11. Особенности субъективного переживания внутренних конфликтов у студентов1
Аннотация. В работе раскрывается специфика эмоциональной регуляции внутренних конфликтов у студентов. С этой целью были использованы две методики, а именно: «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» (УСЦД) и «Семь состояний» (Фанталова Е. Б., 2001) [1]. Последняя была дополнительно проверена на наличие конструктной валидности по показателю «Состояние внутреннего конфликта» с помощью методик MMPI, 16PF R. Cattell, Шкала тревожности Спилбергера – Ханина, Незаконченные предложения.
Ключевые слова: внутренний конфликт, эмоциональная регуляция, методика «Семь состояний», конструктная валидность.
Одной из важных проблем психодиагностики эмоционально-личностной сферы и оказания последующей психологической помощи является субъективная оценка человеком своего психического состояния в условиях переживания внутренних конфликтов в той или иной жизненной сфере. Проблема настоящего исследования состояла в следующем. Согласно предварительным данным по двум методикам — «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» (УСЦД) и «Семь состояний», было выявлено разнообразие эмоциональной регуляции при переживании одних и тех же внутренних конфликтов студентами, распознаваемых как значительное (более 4) превышение ценности над доступностью в той или иной жизненно важной сфере (Фанталова Е. Б., 2001) [1]. Так, например, по сфере «Счастливая семейная жизнь» (методика УСЦД) внутренний конфликт равной интенсивности переживается двумя студентами совершенно по-разному (методика «Семь состояний»). У одного в этом случае преобладают эмоционально-отрицательные состояния (как это и следует логике ситуации), у другого, напротив, эмоционально-положительные состояния значительно выше эмоционально-отрицательных. Гипотетически последнее может быть связано с субъективной непереносимостью наличия внутреннего конфликта в данной сфере и актуализацией соответствующих защитных механизмов при его переживании.
Цель настоящей работы — исследование специфических особенностей эмоциональной регуляции и переживаний внутренних конфликтов студентами, а также проверка методики «Семь состояний» на наличие конструктной валидности по первому состоянию (Внутренний конфликт). В предыдущем исследовании данная методика была проверена на наличие конструктной валидности по каждому семи показателей, характеризующих общее психическое состояние студентов [2].
Процедура и материал исследования. В данной работе нами был использован средний показатель 1-го состояния («Внутренний конфликт. Ощущение внутренней напряженности, разлада с самим собой») из методики «Семь состояний» в условиях переживания различных внутренних конфликтов студентами, выявленных с помощью методики УСЦД, а также данные методик MMPI, 16-PF R. Cattell, Шкала тревожности Спилбергера – Ханина, Незаконченные предложения. Показатели перечисленных методик использовались для выявления достоверных корреляционных связей с состоянием «Внутренний конфликт» для раскрытия его эмоционально-личностной регуляции и ответа на вопрос о наличии конструктной валидности этого показателя в методике «Семь состояний». Настоящее исследование было проведено на материале 71 студента 2-го курса Московского Городского Психолого-Педагогического Университета. Математическая обработка данных с выявлением достоверно значимых корреляций по Спирмену проводилась с помощью компьютерной версии SPSS 13.0 for Windows.
Результаты исследования и их анализ. Полученные результаты исследования представлены ниже в таблице 1.
Согласно полученным результатам, по MMPI отмечаются достоверно значимые корреляции состояния «Внутреннего конфликта» с 4, 6, 8 и 0-вой шкалами. Это указывает, что переживание данного состояния сопряжено с наличием социального дискомфорта, общей неудовлетворенности социальной ситуацией, наличием внешних конфликтов, переходящих во внутренние (4 шкала). Отмечается также аффективная ригидность, наличие труднокорригируемых установок (6 шкала), общая интровертированность, уход в свой внутренний мир с характерными для него собственными внутриоценочными критериями при недостаточной обратной связи извне, своеобразием мотивации, дистанционностью социальных контактов и возможным избеганием их (8 и 0-вая шкалы).
Таблица 1. Корреляционные связи показателя «Внутренний конфликт» (методика «Семь состояний») с показателями методик: MMPI, 16PF R. Cattell, шкалы тревожности Спилбергера – Ханина, «Незаконченные предложения».
Наименование шкал методик, коррелирующих с состоянием «Внутренний конфликт» | Показатели коэффициента корреляции Спирмена (r) | Уровень значимости (p) |
MMPI: | ||
4 шкала | 0,377 | 0,001 |
6 шкала | 0,282 | 0,05 |
8 шкала | 0,315 | 0,01 |
0 шкала | 0,279 | 0,05 |
16PF R. Cattell: | ||
G | –0,300 | 0,01 |
Q3 | –0,320 | 0,01 |
F1 | 0,240 | 0,05 |
F4 | 0,270 | 0,05 |
Шкала тревожности Спилбергера – Ханина: | ||
РТ | 0,341 | 0,01 |
ЛТ | 0,356 | 0,01 |
Незаконченные предложения: | ||
Отношение к вышестоящим лицам | –0,407 | 0,0001 |
Отношение к семье | –0,291 | 0,01 |
Отношение к сотрудникам | –0,266 | 0,05 |
По методике 16PF R. Cattell были получены следующие достоверно значимые корреляции: отрицательные корреляции с факторами G и Q3 и положительные с двумя вторичными факторами, F1 и F4. Совокупность полученных данных говорит о том, что переживание состояния «Внутреннего конфликта» связано с противодействием выполнению традиционных морально-этических принципов и социально требуемых норм (фактор G) и снижением социально-волевого контроля, рефлексии (фактор Q3). При этом, однако, нарастание общей личностной независимости (фактор F4) сопряжено с нарастанием тревожности (фактор F4). Последняя нарастает и согласно данным
шкалы тревожности Спилбергера – Ханина: показатели реактивной и личностной тревожности (РТ и ЛТ) имеют положительные корреляции с состоянием «Внутреннего конфликта».
Результаты методики Незаконченных предложений выявили сопряженность состояния «Внутреннего конфликта» с наличием конфликтов в социальной сфере, в профессиональной деятельности и семье. Показатели по данным жизненным сферам имеют отрицательные корреляции с состоянием внутреннего конфликта у студентов. Это указывает на то, что переживание внутренних конфликтов студентами напрямую связано с негативными эмоциями в отношении вышестоящих лиц, сотрудников по работе и учебе и членов семьи.
Таким образом, полученные в данном исследовании результаты показали следующее.
— Внутренние конфликты у студентов, объективно выявленные по методике «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» и распознаваемые как значительное превышение ценности над доступностью по ряду жизненных сфер, имеют специфическую эмоционально-личностную регуляцию на субъективном уровне переживания. Последняя раскрывается с помощью достоверных корреляционных связей показателя Состояние внутреннего конфликта методики «Семь состояний» с показателями таких личностных методик, как MMPI, 16PF R. Cattell, Шкала тревожности Спилбергера – Ханина, Незаконченные предложения.
— Переживание внутренних конфликтов студентами включает как эмоциональные, так и мотивационно-личностные характеристики. Среди первых можно отметить наличие социального дискомфорта, общей неудовлетворенности ситуацией, реактивную и личностную тревожность, аффективную ригидность. Среди вторых отмечается наличие социальных конфликтов в сфере общения с вышестоящими лицами, сотрудниками по