Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

На правах рукописи

Липская Татьяна Алексеевна

МЕТАФОРА КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ СТРАХОВ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

19.00.13 — психология развития, акмеология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук

Москва — 2013

2

Работа выполнена на кафедре возрастной и педагогической психологии
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный педагогический университет»

Научный руководитель:

кандидат психологических наук, доцент
Кузьменкова Ольга Валентиновна

Официальные оппоненты:

Вачков Игорь Викторович
доктор психологических наук, профессор
кафедры дифференциальной психологии
Московского городского психолого-педагогического университета

Гавриченко Оксана Владимировна
кандидат психологических наук, доцент
кафедры взрастной психологии
Московского педагогического государственного университета

Ведущая организация:

НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет»

Защита диссертации состоится 4 апреля 2013г. в 11 часов на заседании диссертационного совета Д-850.013.01, созданного на базе Московского городского психолого-педагогического университета, по адресу: 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета.

Автореферат разослан «22» февраля 2013 г.

 

Ученый секретарь
диссертационного совета

И. Ю. Кулагина

3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Психологическая наука в последние десятилетия переживает значительные общеметодологические изменения. Модернизация научной методологической базы, с одной стороны, и возрастающие запросы практики, с другой стороны, привели к быстрому развитию качественного направления психологических исследований. Определившиеся в психологии перспективы развития связаны с возобновлением научного интереса к индивидуальности, субъектности человека, потребовавшего разработки методов и методик, ориентированных не на измерение, изучение повторяющихся явлений, сопоставление с эталонами, а на выявление качественных проявлений личности, на раскрытие неповторимости ее внутреннего мира, на преодоление возможных искажений результатов в сторону социальной желательности. Качественные методы открывают широкие возможности психологического познания человека, т. к. объединяют естественно-научную и гуманитарную парадигмы исследования, повышают социальную ответственность исследователя, а также позволяют решить множество частных проблем, связанных с обработкой и кодировкой, интерпретацией и валидизацией эмпирических данных (Ф. Е. Василюк, 1992; С. Квале, 2003; А. Страусс, Дж. Корбин, 2001; А. М. Улановский, 2006, 2008, 2009). Однако необходимо отметить, что наряду с явно выраженным интересом психологии к качественным методам, эмпирические исследования, которые основываются преимущественно на их применении, недостаточно представлены в отечественной психологической науке.

Получение качественных данных становится возможным, в частности, посредством метафоры как психологического средства, которое позволяет изучать базовые, глубинные структуры психики, учитывать своеобразие и уникальность личности. Основным предметом психологического изучения метафоры являются стадии процесса понимания (S. Glucksberg, B. Keysar) и специфика понимания и распознавания метафоры детьми (К. И. Алексеев, Л. К. Балацкая, Е. А. Кричевец, М. В. Самойлова, А. П. Семенова, R. Honeck, H. Pollio). В исследованиях О. В. Соболевой, Л. И. Шрагиной анализируются особенности применения метафоры как развивающего средства обучения. Специфика использования метафоры для развития литературных, эстетических способностей детей, для развития речи, воображения учащихся отражена в работах И. П. Греховой, Е. А. Корсунского, Е. Е. Сапоговой. Психотерапевтические ресурсы метафоры рассматриваются в работах Ш. Коппа, Р. Кроули, Дж. Миллс, М. Эриксона. Особенности применения метафоры в развивающей и коррекционной работе практического психолога анализируются И. В. Вачковым, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, А. А. Бочавер. Таким образом, в современной психологической науке метафора, с одной стороны, представлена в качестве самостоятельного объекта исследований, связанных с изучением сознания, понимания и создания образа мира, с другой, рассматривается в качестве средства психологического развития или коррекции.

4

Применение метафоры в диагностическом контексте ограниченно представлено в психологических исследованиях. Результаты исследований О. В. Гавриченко, В. С. Гурьяновой, И. Л. Соломина демонстрируют, что, несмотря на трудоемкость (зачастую требуется индивидуальная работа с каждым испытуемым), отсутствие строгой стандартизации, осложняющей процедуру обработки данных, зависимости качества и содержания интерпретации данных от профессионализма экспериментатора, при помощи метафоры извлекается информация из бессознательного и диагностируются личностные особенности без искажения информации.

