Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет «Психология образования»

Кафедра «Возрастная психология»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание степени магистра

«Влияние семейного воспитания на формирование жизненной позиции у подростков»

 

Направление

030300.68

Психология

 

Магистерская программа

Практическая психология

 

Руководитель магистерской программы

Обухова Л. Ф.

Зав. выпускающей кафедрой

Обухова Л. Ф.

Руководитель

Авдеева Н. Н.

Студент

Евгеньева З. В.

Москва, 2014

2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Большую роль в жизни общества и государства играет подрастающее поколение, так как оно представляет собой ту социальную группу, которая несет в себе огромные потенциальные возможности будущего.

Развивающемуся обществу нужны образованные, социально активные люди, которые готовы действовать в его интересах, могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличаются конструктивностью, инициативой, обладают в должной мере развитым чувством ответственности за происходящие в обществе события.

Формирование и развитие социальной активности молодого поколения нашей страны становится важной проблемой современности, решающим фактором прогрессивного социального развития. Сегодня даже при самых благоприятных условиях жизни молодежь часто бывает инертной, не за­интересованной в самостоятельной деятельности, способной лишь усваивать сложившийся опыт, не прилагая усилий для преобразования окружающей действительности.

Подростковый возраст — это важный период в личностном развитии человека. В это время человек впервые задумывается о смысле жизни, о своем предназначении, стремится определить свой жизненный стиль, начинает осознанно и самостоятельно принимать решения и совершать поступки. В этот период формируется комплексный, целостный образ себя как личности, который обеспечивает человеку некоторую автономию и является психологической основой устойчивости к различным жизненным ситуациям. Основная цель развития личности — наиболее полная реализация человеком своих способностей и возможностей, способность к самовыражению и самораскрытию. Эти качества невозможно приобрести без

3

обращения к другим людям, принимающим активное соучастие в этом процессе.

Человек, живущий в обществе, взаимодействует с другими индивидами, занимая при этом определенную жизненную позицию. Жизненная позиция — это ориентация на определенную линию поведения, внутренняя установка, которая сформировалась на основе моральных, мировоззренческих и психологических качеств личности и отражает ее отношение к обществу. Она имеет практическую направленность и проявляется в реальном поведении человека. Активная жизненная позиция предполагает неравнодушное отношение к действительности, постоянное стремление сделать жизнь лучше.

Жизненная позиция личности формируется под воздействием взаимоотношений, которые складываются в семье, начиная с детства. Условия и характер семейного воспитания оказывают влияние на то, как именно будет проявлять себя человек в дальнейшем, будет ли он стремиться построить успешную карьеру, получить образование, к каким целям будет стремиться в жизни как публичной, так и личной. В семье подросток приобретает большое количество социально значимых качеств и черт.

Степень научной разработанности проблемы. С точки зрения авторов классических направлений психотерапии (Э. Фромма, Э. Эриксона, А. Адлера и др.), основополагающим фактором, влияющим на развитие личности человека, являются особенности его взаимоотношений в детстве со своими родителями.

Так, Э. Фромм, исследуя проблему становления личности в современном обществе, отмечал, что характер ребенка является слепком с характера родителей и развивается в ответ на их характер.

Э. Эриксон установил зависимость личностных особенностей ребенка от его отношений с родителями на различных стадиях развития. Э. Эриксон отмечал, что в подростковом возрасте формируется идентификация личности или спутанность ролей. Выработанные на предыдущих стадиях

4

положительные качества значительно повышают шансы на успешную психосоциальную идентификацию.

Во многих современных исследованиях выявлены виды семейных отношений, которые оказывают различное влияние на развитие личности подростка (Ф. Райс, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйдемиллер, А. Е. Личко, В. В. Столин и др.).

