1 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет «Психология образования»
Кафедра «Возрастная психология»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание степени магистра
«Влияние музыкальных занятий на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
Направление 030300.68 — Психология
Магистерская программа Практическая психология
Руководитель магистерской программы | Обухова Л. Ф. |
Зав. выпускающей кафедрой | Обухова Л. Ф. |
| |
Руководитель | Кузнецова О. В. |
Студент | Юнина М. А. |
Москва, 2014
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования связана с необходимостью глубокого изучения проблемы детской эмоциональности, составлению программы по развитию детской эмоциональной сферы с целью обеспечения информационной среды и возможности развития компетентности педагогов и родителей в вопросах обучения, развития и воспитания детей. Отметим, что программно-методическое обеспечение эмоционального развития дошкольников отстает от потребностей практики.
Проблемы развития эмоциональной сферы человека нашли свое отражение в отечественной детской и социальной психологии, в работах таких ученых, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина, Л. И. Божович, а также их учеников и последователей (Я. З. Неверович, Т. И. Репина, Е. О. Смирнова, Л. П. Стрелкова и др.). Тем не менее, это направление развития ребенка относится к наиболее неразработанной области дошкольного образования. Кроме этого, тема данного исследования требует особого изучения для повышения качества стандартов дошкольного образования.
Государственная программа г. Москвы «Столичное образование» (2012—2016 гг.), главной целью которой является «создание средствами образования условий для формирования личной успешности обучающихся и воспитанников в обществе» [78, с. 23], содержит подпрограмму «Дошкольное образование». Одной из центральных задач дошкольного образования является «обеспечение развития способностей каждого ребенка как основы его успешного обучения в общеобразовательном учреждении и полноценной будущей жизни» [78, с. 40].
Цель данного исследования — осуществить анализ эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
3 Предмет исследования — психологические условия и средства развития эмоциональности детей в возрасте 5—6 лет посредством восприятия музыки на занятиях в ДОУ.
Согласно гипотезе нашего исследования, развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста будет более успешным:
— при развитии музыкальной отзывчивости детей;
— при обогащении имеющихся у детей знаний об эмоциях и чувствах;
— при обучении детей способам выражения эмоций.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1) произвести теоретический анализ психолого-педагогической литературы, а также работ в области музыкальной педагогики и психологии отечественных и зарубежных исследователей;
2) выявить возрастную специфику эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста;
3) осуществить подбор адекватного диагностического инструментария;
4) выявить с помощью диагностики общие и специфические особенности развития эмоциональной сферы и музыкальной отзывчивости у детей;
5) разработать и апробировать программу, направленную на развитие эмоциональной сферы дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ.
Базой исследования стали четыре старшие и подготовительные группы детей частных детских садов г. Москвы, расположенных в ЮВАО. Экспериментальное исследование проводилось в период с 1 сентября по 27 декабря 2013 года.
Общее количество детей, принимающих участие в эксперименте (в составе экспериментальной и контрольной групп) — 61 человек. Из них 29 мальчиков, 32 девочки. Возраст детей, посещающих старшую и подготовительную группы детского сада, 5—6 лет на момент исследования. В состав экспериментальной группы вошли 31 человек, среди которых 15
4мальчиков и 16 девочек. Контрольную группу составили 30 детей: 14 мальчиков и 16 девочек.
Методологическое обоснование исследования:
Теоретико-методологические основы исследования составили фундаментальные положения общей, возрастной, детской и музыкальной психологии:
— о системном строении психики, предполагающем интеграцию когнитивных и эмоциональных процессов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин);
— о сущности эмоций и динамике развития эмоциональной сферы в детском возрасте (Л. С. Выготский, В. К. Вилюнас, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, П. М. Якобсон);
— психология музыкальных способностей (Б. М. Теплов).
— теория музыкальной деятельности (Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова);
В соответствии с поставленной целью и задачами были использованы следующие методы и методики исследования:
1) основным исследовательским методом выступили констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты;
2) тестирование;
3) наблюдение;
4) методы статистической обработки (критерий Манна — Уитни) и качественного анализа экспериментальных данных.
Методики: Диагностическая методика, измеряющая уровень музыкальной отзывчивости дошкольников (О. П. Радынова) и методика, измеряющая уровень эмоционального развития «Эмоциональная идентификация» (Е. И. Изотова).
Теоретическая значимость данной работы заключается в расширении и конкретизации знаний об эмоциональной сфере дошкольников, о специфике формирования механизмов эмоционального поведения при проведении музыкальных занятий. Полученные данные могут быть
5использованы как материал для дальнейших исследований и могут послужить основой исследований в области эмоциональной сферы детей.