Особенности метафоры (синкретичность, обобщенность, высокая информативная емкость) позволяют считать ее эффективным средством изучения содержательных характеристик школьных страхов детей младшего школьного возраста. Данное убеждение построено на следующих основаниях. Во-первых, школьные страхи можно отнести к числу трудно объективируемых проявлений личности ребенка, а значит, их особенности не могут быть раскрыты напрямую, а только опосредованно, с переводом сложных и не всегда доступных пониманию ребенка когниций в более простые и конкретные формы, имеющие для него личностно — значимую эмоциональную окраску. Во-вторых, важно помнить, что страх — это эмоциональный, иррациональный, правополушарный феномен. В исследованиях доказано, что обработка сообщений метафорического типа происходит в правом полушарии, что также говорит об эффективности метафоры в диагностике школьных страхов младших школьников. В-третьих, метафора способствует установлению эмоционального контакта с детьми, не вызывает у них сопротивления, близка им по мироощущению (т. к. дети отличаются эмоционально-чувственным восприятием мира), не требует специально разработанных технических средств, оказывает коррекционное воздействие уже в процессе диагностики.

Возрастным особенностям детских страхов и, в частности, школьных страхов детей младшего школьного возраста посвящено значительное число психологических исследований (Л. С. Акопян, А. Л. Венгер, В. И. Гарбузов, С. В. Гриднева, А. И. Захаров, В. А. Петченко, А. М. Прихожан, А. О. Прохоров, М. Раттер, Т. Л. Шишова, Г. Эберлейн и др.). В них установлено, что для младшего школьника страхи, возникающие в ведущей деятельности и в напрямую связанных с ней видах активности, негативно влияют на личностное и возрастное развитие обучающегося, блокируя как его актуальное, так и ближайшее развитие. Кроме того, не выявленные школьные страхи влияют на общий уровень психологического благополучия и на протекание психических процессов, существенно усложняют детско-родительские отношения, а также отрицательно сказываются на социальной активности и взаимоотношениях младшего школьника со сверстниками и взрослыми. Однако следует отметить, что данные исследования ограничены изучением только таких проявлений школьных страхов, как содержание, механизмы возникновения, сила. Метафора как психологическое средство

5

изучения школьных страхов позволит, на наш взгляд, выявить ряд содержательных особенностей школьных страхов младших школьников.

Вышеизложенные аспекты актуальности исследования приводят к постановке проблемы нашего исследования: какими диагностическими возможностями обладает метафора как качественное психологическое средство при изучении особенностей школьных страхов детей младшего школьного возраста?

Цель исследования: определить возможности применения метафоры при изучении содержательных особенностей школьных страхов, характерных для младших школьников.

Объект исследования — метафора как средство изучения эмоциональной сферы детей.

Предмет исследования — метафора как средство изучения содержательных особенностей школьных страхов младших школьников.

Общая гипотеза исследования:

Метафора представляет собой информативное средство опосредованного изучения школьных страхов у младших школьников.

Частные гипотезы исследования:

1. Сочиненные младшими школьниками концовки специально разработанных сказочных зачинов отражают переживаемые ими школьные страхи.

2. Авторская психодиагностическая процедура, основанная на метафоре, отличается различной диагностической силой в изучении разных видов школьных страхов.

3. Школьные страхи, выраженные в сочиненных младшими школьниками сказочных историях, имеют половозрастную специфику.

Для реализации основной цели диссертационного исследования и проверки выдвинутых гипотез предполагалось решить следующие задачи:

1. Выделить теоретические основания для исследования проблемы применения метафоры как средства изучения школьных страхов у младших школьников.

2. Обосновать возможность изучения содержательных характеристик школьных страхов у младших школьников посредством метафоры, выделив свойства и психолого-педагогические условия применения метафоры как диагностического средства.

3. Разработать психодиагностическую процедуру изучения содержательных характеристик школьных страхов детей младшего школьного возраста, в основе имеющую метафору.

4. Проверить валидность и надежность авторской психодиагностической процедуры «Сказочные зачины».

5. Изучить с помощью авторской психодиагностической процедуры, основанной на метафоре, содержательные характеристики школьных страхов младших школьников.

6

6. На основании полученных результатов разработать рекомендации практическим психологам по применению метафоры как средства изучения содержания школьных страхов у младших школьников.

Методологические и теоретические основы исследования.

Методологической основой исследования являются фундаментальные для отечественной науки принципы единства сознания и деятельности (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев), целостности, системности (С. Л. Рубинштейн, Б. Ф. Ломов), субъектности (С. Л. Рубинштейн, А. В. Брушлинский, В. А. Петровский), положения полисубъектного подхода (И. В. Вачков, И. Б. Гриншпун) и психосемантические теории в психологии (Е. Ю. Артемьева, Е. Л. Доценко, В. Ф. Петренко и др.), положения проективного диагностического подхода (Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов).

