1 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ |
Факультет «Психология образования»
Кафедра «Дошкольная педагогика и психология»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание степени магистра
«Развитие интегративных качеств дошкольников средствами альтернативных технологий (на примере педагогической технологии Марии Монтессори)».
название ВКР
Направление | 050400.68 | Психолого-педагогическое образование |
| (код) | (наименование направления) |
Магистерская программа | Психология и педагогика развития дошкольников |
| (название магистерской программы) |
Руководитель магистерской программы | Смирнова Е. О. |
Зав. выпускающей кафедрой | Бурлакова И. А. |
Руководитель | Бурлакова И. А. |
Студент | Молоканова Е.А. |
Москва, 2014
2 Аннотация
Государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования направлены на качественно иное видение целей и задач дошкольного образования — на развитие интегративных качеств дошкольника.
В соответствии с ФГОС педагоги дошкольного учреждения должны стремиться к развитию дошкольника, а не к овладению им неким набором знаний, умений и навыков. В связи с этим возникает необходимость изменения организации воспитательного процесса, полностью исключающая подход к работе с дошкольниками по «школьной модели».
В качестве основных форм образовательной работы в ДОУ рассматриваются свободная деятельность ребенка и совместная деятельность педагога и ребенка. Именно эти формы взаимодействия являются основополагающими в системе М. Монтессори.
В диссертационном исследовании проанализирован существующий опыт применения педагогической технологии М. Монтессори с целью выявления возможностей использования его для развития интегративных качеств дошкольников и определения соответствия принципов технологии М. Монтессори федеральным государственным требованиям к дошкольному образованию.
Целью исследования является изучение возможностей технологии М. Монтессори для развития интегративных качеств у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучение принципов и особенностей педагогической технологии М. Монтессори.
2. Анализ соответствия принципов технологии М. Монтессори принципам дошкольного образования и федеральным государственным требованиям к дошкольному образованию.
3 Объектом исследования являются интегративные качества ребенка-дошкольника
Предмет исследования: возможности технологии М. Монтессори как средства развития интегративных качеств дошкольника.
Гипотезы данного исследования:
1. В образовательном процессе в ДОУ возможно сочетать технологию педагогической системы Марии Монтессори с принципами построения и реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с современными государственными требованиями.
2. Применение технологии педагогической системы Марии Монтессори в образовательном процессе способствует достижению дошкольниками планируемых результатов освоения программы и развитию интегративных качеств.
Научная новизна работы заключается в том, что анализ технологии педагогической системы М. Монтессори с позиций соответствия её принципам и требованиям федерального государственного образовательного стандарта не проводился.
Теоретическая значимость работы заключается в анализе педагогической системы М. Монтессори с позиций психолого-педагогического содержания и соответствия его принципам дошкольного образования в РФ.
Практическая значимость работы заключается в осуществлении помощи педагогам Монтессори-групп в планировании и организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.
Теоретико-методологическая основа:
1. Культурно-исторический подход (Л. С. Выготский).
2. Деятельностный подход (А. Н. Леонтьев).
43. Основой для анализа подхода к организации образовательной работы с детьми в Монтессори-группах стали взгляды Марии Монтессори и принципы Монтессори-педагогики, сформулированные её последователями (Сорокова М. Г., Сумнительный К. Е., Хилтунен Е. А. и др.).
Методы исследования:
• теоретический анализ;
• метод включенного наблюдения;
• мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы.
Научная новизна работы заключается в том, что анализ технологии педагогической системы М. Монтессори с позиций соответствия её принципам и требованиям федерального государственного образовательного стандарта не проводился.
Теоретическая значимость работы заключается в анализе педагогической системы М. Монтессори с позиций психолого-педагогического содержания и соответствия его принципам дошкольного образования в РФ.
Практическая значимость работы заключается в осуществлении помощи педагогам Монтессори-групп в планировании и организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, списка используемой литературы, заключения, 1 приложения. Текст иллюстрирован 6 таблицами и рисунком. Диссертация выполнена на факультете «Психология образования» Московского государственного психолого-педагогического университета в 2013—2014 г.
5 Основное содержание работы
Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируются объект, предмет, цель, задачи; раскрывается методологическое основание диссертации; дается характеристика научной, теоретической и практической значимости; представлены основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе диссертации анализируется педагогическая система М. Монтессори, опыт практического применения Монтессори-метода, определяется его соответствие федеральным государственным требованиям к дошкольному воспитанию.
Первый раздел первой главы посвящен анализу педагогической системы М. Монтессори. Философское обоснование Монтессори-метода заключается в организации воспитательной деятельности в соответствии с «естественными проявлениями ребенка», предусматривает индивидуализацию педагогического процесса, направленного на развитие личности.
Использование системы М. Монтессори в мировой педагогической практике прошло ряд этапов от осмысления и внедрения идей в практику образовательных учреждений до формирования собственных национальных «школ» в странах Европы, Америки, Азии и их вступления в мировое Монтессори — сообщество.
В России в 1910—1930-е годы идеи Монтессори также нашли ряд сторонников. Первую масштабную и глубокую попытку реализовать систему М. Монтессори предприняла Юлия Ивановна Фаусек (1863—1942).
С методом Монтессори был знаком — выступал с критическими замечаниями, но и признавал его достоинства («сенситивные периоды») — Лев Семенович Выготский (1896—1934).
Анализ практики возрождения педагогической системы М. Монтессори в отечественной педагогике, а также научных исследований в
6направлении развития гуманистической педагогики (Сорокова М. Г., Хилтунен Е. А., Сумнительный К. Е., Богуславский М. В.) показывает, что во многом этот процесс происходит стихийно, опираясь на энтузиазм последователей М. Монтессори и Ю. И. Фаусек, без учёта уже сложившегося исторического опыта.
Педагогическую систему М. