Роль игры в жизни и развитии детей: новый подход к правам ребенка
Е. О. Смирнова
доктор психологических наук, профессор, руководитель Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, Московского городского психолого-педагогического университета, Москва
М. В. Соколова
кандидат психологических наук, доцент, методист Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, Московского городского психолого-педагогического университета, Москва
В статье представлены комментарии к 31 статье Декларации о правах ребёнка, провозглашающей право на игру, сделанные Международной ассоциации игры (IPA — International Play Assotiation). Данная ассоциация ставит своей задачей объединение усилий специалистов для утверждения ценности игры и для исследования её состояния в разных странах мира.
В настоящей статье представлены основные положения, связанные с пониманием игры и её значения, сформулированные представителями Международной Ассоциации Игры. Приводится также текст дополнений к 31 статье Декларации о правах ребёнка, принятые ООН.
Ключевые слова: детская игра; право на игру; Международная ассоциация игры (IPA — International Play Assotiation); Декларация о правах ребёнка ООН; предложения по реализации права на игру; условия для детской игры; площадки для игр и приключений (Adventure play ground).
В последние десятилетия во всем мире разворачивается движение в защиту детской игры. Лидером этого движения стала Международная Ассоциация Игры (International Play Association — IPA) [5]. Одна из задач данной ассоциации заключается в исследовании состояния детства и детской игры в разных странах мира. Исследования IPA выявили следующие тревожные тенденции, касающиеся детства и детской игры.
• Безразличие общества к пониманию важности игры.
• Излишние акценты на теоретических и научных занятиях в школах.
• Увеличение числа детей, живущих в несоответствующих условиях для выживания и развития.
• Дефицит элементарных удобств и соответствующих жилищных и дорожно-транспортных условий.
• Увеличение коммерческой эксплуатации и отрыв детей от культурных и народных традиций.
• Дефицит и недоступность образовательных программ для женщин (в особенности из стран третьего мира), направленных на развитие и воспитание детей.
• Излишние акценты на нездоровой соревновательности и «победе любой
ценой» в детских спортивных и иных состязаниях.
• Отсутствие адекватной подготовки детей для адаптации к жизни в быстро изменяющемся обществе.
• Увеличение сегрегации детей в сообществе.
• Увеличивающиеся числа работающих детей, и их недопустимые условия труда.
Главной проблемой является то, что взрослые и прежде всего правительства разных стран мира не понимают природу детской игры и недостаточно учитывают ее значение для здоровья и благополучия ребенка.
В настоящей статье представлены основные положения, связанные с пониманием игры и её значения, сформулированные представителями Международной Ассоциации Игры.
Право ребенка на игру и значение игры в жизни детей
Международная Статья 31 конвенции ООН о Правах Ребенка (CRC) гласит:
1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
2. Государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха [6]; [7].
Право ребенка на игру в данной статье Декларации представлено наряду с другими сферами активности, включёнными в повседневную жизнь детей и не контролируемыми взрослыми (правом на отдых, досуг и развлечения). Однако современные исследования показали особое значение игры для здоровья и благополучия детей. В мае 2008 Международная Ассоциация Игры направила в ООН Комитет по Правам Ребенка предложение о пересмотре Общего Комментария к статье 31 ООН Конвенции о Правах Ребенка. Это предложение позволило уточнить содержание данной статьи и придти к соглашению по вопросам, связанным детской игрой, в разных странах мира.
За период рассмотрения запроса в Комитете ООН, IPA предприняла множество мер для утверждения ценности детской игры. Первый ряд мер включает серию консультаций о правах ребенка на игру в восьми городах мира. Следующая мера — назначение ответственных за создание концепции развития игры — Стюарта Лестера и Венди Расселл, университет Глостершира, Великобритания. Концепция доступна на вебсайте IPA с начала 2010 г [5].
Взрослые, включая официальные государственные структуры, должны понимать это особое значение, признать, уважать и продвигать это право. Для этого необходимо более чёткое определение игры и её роли в детском развитии.
Определение игры
Существует множество различных, зачастую противоречивых определений природы и ценности игры [1]; [3].
Научные и популярные статьи зачастую ориентированы прагматически, и
отражают доминирующие в обществе взгляды на детство и на игру. Отношение взрослых к детской игре может варьироваться от ее полного игнорирования, до неверного понимания игры как тривиальной двигательной активности или пустой траты времени, которая к тому же может быть опасной и разрушительной. Достаточно часто даже в среде профессионалов игре присваивается статус механизма, формы обучения или социализации.
Статус игры в рамках Конвенции о правах ребенка отражает эти тенденции. Часто право на игру пропускается как отдельное право, оно даже было названо «правом, о котором все забывают», или «самым заброшенным из всех прав». Вместе с тем исследования свидетельствуют о том, что игра имеет фундаментальное значение в развитии детей; поэтому определение игры и ее роли — одна из важнейших задач, стоящих перед неврологией, этологией, психологией, образованием и социальными науками в целом. Только через понимание природы игры в самом широком смысле, мы сможем приблизиться к пониманию её влияния на судьбу человека, а возможно и судьбу человеческих сообществ [6]; [7].
