Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

На правах рукописи

 

Астемирова Ольга Николаевна

РАЗВИТИЕ ПОТРЕБНОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ
ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания
(социальное воспитание, уровень профессионального образования)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук

Москва — 2012

2

Работа выполнена на кафедре социальной педагогики
Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего
профессионального образования Московского городского
психолого-педагогического университета.

 

Научный руководитель:

Торохтий Владимир Свиридович
доктор педагогических наук, профессор

Официальные оппоненты:

Прохорова Оксана Германовна
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры «Социально-педагогических технологий» ГБО ВПО Московского городского психолого-педагогического университета.

Клочкова Людмила Ивановна
кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела социально-педагоги­ческих технологий Центра развития систем и технологий социализации детей и молодежи ГБО ВПО Московского гуманитарного педагогического института

Ведущая организация:

ГБОУ ВПО Московский городской педагогический университет

Защита состоится «23» мая 2012 г. в 1200 часов на заседании диссертационного совета Д 850.013.02 при ГБОУ ВПО Московском городском психолого-педагогическом университете по адресу: 123290, г. Москва, Шелепихинская набережная, д. 2а, ауд. 206А.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета по адресу: 127051, г. Москва, ул. Сретенка д. 29.

Автореферат разослан «23» апреля 2012 г.

 

Ученый секретарь
диссертационного совета

 

О. Г. Федоров

3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Высокий уровень подготовки педагогических кадров в России обусловливается требованиями, которые в данный момент предъявляются обществом и государством. В основу Федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 годы, на основании Закона РФ «Об образовании» заложены разработки стратегических проектов развития образования, где обучение и воспитание определяются как важнейшее средство самореализации личности, удовлетворяющие личностные потребности в интеллектуальном и духовно-нравственном развитии. В связи с этим, повышается значимость использования средств социального воспитания по развитию потребностей студенческой молодежи в самоорганизации личностного образовательно-развивающего пространства, в котором студент выступает субъектом собственного профессионального развития, осваивает и принимает специфику будущей профессиональной деятельности, вырабатывает творческий профессиональный стиль. При этом развитие личностного потенциала студентов является источником их профессионального развития, определяющимся ценностными, целевыми, содержательными и процессуальными характеристиками. Актуальность исследования обусловлена востребованностью социального воспитания на всех уровнях общественной жизни, которое оказывает огромное влияние на развитие у молодого поколения духовных ценностей и идеалов, индивидуального и общественного мировоззрения, поведенческих стереотипов и конкретных поступков. Социальному воспитанию как составной части социальной педагогики посвящены труды многих современных ученых, среди них выделяются исследования В. М. Басовой, В. Г. Бочаровой, А. В. Мудрика, Л. E. Никитиной, Ф. А. Мустаевой и др.

Анализ имеющегося опыта показывает возрастающую роль социального компонента в реализации профессиональных потребностей личности на рынке труда и его ориентацию на широкие возможности социума в подготовке специалистов с высшим образованием. В частности приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие потребностям рынка труда; развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

Особая значимость современных социально-экономических преобразований в обществе повышает уровень требований к педагогу как к профессионалу, как к самореализующейся, самоактуализируемой личности. В свою очередь, ответственность в подготовке такой личности возлагается на систему высшего профессионального образования, где в настоящее время резко возросли требования к качеству подготовки профессионально-педагогических кадров.

Проблемы самореализации личности в различных аспектах социально-педагогической деятельности отражены в исследованиях: В. Г. Бочаровой, Ю. В. Васильковой, Г. П. Ивановой, Т. В. Машаровой, В. А. Мудрика, Л. В. Мардахаева, Р. В. Овчаровой, В. С. Торохтий, В. Д. Шадрикова.

4

Сущность, структура профессиональной самореализации личности, факторы и условия, стимулирующие и сдерживающие этот процесс, проанализированы в работах: Л. И. Божович, Ю. Н. Галагузовой, Е. И. Горячевой, В. С. Ильин, Е. А. Климова, А. И. Крупнова, Н. Б. Крыловой, И. А. Липского, В. А. Сластенина, Г. К. Селевко, И. В. Цветковой, и др.

Несмотря на многообразие подходов к рассмотрению проблемы самореализации личности, значимых для профессиональной подготовки социальных педагогов, до сих пор не выявлены возможности оптимизации этого процесса средствами социального воспитания.

