1 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ |
Факультет «Психология образования»
Кафедра «Возрастная психология»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание степени магистра
«Анализ межличностных отношений у детей 10—15 лет в инклюзивном образовании (школа «Ковчег»)»
название ВКР
Направление | 030300.68 | Психология |
| (код) | (наименование направления) |
Магистерская программа | Практическая психология |
| (название магистерской программы) |
Руководитель магистерской программы | Обухова Л. Ф. |
Зав. выпускающей кафедрой | Обухова Л. Ф. |
Руководитель | Айсмонтас Б. Б. |
Студент | Букина Е. В. |
Москва, 2014
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Несмотря на обширное количество научно-методической литературы, касающейся сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, практического опыта в Российской Федерации, к сожалению, слишком мало. Причин этому множество, и важнейшие — длительный застой системы образования и отсутствие законодательной базы, позволяющей включить в общеобразовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья, не выделяя их из социума.
Отличительной чертой инклюзивного образования в современной системе образования является обучение в общем классе по программе массовых общеобразовательных школ, в одних и тех же условиях и темпах для всех учащихся: как здоровых детей, так и детей с особенностями функционирования психической деятельности, с трудностями обучения. Особенностью социальной функции инклюзивного образования является расширение жизненного и образовательного пространства детей с разнообразными ограничениями и нарушениями здоровья, а также изменение дискриминационных стереотипов общества и формирование позитивного мнения о людях с ограниченными возможностями здоровья. Но влияние данного обучения на детей, не имеющих нарушений, ещё не изучено.
В свете этих проблем актуальным становится исследование межличностных отношений у подростков 10—15 лет, обучающихся в инклюзивной школе.
Актуальность исследования обусловлена малой изученностью особенностей межличностных отношений и самоотношения детей, обучающихся в инклюзивной школе; недостатком практического опыта работы с детьми с особенностями развития; а также практической ценностью исследования, которая заключается в том, что полученные в результате исследования теоретические и практические выводы могут быть использованы при разработке конкретных программ психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями на протяжении всего
3периода их обучения в средних общеобразовательных учреждениях, а также при разработке мер, направленных на повышение уровня и качества образования этой группы населения. Это исследование может быть полезно при совершенствовании деятельности психологической службы образования, учреждений дополнительного образования, деятельности социальных служб и реабилитационных центров.
Цель — провести сравнительный анализ межличностных отношений детей 10—15 лет, включенных в разные образовательные среды: инклюзивную и общеобразовательную.
Объектом исследования являются межличностные отношения детей 10—15 лет.
Предмет исследования — особенности межличностных отношений детей 10—15 лет, включенных в разные образовательные среды: инклюзивную и общеобразовательную.
Гипотеза исследования:
Межличностные отношения учащихся 10—15 лет, находящихся в одной и той же социокультурной среде, но включенных в разные образовательные среды: инклюзивную и общеобразовательную, будут различаться по структуре межличностных отношений.
Задачи:
1. Дать общую характеристику изучаемому возрастному периоду, уделив особое внимание процессу становления межличностных отношений у школьников 10—15 лет;
2. Проанализировать современные теоретические и эмпирические подходы к изучению межличностных отношений детей в возрасте 10—15 лет;
3. Подобрать и апробировать методический инструментарий, позволяющий осуществить диагностику межличностных отношений у детей 10—15 лет;
44. Выявить отличительные особенности межличностных отношений и самоотношения у школьников, обучающихся в различных педагогических системах;
5. Исследовать особенности содержания переживаний и особенностей межличностных отношений у детей 10—15 лет инклюзивной школы.
Организация исследования.
Исследование проводилось на базе государственных школ: Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Школа здоровья» № 1321 «Ковчег» (ГБОУ СОШ «Школа здоровья» № 1321 «Ковчег») и общеобразовательная школа № 1524.
Методы анализа данных: тестирование, анкетирование, математический анализ данных.
Методики исследования:
В исследовании использовались следующие методики:
1. Проективная методика «Фильм-тест» Рене Жиля;
2. Тест на изучение Я-концепции Е. Пирса и Д. Харриса;
3. Тест диагностики межличностных отношений Т. Лири.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось с 2012 по 2014 годы. Экспериментальными базами исследования являлись ГОУ СОШ ЮВАО и ВАО г. Москвы. В общей сложности в исследовании приняли участие 39 подростков 10—15 лет.
Характеристика выборки испытуемых: в качестве экспериментальной и контрольной групп для психологического исследования представлены учащиеся 5—8 классов государственных школ в возрасте от 10 до 15 лет. В тестировании принимали участие 19 школьников из общеобразовательной школы с интеграционным обучением № 1321 «Ковчег», из них 17 юношей и 2 девушки, и 20 школьников из общеобразовательной школы № 1524, из них — 8 юношей и 12 девушек.
Этапы исследования:
5I этап — теоретический (2012—2013 гг.). На первом этапе был осуществлен историко-психологический и теоретико-методологический анализ, проведена систематизация литературы по проблеме исследования. Проведен анализ понятия «межличностные отношения», в результате чего определено практическое направление исследования.
II этап — эмпирический (2012—2013 гг.). На данном этапе было проведено эмпирическое исследование межличностных отношений и самоотношения подростков, находящихся в одной и той же социокультурной среде, но включенных в разные образовательные среды: общеобразовательную и инклюзивную.
III этап — заключительный (2013—2014 гг.). На данном этапе были проведены анализ, систематизация и обобщение накопленного эмпирического материала, были сформулированны выводы, определены перспективы дальнейшего исследования, оформлена диссертация. Оформлялись материалы практического исследования и осуществлялось литературное оформление диссертации в целом.
Достоверность и надежность полученных результатов и сделанных на основе выводов обеспечивается: теоретико-методологической обоснованностью рассматриваемой в диссертации проблемы и валидностью и надежностью используемых методик.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы в количестве 87 источников, 6 приложений. Объём работы — 88 страниц печатного текста, который содержит таблицы и рисунки.
6 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность работы; осуществляется постановка проблемы исследования; обозначается объект, предмет, цель, задачи исследования; выдвигается гипотеза; освещаются методы исследования; указывается методологическая основа работы; раскрывается научная новизна, практическая значимость работы.
Глава первая «Теоретические основы изучения межличностных отношений у подростков» содержит четыре параграфа.
Первый параграф теоретической главы диссертации посвящен анализу научной литературы с целью выявления психологических особенностей подросткового возраста.
Проведенный анализ позволяет отметить, что в период от 10 до 15 лет ребенок в процессе онтогенеза переживает подростковый кризис. Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является общение, которое способствует установлению межличностных отношений со сверстниками. Общение как вид деятельности в подростковом возрасте очень важен для формирования личности человека, так как способствует появлению основного новообразования этого периода онтогенеза — самосознанию или «социальному знанию».
Можно выделить следующие основные особенности подросткового возраста: потребность в активном социальном взаимодействии со сверстниками, в интимно-личностном общении, в самовыражении и самоутверждении. Причем, реализация этих потребностей сопряжена с высокой степенью эмоциональной незрелости подростков.
Во втором параграфе первой главы содержится анализ психологических особенностей подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья общение в подростковом возрасте является основным компонентом в их дальнейшей социализации. Дети с ограниченными возможностями здоровья чаще других детей оказываются в социальной изолированности со стороны сверстников,