Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

93

11. Особенности субъективного переживания внутренних конфликтов у студентов1

Аннотация. В работе раскрывается специфика эмоциональной регуляции внутренних конфликтов у студентов. С этой целью были использованы две методики, а именно: «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» (УСЦД) и «Семь состояний» (Фанталова Е. Б., 2001) [1]. Последняя была дополнительно проверена на наличие конструктной валидности по показателю «Состояние внутреннего конфликта» с помощью методик MMPI, 16PF R. Cattell, Шкала тревожности Спилбергера – Ханина, Незаконченные предложения.

94

Ключевые слова: внутренний конфликт, эмоциональная регуляция, методика «Семь состояний», конструктная валидность.

Одной из важных проблем психодиагностики эмоционально-личностной сферы и оказания последующей психологической помощи является субъективная оценка человеком своего психического состояния в условиях переживания внутренних конфликтов в той или иной жизненной сфере. Проблема настоящего исследования состояла в следующем. Согласно предварительным данным по двум методикам — «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» (УСЦД) и «Семь состояний», было выявлено разнообразие эмоциональной регуляции при переживании одних и тех же внутренних конфликтов студентами, распознаваемых как значительное (более 4) превышение ценности над доступностью в той или иной жизненно важной сфере (Фанталова Е. Б., 2001) [1]. Так, например, по сфере «Счастливая семейная жизнь» (методика УСЦД) внутренний конфликт равной интенсивности переживается двумя студентами совершенно по-разному (методика «Семь состояний»). У одного в этом случае преобладают эмоционально-отрицательные состояния (как это и следует логике ситуации), у другого, напротив, эмоционально-положительные состояния значительно выше эмоционально-отрицательных. Гипотетически последнее может быть связано с субъективной непереносимостью наличия внутреннего конфликта в данной сфере и актуализацией соответствующих защитных механизмов при его переживании.

Цель настоящей работы — исследование специфических особенностей эмоциональной регуляции и переживаний внутренних конфликтов студентами, а также проверка методики «Семь состояний» на наличие конструктной валидности по первому состоянию (Внутренний конфликт). В предыдущем исследовании данная методика была проверена на наличие конструктной валидности по каждому семи показателей, характеризующих общее психическое состояние студентов [2].

95

Процедура и материал исследования. В данной работе нами был использован средний показатель 1-го состояния («Внутренний конфликт. Ощущение внутренней напряженности, разлада с самим собой») из методики «Семь состояний» в условиях переживания различных внутренних конфликтов студентами, выявленных с помощью методики УСЦД, а также данные методик MMPI, 16-PF R. Cattell, Шкала тревожности Спилбергера – Ханина, Незаконченные предложения. Показатели перечисленных методик использовались для выявления достоверных корреляционных связей с состоянием «Внутренний конфликт» для раскрытия его эмоционально-личностной регуляции и ответа на вопрос о наличии конструктной валидности этого показателя в методике «Семь состояний». Настоящее исследование было проведено на материале 71 студента 2-го курса Московского Городского Психолого-Педагогического Университета. Математическая обработка данных с выявлением достоверно значимых корреляций по Спирмену проводилась с помощью компьютерной версии SPSS 13.0 for Windows.

Результаты исследования и их анализ. Полученные результаты исследования представлены ниже в таблице 1.

Согласно полученным результатам, по MMPI отмечаются достоверно значимые корреляции состояния «Внутреннего конфликта» с 4, 6, 8 и 0-вой шкалами. Это указывает, что переживание данного состояния сопряжено с наличием социального дискомфорта, общей неудовлетворенности социальной ситуацией, наличием внешних конфликтов, переходящих во внутренние (4 шкала). Отмечается также аффективная ригидность, наличие труднокорригируемых установок (6 шкала), общая интровертированность, уход в свой внутренний мир с характерными для него собственными внутриоценочными критериями при недостаточной обратной связи извне, своеобразием мотивации, дистанционностью социальных контактов и возможным избеганием их (8 и 0-вая шкалы).

96

Таблица 1. Корреляционные связи показателя «Внутренний конфликт» (методика «Семь состояний») с показателями методик: MMPI, 16PF R. Cattell, шкалы тревожности Спилбергера – Ханина, «Незаконченные предложения».

 

Наименование шкал методик, коррелирующих с состоянием «Внутренний конфликт»

Показатели коэффициента корреляции Спирмена (r)

Уровень значимости (p)

MMPI:

4 шкала

  0,377

  0,001

6 шкала

  0,282

0,05

8 шкала

  0,315

0,01

0 шкала

  0,279

0,05

16PF R. Cattell:

G

–0,300

0,01

Q3

–0,320

0,01

F1

  0,240

0,05

F4

  0,270

0,05

Шкала тревожности Спилбергера – Ханина:

РТ

  0,341

0,01

ЛТ

  0,356

0,01

Незаконченные предложения:

Отношение к вышестоящим лицам

–0,407

    0,0001

Отношение к семье

–0,291

0,01

Отношение к сотрудникам

–0,266

0,05

По методике 16PF R. Cattell были получены следующие достоверно значимые корреляции: отрицательные корреляции с факторами G и Q3 и положительные с двумя вторичными факторами, F1 и F4. Совокупность полученных данных говорит о том, что переживание состояния «Внутреннего конфликта» связано с противодействием выполнению традиционных морально-этических принципов и социально требуемых норм (фактор G) и снижением социально-волевого контроля, рефлексии (фактор Q3). При этом, однако, нарастание общей личностной независимости (фактор F4) сопряжено с нарастанием тревожности (фактор F4). Последняя нарастает и согласно данным

97

шкалы тревожности Спилбергера – Ханина: показатели реактивной и личностной тревожности (РТ и ЛТ) имеют положительные корреляции с состоянием «Внутреннего конфликта».

Результаты методики Незаконченных предложений выявили сопряженность состояния «Внутреннего конфликта» с наличием конфликтов в социальной сфере, в профессиональной деятельности и семье. Показатели по данным жизненным сферам имеют отрицательные корреляции с состоянием внутреннего конфликта у студентов. Это указывает на то, что переживание внутренних конфликтов студентами напрямую связано с негативными эмоциями в отношении вышестоящих лиц, сотрудников по работе и учебе и членов семьи.

Таким образом, полученные в данном исследовании результаты показали следующее.

— Внутренние конфликты у студентов, объективно выявленные по методике «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» и распознаваемые как значительное превышение ценности над доступностью по ряду жизненных сфер, имеют специфическую эмоционально-личностную регуляцию на субъективном уровне переживания. Последняя раскрывается с помощью достоверных корреляционных связей показателя Состояние внутреннего конфликта методики «Семь состояний» с показателями таких личностных методик, как MMPI, 16PF R. Cattell, Шкала тревожности Спилбергера – Ханина, Незаконченные предложения.

— Переживание внутренних конфликтов студентами включает как эмоциональные, так и мотивационно-личностные характеристики. Среди первых можно отметить наличие социального дискомфорта, общей неудовлетворенности ситуацией, реактивную и личностную тревожность, аффективную ригидность. Среди вторых отмечается наличие социальных конфликтов в сфере общения с вышестоящими лицами, сотрудниками по

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/FCv-2012/FCv-0931.htm