Анализ психолого-педагогических исследований, затрагивающих проблему становления жизненной позиции (И. А. Колесникова, С. Н. Краснова, Т. Н. Мальковская, А. В. Петровский, Н. Е. Щуркова и др.), свидетельствует о большом интересе к данной проблеме, а сам процесс формирования активной жизненной позиции подростка в современной науке предстает как многоуровневая, многоаспектная проблема, которая должна решаться во всех сферах жизни ребенка.

Социальная активность во взаимосвязи с психическим и возрастным развитием личности глубоко изучена П. П. Блонским, Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, А. В. Петровским и другими.

В связи с особым воспитательным значением семьи возникает вопрос о том, как увеличить положительные и уменьшить отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности.

Целью исследования является анализ психологических особенностей формирования жизненной позиции личности в подростковом возрасте и определение влияния на данный процесс семейного воспитания.

Объект исследования: жизненная позиция подростка.

Предмет исследования: влияние семейного воспитания на формирование активной жизненной позиции подростка.

Общая гипотеза исследования:

Особенности родительского воспитания являются важным фактором формирования жизненной позиции подростка.

5

Общая гипотеза конкретизируется в частных гипотезах:

1. У детей с активной жизненной позицией преобладает интернальный локус контроля над различными сферами жизни.

2. Родители детей с активной жизненной позицией отличаются высоким уровнем принятия и поддержки своих детей.

В соответствии с целью, предметом и гипотезами в исследовании ставились и решались следующие задачи:

1. осуществить теоретический анализ специальной литературы и сделать вывод о состоянии проблемы;

2. разработать программу исследования процесса формирования жизненной позиции подростков и выявления типов семейного воспитания в исследуемых группах;

3. исследовать особенности становления личности в подростковом возрасте и типы семейного воспитания;

4. проанализировать результаты проведенных исследований.

Теоретико-методологическими основами исследования являются:

— психологические теории развития личности (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, И. С. Кон, В. Н. Мясищев, А. В. Петровский, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и др.),

— положения системного (И. В. Блауберг, Г. П. Выжлецов и др.), целостного (В. С. Ильин, Н. К. Сергеев и др.) и синергетического (И. Пригожин, И. Стенгерс, Г. Хакен, Е. Н. Князева, и др.) подходов, с учётом которых осмысливается формирование жизненной позиции в целостном процессе воспитания;

— педагогические концепции воспитания личности и становления индивидуальности ребенка (О. С. Гребенюк, И. Д. Демакова, С. Д. Поляков и др.),

— идеи гуманистической психологии (А. Маслоу, Р. Мэй, К. Р. Роджерс и др.), на основании которых формирование жизненной позиции понимается как неотделимый от бытия ребёнка процесс, наполненный личностными смыслами, ценностями и целями.

Исследование проводилось с помощью следующих методик:

6

1. авторская анкета для родителей и подростков на определение влияния семейного воспитания на формирование жизненной позиции;

2. тест — опросник родительского отношения (ОРО) (А. Я. Варга, В. В. Столин);

3. опросник уровня субъективного контроля (УСК) (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд);

4. опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) (А. А. Реан).

Теоретическая значимость исследования обусловливается его вкладом в разработку проблемы воспитательной деятельности семьи по формированию жизненной позиции подростка. Рассмотрены существующие в психологии представления о системообразующих принципах, методах и средствах формирования жизненной позиции подростка. Результаты исследования могут служить теоретической основой для исследования специфики формирования жизненной позиции на других этапах возрастного развития, в иных социокультурных системах.

Практическая ценность исследования определяется возможным использованием результатов исследования в работе психологов с родителями детей подросткового возраста.

Структура работы. Данное исследование состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения, списка литературы и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность, обозначаются объект и предмет исследования, определяются его цель, гипотезы и задачи, раскрываются теоретическая и практическая значимость.

Первая глава «Теоретический аспект проблемы формирования жизненной позиции личности в подростковом возрасте» состоит из трех параграфов. Первый параграф «Характеристика подросткового возраста» содержит анализ литературы по проблеме подросткового возраста на основе

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/studworks/EvgenievaZV/EVs-ma-010.htm