Внутреннее напряжение в Конвенции о правах ребёнка выражается в двух противоположных тенденциях: с одной стороны, ребенок имеет право делать свой выбор и выражать свои взгляды, с другой — взрослые должны действовать в интересах ребенка и несут ответственность за его благополучие. Вместе с тем, эти позиции могут противоречить друг другу. Кто будет принимать окончательное решение, если выбор детей окажется в противоречии с их интересами. Чье право окажется первостепенным — детей или взрослых? Большинство споров о правах ребенка сфокусировано именно на этом вопросе. По мере того как ребенок развивается, возрастет его самостоятельность и уменьшается ответственность взрослых. С этих позиций детство рассматривается как подготовительный период к взрослости. Проходя через ряд универсальных стадий, дети приходят к рациональной, самостоятельной и ответственной жизни. Игра с этой точки зрения понимается как средство развития способностей, требующихся во взрослой жизни. Это деятельность, в которой потребности ребёнка и задачи его развития не противоречат друг другу.
Этнографические исследования показывают, что дети всегда стремятся к участию в народных играх, характерных для их культуры. Исследования игр животных и современные данные о работе мозга показывают, что влияние игры может быть не отсроченным, а реально влияющим на актуальное взаимодействие ребенка с его физическим и социальным окружением. Кроме того игра конечно имеет пролонгированное воздействие на будущее взросление и зрелость человека.
Например, дети племени Камаиура (Camaiura) играют в игру «Где огонь?» Они роют две норки в песке и связывают их тоннелем. Один из детей засовывает свою голову в нору, а другие дети полностью засыпают его песком. Он дышит через тоннель, в то время как другие с насмешками его подначивают вопросами «где огонь?». Его задача — показать правильное местоположение солнца в этот момент. Игра заканчивается тогда, когда ребенок дает правильный ответ. Почему же, спросите вы, такая смешная, нелепая, возможно даже жестокая игра
детей, так фундаментально важна? Дело в том, что в своих играх дети опробуют различные аспекты своей повседневной жизни, переворачивают все вверх дном, выворачивают их наизнанку, преобразуют свой мир, делая его менее страшным, непонятным или менее скучным. В обычной игре-преследовании (догонялки) дети физически активны, они сотрудничают друг с другом, чтобы поддержать игру, выполняют ее правила. Важна мотивация включения в такую игру — острые переживания, возможность пережить страшное, но безопасное преследование, острая эмоциональная составляющая игрового события. Правила игры обеспечивают уверенность, в том, что «это — только игра», это обеспечивает безопасность, а эмоции могут быть пережиты и выражены без последствий, без выноса в «реальный» мир. Множество детских игр отражает различные аспекты их мира, поэтому игру можно понимать как своего рода подготовку, репетицию взрослой жизни. Однако в настоящее время не так много эмпирических доказательств, подтверждающих это утверждение.
Хотя игра напоминает реальную жизнь, она все же сильно отличается от неё: движения, интонации голоса утрированы, последовательность действий искажена, основные сюжетные линии непредсказуемы, обычное поведение нарушено, правила игры меняются, и все это используется для продолжения и развития игры. Это скорее создание своего мира, где дети удерживают контроль над ситуацией, где они преднамеренно стремятся одержать победу, что, впрочем, несерьёзно, поскольку это — только игра. Таким образом, дети опробуют репертуар гибких, вариативных действий и ответов на ситуации, которые они сами создают или с которыми неожиданно сталкиваются. Игра, увлекательна сама по себе, она существует для удовольствия и радости, поскольку ребёнок чувствует, что он сам способен создавать и контролировать ситуации.
Однако, не следует романтизировать игру. В ней отражаются различные аспекты детских отношений, в том числе отношения власти и подчинения. Большая часть детских игр предполагает управление другими, менее сильными детьми и поддержание культурных, гендерных и этических норм поведения. Вместе с тем игра предполагает возможность преодоления существующих стереотипов, возможность их трансформации. Наряду с этим, игра разрушает сложившиеся представления взрослых о детях. Традиционно взрослые ценят игру детей как способ социализации, в то же время игра даёт начало взрослым проблемам: дети могут угрожать друг другу, конкурировать, враждовать, что приводит к санкциям и запрещениям старших. Дети, однако, оценивают эти игровые отношения иначе; они остаются игровыми, т. е. «не настоящими» и конечно неодобрение взрослых может придать им особую ценность.
Конвенция о правах ребенка (CRC) об игре
Право на игру связано со всеми статьями Конвенции [8]; [9]. Статьи Конвенции охватывают три важнейших аспекта: защита, участие и создание возможностей. Право на игру предусматривает возможность детей отстаивать свою самостоятельность и защищать себя через
игру, которая является специфическим способом существования детей в разных культурах. Ответственность взрослых заключается в обеспечении права детей участвовать в игре и в создании адекватных возможностей для игры детей.
1. Защитная функция игры
Возможно самым фундаментальным из всех принципов Конвенции (CRC) является право на выживание. Выживание — это не просто вопрос поддержания жизни; выживание относится также к условиям, в которых организм может комфортно чувствовать себя, и которые позволяют удерживать свою целостность, быть в состоянии ответить на требования среды, поддерживать как актуальное, так и будущее существование.
