматривалось как маркер успешности социализации. Для верификации вариантов трудностей социализации использовался метод экспертных оценок. Они были получены от педагогов в соответствии с разработанной нами картой наблюдений за поведением школьников. Таким же способом устанавливался тип мотивации подростков (О. П. Елисеев).

Все полученные результаты обрабатывались статистически с помощью компьютерной версии программы STATISTICA 6.0. Анализировались ряды распределения показателей, определялась достоверность различий между выборками (Т-критерий Стъюдента). Достоверность различий между выборками, отличающимися по уровню исследуемого признака, определялась по угловому преобразованию Фишера (φ*). Проводился корреляционный анализ.

Организация и база исследования. Исследование проводилось с 2002 по 2011 год на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы V вида № 11 (для детей с тяжелыми речевыми нарушениями) (далее СКОШ) и 23-х средних общеобразовательных школ (СОШ) г. г. Иркутска и Ангарска. В первую целевую группу вошли подростки с заиканием, обучавшиеся в СКОШ (52 человека), во вторую — подростки с заиканием, обучавшиеся в СОШ (76 человек). Всего было обследовано 96 мальчиков и 32 девочки с заиканием в возрасте 12—15 лет. Контрольную группу составили 83 подростка (56 мальчиков и 27 девочек) без речевых нарушений, обучавшихся в СОШ. Контрольная группа

6

составлялись методом подбора парных случаев с учетом возраста, половой принадлежности, успеваемости, социальной характеристики семьи. Сведения о личностных особенностях подростков с другими вариантами дефицитарного дизонтогенеза заимствовались из опубликованных экспериментальных исследований, а также курсовых работ студентов, проведенных под нашим руководством

На первом этапе (2002—2004 г.) на основе анализа психолого-педагогической лите­ратуры изучалась проблема исследования, осуществлялся подбор, разработка и апробация диагностического материала. Проводились пилотажные обследования.

На втором этапе (2004—2008 г.) приводились сопоставительные исследования, сопровождавшиеся выделением психологических симптомокомплексов, предопределяющих трудности социализации подростков с заиканием. Маркером успешной социализации считалось добросовестное отношение к учебе и незатрудненное общение со сверстниками и взрослыми. Накапливались обширные сведения о мотивационно — личностных характеристиках подростков с заиканием, обучающихся в разных условиях.

На третьем этапе (2009—2011 г.) осуществлялись систематизация, количественная обработка и теоретическое обобщение результатов исследования, завершение литературного оформления диссертации.

Достоверность результатов обеспечивалась обоснованием исходных теоретических позиций, использованием апробированных и валидных психодиагностических методик, сочетающихся с данными наблюдения и экспертной педагогической оценки, содержательным анализом полученного эмпирического материала, применением методов математической статистики.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в области специальной психологии получены новые эмпирические данные об индивидуально-психологических особенностях подростков с легким вариантом дефицитарного развития. Охарактеризованы мотивационно-личностные и деятельностные компоненты компенсации. Впервые обозначены характеристики личности подростков с заиканием, способные выступать в качестве ресурса компенсации нарушений социализации, а также выделены психодиагностические признаки, свидетельствующие о потребности в социореабилитации. Доказана зависимость успешности компенсации последствий заикания от условий обучения и конкретизированы особые потребности, заключающиеся в создании педагогических условий, препятствующих формированию логофобии и тяжелой личностной дисгармонии.

Полученные результаты позволяют наполнить новым содержанием один из наименее разработанных в специальной психологии разделов, касающихся личностных ресурсов компенсации последствий наличия негрубого физического недостатка. Работа вносит вклад и в представления об обосновании индивидуализации психокоррекционного процесса, а также роли психолога в сопровождении подростка с заиканием.

Практическая значимость и внедрение результатов. Предложены способы оценки личностных ресурсов компенсации нарушений социализации при

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/disers/SamoylyukLA/SMl-a-023.htm