Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет «Психология образования»

Кафедра «Возрастная психология»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание степени магистра

«Анализ межличностных отношений у детей 10—15 лет в инклюзивном образовании (школа «Ковчег»)»

название ВКР

 

Направление

030300.68

Психология

 

(код)

(наименование направления)

 

Магистерская программа

Практическая психология

 

(название магистерской программы)

 

Руководитель магистерской программы

Обухова Л. Ф.

Зав. выпускающей кафедрой

Обухова Л. Ф.

Руководитель

Айсмонтас Б. Б.

Студент

Букина Е. В.

Москва, 2014

2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Несмотря на обширное количество научно-методической литературы, касающейся сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, практического опыта в Российской Федерации, к сожалению, слишком мало. Причин этому множество, и важнейшие — длительный застой системы образования и отсутствие законодательной базы, позволяющей включить в общеобразовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья, не выделяя их из социума.

Отличительной чертой инклюзивного образования в современной системе образования является обучение в общем классе по программе массовых общеобразовательных школ, в одних и тех же условиях и темпах для всех учащихся: как здоровых детей, так и детей с особенностями функционирования психической деятельности, с трудностями обучения. Особенностью социальной функции инклюзивного образования является расширение жизненного и образовательного пространства детей с разнообразными ограничениями и нарушениями здоровья, а также изменение дискриминационных стереотипов общества и формирование позитивного мнения о людях с ограниченными возможностями здоровья. Но влияние данного обучения на детей, не имеющих нарушений, ещё не изучено.

В свете этих проблем актуальным становится исследование межличностных отношений у подростков 10—15 лет, обучающихся в инклюзивной школе.

Актуальность исследования обусловлена малой изученностью особенностей межличностных отношений и самоотношения детей, обучающихся в инклюзивной школе; недостатком практического опыта работы с детьми с особенностями развития; а также практической ценностью исследования, которая заключается в том, что полученные в результате исследования теоретические и практические выводы могут быть использованы при разработке конкретных программ психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями на протяжении всего

3

периода их обучения в средних общеобразовательных учреждениях, а также при разработке мер, направленных на повышение уровня и качества образования этой группы населения. Это исследование может быть полезно при совершенствовании деятельности психологической службы образования, учреждений дополнительного образования, деятельности социальных служб и реабилитационных центров.

Цель — провести сравнительный анализ межличностных отношений детей 10—15 лет, включенных в разные образовательные среды: инклюзивную и общеобразовательную.

Объектом исследования являются межличностные отношения детей 10—15 лет.

Предмет исследования — особенности межличностных отношений детей 10—15 лет, включенных в разные образовательные среды: инклюзивную и общеобразовательную.

Гипотеза исследования:

Межличностные отношения учащихся 10—15 лет, находящихся в одной и той же социокультурной среде, но включенных в разные образовательные среды: инклюзивную и общеобразовательную, будут различаться по структуре межличностных отношений.

Задачи:

1. Дать общую характеристику изучаемому возрастному периоду, уделив особое внимание процессу становления межличностных отношений у школьников 10—15 лет;

2. Проанализировать современные теоретические и эмпирические подходы к изучению межличностных отношений детей в возрасте 10—15 лет;

3. Подобрать и апробировать методический инструментарий, позволяющий осуществить диагностику межличностных отношений у детей 10—15 лет;

4

4. Выявить отличительные особенности межличностных отношений и самоотношения у школьников, обучающихся в различных педагогических системах;

5. Исследовать особенности содержания переживаний и особенностей межличностных отношений у детей 10—15 лет инклюзивной школы.

Организация исследования.

Исследование проводилось на базе государственных школ: Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Школа здоровья» № 1321 «Ковчег» (ГБОУ СОШ «Школа здоровья» № 1321 «Ковчег») и общеобразовательная школа № 1524.

Методы анализа данных: тестирование, анкетирование, математический анализ данных.

Методики исследования:

В исследовании использовались следующие методики:

1. Проективная методика «Фильм-тест» Рене Жиля;

2. Тест на изучение Я-концепции Е. Пирса и Д. Харриса;

3. Тест диагностики межличностных отношений Т. Лири.

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось с 2012 по 2014 годы. Экспериментальными базами исследования являлись ГОУ СОШ ЮВАО и ВАО г. Москвы. В общей сложности в исследовании приняли участие 39 подростков 10—15 лет.

Характеристика выборки испытуемых: в качестве экспериментальной и контрольной групп для психологического исследования представлены учащиеся 5—8 классов государственных школ в возрасте от 10 до 15 лет. В тестировании принимали участие 19 школьников из общеобразовательной школы с интеграционным обучением № 1321 «Ковчег», из них 17 юношей и 2 девушки, и 20 школьников из общеобразовательной школы № 1524, из них — 8 юношей и 12 девушек.

Этапы исследования:

5

I этап — теоретический (2012—2013 гг.). На первом этапе был осуществлен историко-психологический и теоретико-методологический анализ, проведена систематизация литературы по проблеме исследования. Проведен анализ понятия «межличностные отношения», в результате чего определено практическое направление исследования.

II этап — эмпирический (2012—2013 гг.). На данном этапе было проведено эмпирическое исследование межличностных отношений и самоотношения подростков, находящихся в одной и той же социокультурной среде, но включенных в разные образовательные среды: общеобразовательную и инклюзивную.

III этап — заключительный (2013—2014 гг.). На данном этапе были проведены анализ, систематизация и обобщение накопленного эмпирического материала, были сформулированны выводы, определены перспективы дальнейшего исследования, оформлена диссертация. Оформлялись материалы практического исследования и осуществлялось литературное оформление диссертации в целом.

Достоверность и надежность полученных результатов и сделанных на основе выводов обеспечивается: теоретико-методологической обоснованностью рассматриваемой в диссертации проблемы и валидностью и надежностью используемых методик.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы в количестве 87 источников, 6 приложений. Объём работы — 88 страниц печатного текста, который содержит таблицы и рисунки.

6

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность работы; осуществляется постановка проблемы исследования; обозначается объект, предмет, цель, задачи исследования; выдвигается гипотеза; освещаются методы исследования; указывается методологическая основа работы; раскрывается научная новизна, практическая значимость работы.

Глава первая «Теоретические основы изучения межличностных отношений у подростков» содержит четыре параграфа.

Первый параграф теоретической главы диссертации посвящен анализу научной литературы с целью выявления психологических особенностей подросткового возраста.

Проведенный анализ позволяет отметить, что в период от 10 до 15 лет ребенок в процессе онтогенеза переживает подростковый кризис. Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является общение, которое способствует установлению межличностных отношений со сверстниками. Общение как вид деятельности в подростковом возрасте очень важен для формирования личности человека, так как способствует появлению основного новообразования этого периода онтогенеза — самосознанию или «социальному знанию».

Можно выделить следующие основные особенности подросткового возраста: потребность в активном социальном взаимодействии со сверстниками, в интимно-личностном общении, в самовыражении и самоутверждении. Причем, реализация этих потребностей сопряжена с высокой степенью эмоциональной незрелости подростков.

Во втором параграфе первой главы содержится анализ психологических особенностей подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья общение в подростковом возрасте является основным компонентом в их дальнейшей социализации. Дети с ограниченными возможностями здоровья чаще других детей оказываются в социальной изолированности со стороны сверстников,

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/studworks/BukinaEV/BAm-ma-010.htm