1 На правах рукописи
Лях Марина Валерьевна
ВИДЫ МОТИВОВ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИХ РАЗВИТИЕ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
19.00.13 — Психология развития, акмеология
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук
Москва — 2012
2Работа выполнена на кафедре возрастной психологии факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета
Научный руководитель: | доктор психологических наук, профессор Обухова Людмила Филипповна |
| |
Официальные оппоненты: | доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова Карабанова Ольга Александровна |
| |
| кандидат психологических наук, директор Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Практик» ЦАО г. Москвы Красило Александр Иванович |
| |
Ведущая организация: | ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области» |
Защита состоится 1 марта 2012 года в 12 часов на заседании диссертационного совета Д-850.013.01 при Московском городском психолого-педагогическом университете по адресу: 127051, Москва, ул. Сретенка, д. 29.
C диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета
Автореферат разослан «24» января 2012 г.
Учёный секретарь диссертационного совета | |
Кулагина И. Ю. |
3 Общая характеристика работы
Работа посвящена анализу видов мотивов учебно-профессиональной деятельности и их развитию в студенческом возрасте.
Актуальность темы исследования. Значительные изменения, происходящие в высшем профессиональном образовании в России в связи с переходом на ФГОС ВПО, влекут за собой необходимость определения новых критериев в оценке качества профессионального обучения. В соответствии с новыми стандартами во главу процесса обучения ставится студент, который мотивирован на получение высокопрофессиональных знаний, приобретение профессиональных компетенций, стремящийся к саморазвитию и профессиональной самореализации.
В этом контексте развитие мотивации учебно-профессиональной деятельности в вузе может стать критерием и одной из компетенций, на основе которой возможно оценить уровень профессиональной подготовки студента. Не менее важно, чтобы современный студент умел анализировать содержание мотивации своей учебно-профессиональной деятельности, соотносить между собой различные мотивационные побуждения и быть активным создателем профессиональной мотивации.
В современном высшем образовании интерес к исследованиям в области мотивации учения остается стабильно высоким. Теоретико-методологическую основу исследований в этой области составляют классические труды отечественных и зарубежных психологов по психологии мотивации (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, В. Н. Мясищев, П. М. Якобсон, А. Маслоу, Х. Хекхаузен, Ж. Нюттен, Г. Мюррей, Дж. Аткинсон). Новый импульс к исследованию мотивации возник в связи с разработкой в современной психологической науке категории ценностно-смысловой составляющей мотивационной сферы личности и мотивации учения в частности (А. А. Бодалев, Г. А. Вайзер, А. А. Деркач, Д. А. Леонтьев, Л. М. Митина, В. Франкл, В. Э. Чудновский и др.).
Однако практически отсутствуют специальные исследования, посвященные становлению учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов, которые в ходе обучения должны многократно перестраивать мотивы профессиональной подготовки. На современном этапе можно констатировать наличие противоречия между возросшим уровнем требований к профессиональной подготовке психологов в вузе и недостаточным исследованием проблем, связанных с развитием у них мотивации учебно-профессиональной деятельности. Процесс становления мотивации учебно-профессиональной деятельности в вузе у будущих психологов включает в себя как спонтанную составляющую, так и целенаправленное формирование, помогающее вести профессиональное образование к заданной цели.
Поэтому актуальность исследования состоит в определении видов
4мотивов учебно-профессиональной деятельности студентов, их содержательных характеристик, а так же закономерностей развития этих мотивов в ходе профессионального обучения в вузе.
Цель исследования — определить виды мотивов учебно-профессиональной деятельности у студентов-психологов, а также выявить и апробировать условия, способствующие их развитию на протяжении всего периода обучения в вузе.
Объект исследования — личностное и профессиональное становление студентов в образовательном пространстве вуза.
Предмет исследования — виды мотивов учебно-профессиональной деятельности и их развитие в студенческом возрасте.
Гипотезы исследования:
В основе исследования лежит предположение о том, что дифференцированный и формирующий подходы к изучению мотивов учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов в вузе обладают значительным потенциалом в выявлении видов и уровней развития этих мотивов, а также условий, влияющих на их становление.
Частные гипотезы исследования:
1. Дифференцированный подход к изучению мотивов учебно-профессиональной деятельности в вузе может служить основой для выделения двух групп мотивов: учебно-профессиональных мотивов и социально-профессиональных мотивов. Каждая группа включает в себя три вида мотивов. К учебно-профессиональным мотивам можно отнести широкий учебно-профессиональный мотив, узкий учебно-профессиональный мотив и мотив профессионального самообразования. Группу социально-профессиональных мотивов составляют широкий социально-профессиональный мотив, узкий социально-профессиональный мотив и мотив профессионального сотрудничества.
2. Особую значимость для профессионального становления будущих студентов-психологов имеют мотив профессионального самообразования и мотив профессионального сотрудничества.
3. У каждого из видов мотивов учебно-профессиональной деятельности в вузе можно выделить такие содержательные характеристики, как действенность, доминирование, самостоятельность и осознанность, которые позволяют раскрыть поуровневое развитие этих мотивов и в совокупности определяют их смыслообразующий статус.
4. Формирующий подход к развитию мотивов учебно-профессиональной деятельности в вузе у студентов-психологов может опираться на следующие необходимые условия:
— освоение учебно-профессиональной деятельности в вузе (учебных действий, действий контроля и действий оценки);
5— осуществление учебно-профессиональной рефлексии;
— выполнение системы специфических действий (действий анализа собственной мотивации, действий соотнесения мотивов и действий конструирования мотивации учебно-профессиональной деятельности), направленных на развитие и осознание мотивов.
Задачи исследования:
1. На основе анализа научной литературы рассмотреть проблему развития мотивации учебно-профессиональной деятельности в вузе в контексте дифференцированного и формирующего подходов.
2. Реализуя дифференцированный подход, определить виды мотивов учебно-профессиональной деятельности в вузе, а также содержательные характеристики этих мотивов, приобретаемые ими в ходе развития смыслообразующего статуса у студентов-психологов.
3. Осуществить подбор комплекса психодиагностических методик, направленных на определение содержательных характеристик и уровней развития мотивации учебно-профессиональной деятельности в вузе.
4. В ходе констатирующего эксперимента проследить особенности поуровневого развития каждого из мотивов учебно-профессиональной деятельности на протяжении всех лет обучения студентов-психологов в вузе с целью выявления проблем, существующих в становлении мотивации.
5. Разработать развивающую программу, в содержание которой входит целенаправленное конструирование психологических условий, способствующих формированию мотивации учебно-профессиональной деятельности в вузе.
6. Апробировать инновационный комплект учебно-методических материалов по базовым психологическим дисциплинам, способствующий формированию мотивов учебно-профессиональной деятельности студентов.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
— культурно-историческая теория психического развития (Л. С. Выготский);
— деятельностный подход в педагогической психологии и психологии развития (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, В. В. Рубцов и др.);
— принцип дифференциации в психологии (Х. Вернер, Н. И. Чуприкова);
— научные положения о развитии личности и ее особенностях в студенческом возрасте (Б. Г. Ананьев, И. Ю. Кулагина, А. Н. Леонтьев, О. В. Хухлаева, Ш. Бюлер, Д. Левинсон, Б. Ливехуд, Э. Эриксон и др.);
— концепции профессионального образования и подготовки педагогов и психологов (Т. М. Буякас, А. А. Вербицкий, И. В. Дубровина, И. А. Зимняя, Е. А. Климов, Е. П. Кринчик, В. Я. Ляудис, А. А. Марголис, А. К. Маркова,
6Л. М. Митина, Н. С. Пряжников, Е. Е. Сапогова, В. Э. Чудновский, Н. А. Шайденко и др.);
— фундаментальные положения о мотивации и мотивации учения (Л. И. Божович, Е. П. Ильин, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, В. Н. Мясищев, А. А. Реан, С. Л. Рубинштейн, П. М. Якобсон, А. Маслоу, Х. Хекхаузен, Ж. Нюттен, Г. Мюррей, Дж. Аткинсон и др.).
Методы исследования:
1. Констатирующий эксперимент с использованием следующих методик (в том числе авторских): «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (А. А. Реан и В. А. Якунин); анкета для изучения учебно-профессиональной деятельности студентов в вузе (В. Я. Ляудис); методика диагностики рефлексивности (А. В. Карпов); анкета-шкала, направленная на дифференцированное изучение мотивации учебно-профессиональной деятельности в вузе у студентов-психологов; методика ранжирования мотивов учебно-профессиональной деятельности в вузе студентами-психологами; анкета на выявление целей и процесса целеобразования в профессиональном обучении в вузе у студентов-психологов.
2. Формирующий эксперимент в единстве его этапов (констатирующего, формирующего и контрольного), определивший необходимость разработки комплекта учебно-методических материалов — учебных пособий и рабочих тетрадей по трем базовым учебным дисциплинам (общая психология, возрастная психология, педагогическая психология). Для констатирующего и контрольного этапов формирующего эксперимента была разработана диагностическая тетрадь, которая позволила определить уровень развития мотивов учебно-профессиональной деятельности, и способствовала их развитию.
3. Методы статистической обработки экспериментальных данных: критерий χ2, Т-критерий Вилкоксона.
База исследования: Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого. В исследовании приняли участие 185 студентов (в констатирующем эксперименте — 125 студентов, в формирующем эксперименте — 60 студентов), обучающихся на факультете психологии по специальности «Специальная психология».
Этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2005 по 2010 гг. и состояло из двух этапов.
На первом этапе была сформулирована тема исследования, обоснована актуальность исследования, осуществлен анализ и обобщение литературы по проблеме исследования, предварительно определены объект, предмет, цели, задачи и рабочая гипотеза, выбраны методы исследования и обработки данных. Проведен констатирующий эксперимент, результаты которого позволили обозначить основные проблемы в развитии мотивов учебно-профессиональной деятельности в вузе у студентов-психологов.