В ходе анализа исследований по проблеме развития потребности самореализации студентов средствами социального воспитания были выявлены следующие противоречия:

— между существующим арсеналом разнообразных форм и методов воспитательной работы в вузах и их недостаточной эффективностью по созданию условий для самореализации в профессиональной деятельности студентов;

— между сложившимся потенциалом социальной активности студентов современных вузов и достаточно формализованным регламентом учебно-воспитательной работы, недооценивающей этот потенциал в педагогической практике вузов;

— между запросами современного общества в развитии творческой самореализации молодых специалистов и сложившейся практикой их профессиональной подготовки, не предоставляющей студентам полноценной возможности для их профессионально-личностной самореализации.

Актуальность и обозначенные противоречия позволили сформулировать научную задачу исследования, которая заключается в определении социально-педагогических условий развития потребности самореализации будущих социальных педагогов средствами социального воспитания.

Необходимость разрешения вышеназванных противоречий, недостаточная теоретическая разработанность проблемы, а также ее высокая востребованность социальной практикой обусловили выбор темы исследования: «Развитие потребности самореализации в профессиональной деятельности у студентов гуманитарных вузов средствами социального воспитания»

Объект исследования.

Процесс развития потребности самореализации в профессиональной деятельности у студентов в условиях высших учебных заведений гуманитарного профиля.

Предмет исследования.

Социально-педагогические условия развития потребности самореализации в профессиональной деятельности у студентов средствами социального воспитания.

Цель исследования.

Выявить, обосновать и апробировать модель процесса развития потребности самореализации студентов в профессиональной деятельности средствами социального воспитания и подготовить научно-методические

5

рекомендации для специалистов гуманитарного вуза в современных условиях.

Гипотеза исследования.

Процесс развития потребности самореализации студентов в профессиональной деятельности будет успешным при условии:

— реализации социально-педагогического подхода путем включения студентов в социально-значимые виды деятельности;

— обеспечения построения единого пространства социальных взаимодействий студентов через создание специальных социально-педагогических ситуаций в решении личностных и социальных проблем студентов;

— совершенствования социально-педагогической подготовленности преподавателей и специалистов, включенных в процесс развития у студентов потребности самореализации.

С учетом цели и гипотезы исследования сформулированы следующие задачи:

1. Выявить сущность и содержание потребности самореализации студентов в профессиональной деятельности средствами социального воспитания.

2. Раскрыть структуру и содержание процесса развития у студентов потребностей самореализации в профессиональной деятельности средствами социального воспитания.

3. Разработать и обосновать модель процесса развития у студентов потребности самореализации в будущей профессиональной деятельности.

4. Обосновать социально-педагогические условия процесса развития у студентов потребности самореализации в профессиональной деятельности.

5. Разработать и апробировать научно-методические рекомендации для специалистов вуза по развитию у студентов потребности самореализации в профессиональной деятельности

Методологической основой исследования явились философско-диалектические концептуальные положения и идеи об интеграции и дифференциации знаний о влиянии социальных процессов на развитие личностных качеств в системе профессионального образования (Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, П. П. Блонский, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин, В. И. Слободчиков, К. Д. Ушинский и др.); социально-педагогические взгляды на профессиональную деятельность и использование ее потенциала для качественного изменения личности специалиста (А. А. Бодалев, С. В. Сальцева, Е. А. Климов, В. С. Торохтий, В. Д. Шадриков и др.) и из числа зарубежных (Ф. Парсонсон, Г. Боген, У. Мозер, А. Маслоу, Д. Тидеман, Д. Сьюпер и др.).

Теоретическую основу исследования составляют взгляды на проблемы социального воспитания (А. Ф. Дистервег, Я. А. Коменский, А. С. Макаренко, И. Г. Песталоцци, Н. И. Пирогов, Ж. Ж. Руссо, В. Н. Сорока-Росинский, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий, В. Г. Бочарова, М. А. Галагузова, А. В. Мудрик, Ю. В. Савин); теории педагогической деятельности и концепции развития личности педагога (О. А. Абдуллина, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, А. И. Щербаков и

6

др.); идеи деятельностного подхода (И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), социально-педагогического подхода (М. А. Галагузова, В. Г. Бочарова, И. А. Липский, С. В. Сальцева, В. С. Торохтий), компетентностного подхода в образовании к изучению процесса развития социального взаимодействия (О. В. Акулова, В. И. Байденко, В. А. Болотов, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, Г. К. Селевко, П. Г. Щедровицкий); теоретические основы общего и профессионального образования (А. П. Беляева, А. А. Дергач, В. А. Сластенин, Г. М. Романцев, Е. В. Ткаченко); концепции становления личности профессионала (Е. А. Климов, Ю. П. Поваренков, Н. С. Пряжников, И. С. Якиманская и др.); теории саморазвития участников образовательного процесса (Б. З. Вульфов, Л. Е. Никитина, Е. Г. Силяева); теории интеграции профессионального образования (Б. С. Гершунский, Ю. К. Кулюткин, В. Д. Шадриков и др.); современный функциональный подход к исследованию свойств личности и самореализации (А. И. Крупнов, С. И. Кудинов, И. С. Морозова В. П. Прядеин и др.).