Практическая значимость данного исследования заключается в разработке и апробации комплекса занятий, направленного на развитие и коррекцию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Знания о специфике эмоциональной сферы дошкольников могут способствовать повышению эффективности обучения, своевременного выявления нарушений и коррекции. На основе результатов данного исследования могут быть разработаны программы для дошкольников, направленные на формирование и развитие эмоциональной сферы детей.
Научная новизна исследования заключается в исследовании взаимосвязи музыкальной отзывчивости и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Расширены представления об эмоциональной сфере детей дошкольного возраста.
Апробация исследования: в данной работе мы разработали и апробировали программу развития эмоциональной сферы дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ.
Структура: работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы и комплекта приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность, обозначаются объект и предмет исследования, определяются его цель, гипотезы и задачи, раскрываются теоретическая и практическая значимость.
Первая глава «Теоретические аспекты эмоциональной сферы личности» состоит из четырех параграфов. Первый параграф «История изучения эмоций и чувств зарубежными и отечественными исследователями» содержит анализ литературы по проблеме изучения эмоций и чувств на основе философских трактатов Аристотеля, Р. Декарта и
6Б. Спинозы, а также — работ В. Вундта, Э. Титченера, Ч. Дарвина, У. Джеймса, Я. Г. Ланге, Дж. Уотсона, У. Кеннона, П. Барда, У. Мак-Дугалла, К. Е. Изарда, Н. Н. Ланге, В. В. Зеньковского, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца и др.
Почти все авторы, изучавшие вопросы эмоциональной сферы человека, связывают эмоции с удовлетворением потребностей, отмечают их мотивирующую роль. Многие исследователи указывают также на приоритет эмоций в жизни человека.
В целом, в области исследования эмоциональной сферы человека проведено большое количество сложных экспериментов. Но до настоящего времени психологи так и не пришли к единому мнению о природе эмоций.
Второй параграф «Эмоциональная сфера личности: основные категории и терминология» посвящен проблеме терминологии эмоций и чувств, разграничению этих понятий с их основными определениями. Указаны современные взгляды на эту проблему, имеющие расхождения. Кроме этого, во втором параграфе описываются основные признаки и функции эмоциональных состояний человека.
В третьем параграфе «Характеристика эмоциональных особенностей детей дошкольного возраста» представлен анализ специфики основных эмоциональных состояний, переживаемых детьми дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте у полноценно развивающегося ребенка чувства и эмоции начинают выполнять функции регулятора поведения, становятся мотивами действий и поступков, реализуются возможности эмоционального предвосхищения результатов своего поведения, деятельности. Отмечается также, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития эмоциональной сферы детей.
В четвертом параграфе «Диагностика эмоциональной сферы дошкольников» отмечается, она соответствует принципам общей детской психодиагностики, и осуществляется с помощью основных диагностических методов: наблюдения, беседы, эксперимента, анкетирования родителей и
7воспитателей, проективных и рисуночных методик, а также методов качественного и количественного анализа эмпирических данных.
Кроме этого, проведен краткий обзор программного содержания по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: программа социально-эмоционального развития дошкольников О. Л Князевой, Р. Б. Стеркиной. «Я — ты — мы», программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста С. В. Крюковой, Н. П. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».
Вторая глава «Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами музыкального искусства» содержит четыре параграфа. Первый параграф «Восприятие музыкальных произведений» описывает феномен музыкального восприятия. Наряду с художественным, музыкальное восприятие содержит качественные характеристики восприятия эстетического. Но при этом, музыкальное восприятие является отдельным особым видом восприятия и имеет свою специфику, отличную от художественного, эстетического, а также общего понимания восприятия.
Второй параграф «Музыкальная деятельность в дошкольном возрасте» посвящен характеру взаимодействия дошкольников с музыкой. Для ее успешного осуществления дети должны обладать комплексом музыкальных способностей, сочетающихся в понятие музыкальность. Считается, что ее ведущей составляющей является эмоциональная отзывчивость на музыку.
В третьем параграфе «Музыкальное восприятие в дошкольном возрасте» описаны особенности детского музыкального восприятия, такие как: высокая эмоциональная активность протекания процесса восприятия, конкретность восприятия музыкальных образов, творческий характер, внешние реакции, сопровождающие слушание музыки. Выделен ряд принципов, на основе которых строится музыкальное восприятие в дошкольном возрасте.