Теоретическую основу исследования составили: положения о качественной методологии (С. Квале, Д. А. Леонтьев, А. М. Улановский, N. K. Denzin); теоретические положения о феномене метафоры (К. И. Алексеев, Н. Д. Арутюнова, М. Блэк, Д. Дэвидсон, М. В. Самойлова, О. А. Свирепо, О. С. Туманова и др.); положение о психокоррекционных и психотерапевтических возможностях метафоры (И. Г. Кутергина, Р. Кроули, Д. Миллс, М. Г. Эриксон и др.); положения о развивающих возможностях метафоры (И. В. Вачков, И. П. Грехова, Е. Е. Сапогова); концепции тревожности и школьных страхов (А. И. Захаров, Ю. В. Климакова, В. А. Петченко, А. М. Прихожан, Н. К. Сурогина).

Методы и организация исследования. Решение поставленных задач и проверка гипотезы обеспечивались следующим комплексом методов исследования: методы теоретического анализа (историографический, сравнительно-сопоставительный, ретроспективный); психодиагностические (опрос, проективный метод, метод экспертных оценок, контент-анализ), праксиметрические (анализ продуктов деятельности). Для статистического анализа данных использовался компьютерный пакет программ STATISTICA версия 6.1. Конкретными методиками исследования выступили авторская психодиагностическая процедура «Сказочные зачины», включающая метафорические сказочные зачины, содержание которых основывается на возрастных особенностях младших школьников и способствует изучению содержательных характеристик школьных страхов; «Методика шкалированной оценки степени выраженности объектных школьных страхов детей младшего школьного возраста» В. А. Петченко; рисуночная методика «Школа зверей» С. А. Панченко.

Исследование проводилось в несколько этапов:

1 этап (2007—2008). Анализ научной философской, лингвистической, психологической литературы и опыта работы психологов по проблеме возможностей метафоры, что послужило основой обоснования проблемы исследования, выделения его объекта, предмета, цели и задач.

7

2 этап (2008—2009). Разработка процедуры изучения школьных страхов у младших школьников, основанной на метафоре. Проведение эмпирического исследования.

3 этап (2009—2012). Количественный и качественный анализ результатов. Осмысление и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, оформление результатов исследования.

Эмпирическая база исследования. Основной опытно экспериментальной базой исследования явились МОБУ «Лицей № 5» г. Оренбурга, МОБУ «Физико-математический лицей» г. Оренбурга. Выборку исследования составили 968 сказочных историй, составленных в продолжение сказочных зачинов 88 младшими школьниками. А также в исследовании приняли участие 8 экспертов — психологов.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается соблюдением методологических принципов проведения исследования, теоретической обоснованностью рассматриваемой проблемы, применением адекватных цели и задачам исследования методов и методик, исследовательских процедур; статистической обработкой эмпирических данных.

Научная новизна исследования заключается в том, что в ходе исследования:

— расширено научное представление о метафоре как средстве психологического исследования личности;

— выявлены особенности авторской психодиагностической процедуры, в основе имеющей метафору, обеспечивающие её эффективность при изучении содержательных характеристик школьных страхов младших школьников: 1) неоднозначность стимульного материала и / или инструкции, благодаря чему младший школьник обладает свободой в выборе ответа или тактики поведения; 2) возможность выявления невербализуемых особенностей личности; 3) экологичность средства, т. е. способность максимально корректно и естественно, не оказывая побочного негативного влияния, выявлять информацию о внутреннем мире ребенка; 4) меньшая подверженность фальсификации ответов со стороны младшего школьника за счет отсутствия эталонных социально желательных метафор;

— разработана психодиагностическая процедура, включающая метафорические сказочные зачины, адекватные интеллектуальному уровню, возрастным особенностям эмоциональной сферы младших школьников;

— с помощью авторской психодиагностической процедуры «Сказочные зачины» выявлены направленность школьных страхов, способы саморегуляции страха, возрастные и половые особенности школьных страхов младших школьников.

Теоретическая значимость исследования.

Результаты исследования позволяют уточнить содержание понятия «метафора», под которой понимается перенос признаков одного предмета, явления или ситуации на другой предмет, явление или ситуацию; углубляют научные

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/disers/LipskayaTA/LMk-a-028.htm