Основу методов диссертационного исследования составила совокупность взаимодополняющих общенаучных и педагогических методов, дающих возможность системно и глубоко исследовать проблему, в том числе: сравнительно-исторический анализ опыта отечественной и зарубежной воспитательной деятельности, способствующей самореализации студентов высших учебных заведений; а также специальные профессиональные: методы реализации потенциала социума в развитии личности; методы социально-педагогического взаимодействия; моделирования и проектирования воспитательной работы по развитию потребности самореализации у студентов ВУЗов.

Этапы исследования:

Первый этап (2007—2008 гг.) — поисково-констатирующий:

изучение теоретических предпосылок исследования, анализ социально-педагогической литературы, разработка программы исследования, накопление эмпирического материала, проведение констатирующего эксперимента, выявление социально-педагогических предпосылок развития профессиональной потребности самореализации студентов вузов средствами воспитательной работы, разработка и апробация социального инструментария.

Второй этап (2009—2010 гг.) — формирующий:

опытно-экспериментальная работа по обоснованию основных положений гипотезы исследования, апробация модели процесса развития у студентов потребности самореализации в профессиональной деятельности средствами социального воспитания, выявление и обоснование социально-педагогических условий.

Третий этап (2011—2012 гг.) — заключительно-обобщающий:

осуществление качественной интерпретации результатов исследования, систематизация полученных материалов, формулировка выводов исследования, подготовка рекомендаций специалистам, оформление диссертационного исследования.

База исследования. Московский городской психолого-педагогический университет, факультет социальной педагогики. В качестве дополнительной базы исследования выступил Оренбургский государственный педагогический

7

университет, факультет социальной педагогики и психологии.

Экспериментальными площадками исследовательской деятельности стали: ГОУ СОШ г. Москвы № 887, 1693, 547; Социально-реабилитационный Центр Отрадное; Центр психолого-педагогической помощи семье и детям ЮАО г. Москвы; Центр развития творчества детей и юношества «Можайский» ЗАО; Центр внешкольной работы «Синегория» ЗАО; Молодежный совет ЦАО (добровольческое движение); ГБУ «Дом детских общественных организаций» комитета общественных связей г. Москвы; Международная Организация Энтони Кеннеди Шрайвера «Лучшие друзья» — Best Buddies Russia; Центр Народной Помощи «Благовест»; РООИ «Перспектива»; детские оздоровительные лагеря Департамента Образования: «Команда», «Московия»; Детские Дома г. Москвы и Подмосковья: № 48 санаторного типа, Щелковский, поселков Старый городок и Софрино.

В опытно-экспериментальной работе приняли участие 648 студентов (I—V курсы); преподаватели, заведующие кафедр, проректоры по воспитательной работе — 26 человек, социальные педагоги и методисты-воспитатели — 28 человек.

Научная новизна исследования заключается: в выявлении сущности и содержания потребности самореализации в профессиональной деятельности у студентов средствами социального воспитания; в разработке и обосновании характеристики средств социального воспитания вуза; в обосновании содержания процесса развития у студентов потребности самореализации в профессиональной деятельности; в разработке и обосновании модели процесса развития у студентов потребности самореализации в профессиональной деятельности; в выявлении социально-педагогических условий развития у студентов потребности самореализации в профессиональной деятельности и выявлении зависимых переменных эффективности этого процесса.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании социально-педагогического подхода к процессу развития у студентов потребности самореализации в профессиональной деятельности средствами социального воспитания; в определении классификации средств социального воспитания, значимых для развития потребности самореализации в профессиональной деятельности; в уточнении понятийно-категориального аппарата процесса развития потребности самореализации в профессиональной деятельности студента, в частности: уточнены понятия «социальные потребности», «средства социального воспитания» с точки зрения роли потенциала социума в их развитии; в определении социально-педагогических условий эффективности процесса развития у студентов потребности самореализации.

Практическая значимость исследования заключается во внедрении социально-педагогического подхода в практику учебно-воспитательной работы вузов гуманитарного профиля. В результате исследования создана и апробирована модель процесса развития у студентов потребности самореализации в профессиональной деятельности, раскрывающая возможности вуза и закономерности развития в нем потребности самореализации студентов.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/disers/AstemirovaON/ARp-a-022.htm