Детская игра может рассматриваться как процесс самозащиты, который усиливает адаптивные способности ребёнка, гибкость и устойчивость его поведения. Опыт игры стимулирует позитивные изменения в строении головного мозга, особенно в тех системах, которые имеют отношение к эмоциональному развитию, мотивации и компенсации. Это позволяет утверждать, что не только развитие мозга стимулирует игру, но и игра формирует мозг [3]; [4].
Игра, действуя через разные физиологические и психологические системы, способствует физическому и психическому здоровью, благополучию и устойчивости ребёнка. Эти системы связаны с чувством удовольствия и удовлетворённости собой. Несмотря на то, что в игре возможны стрессовые моменты (ссоры, случайности, применение силы), она всегда несёт удовольствие, которое связано с переживанием контроля над реальными и воображаемыми мирами и с эмоциями, которые они вызывают. Переживания радости и удовольствия в игре связаны с чувством самостоятельности, с контролем над ситуацией, с успешным решением проблем. Опыт, полученный в игровых ситуациях, может быть полезен в реальных стрессовых или трудных жизненных ситуациях.
Игра как способ регуляции эмоций. Игра создаёт относительно безопасную атмосферу, в которой дети могут испытать радость, гнев, страх, печаль, и даже шок или отвращение — и все это без особых реальных последствий. Эти первичные эмоции изображаются в игре в условном плане («как будто»). Переживания в игре предшествуют реальным социальным эмоциям, таким как гордость, симпатия, стыд и др. Например, в грубой игре-«свалке», игроки могут испытать гнев, страх, боль, но при этом все понимают, что эта агрессия ненастоящая, через различные выражения лица и другие сигналы игроки дают сообщение: «это — просто игра».
Умеренное и временное напряжение, которое дети отчасти могут контролировать, подготавливает к настоящим более серьёзным переживаниям, что чрезвычайно полезно.
Игра помогает детям справиться с требованиями непредсказуемой окружающей среды, помогает стать более гибкими и осмотрительными. Играя, дети понимают, что партнёры могут их обидеть или нанести им физический или психологический ущерб, но они не принимают все это в серьез, потому что понимают, что ситуация игры условна.
Привязанность также может пониматься как процесс взаимного регулирования
эмоции (синхронзация аффекта). В благоприятной среде, игра становится важным средством установления привязанности к взрослым и дружеских отношений со сверстниками. Дружба очень важна для психического здоровья ребёнка, это своего рода буфер между стрессом и беспокойством. Разные формы игры существуют в пространстве доброжелательного взаимодействия сверстников, дружбы между ними. Эти дружеские отношения являются важным источником положительных эмоций. Они смягчают напряжение, особенно там, где дети имеют дело с отрицательными эмоциями, трудными и иногда болезненными событиями, которые нередко возникают в процессе детской игры. Привязанность к сверстникам связана с привязанностью к месту. Игра всегда связана с определённым и общим для детей временем и пространством, и через эту общность между детьми возникают дружеские отношения, чувства близости и привязанности. Игра формирует и поддерживает положительное отношению к самому месту игры, заботу об этом пространстве и его окружении.
Влияние игры на творческий потенциал и обучение связано не столько с формированием навыков и решением задач, сколько с гибкостью и творческой интерпретацией различных предметов и явлений. Удовольствие от игры дает возможность по-новому взглянуть на привычные вещи, дети начинают думать и действовать по-другому. Это своего рода «обычное волшебство»: для многих игра — это что-то простое, что происходит повседневно, но это «что-то» может поддержать позитивное настроение и дает настоящую радость и уверенность в себе.
2. Право на участие в игре
Детская игра является главной формой участия в культурной, социальной и практической жизни общества. Качество среды, окружающей детей, будет влиять на саму способность играть, а, следовательно, на их выживание, здоровье и благополучие. Для некоторых детей окружающая среда может стать источником страха и насилия; многие вещи могут быть недоступными из-за ограничений взрослых; среда может быть мало привлекательной и скучной для детей, если в ней нет чего-то таинственного. Именно взрослые создают среду для детей, определяют назначение и способ и использования пространства и времени, а дети всегда находят возможность поиграть. Организация пространства в разных культурах зависит от понимания ценности детства.
Многочисленные исследования указывают на избыточную институализацию детского времени и пространства и связанное с этим снижение свободной активности детей. Это выражается в сокращении игр на открытом воздухе, в повсеместном усилении контроля за детьми со стороны взрослых. Эта позиция получила название «helicopter strategy» (англ. — «стратегия вертолета»), где взрослые постоянно «как вертолеты» патрулируют деятельность ребенка. Кроме того, игра рассматривается прежде всего как средство обучения и вследствие этого часто используется в организованных формах детской деятельности, которая осуществляется под руководством взрослых.
Характерно, что в менее урбанизированных сообществах, дети пока увлеченно играют, несмотря на ежедневную работу по дому, обучение и пр. Однако, глобализация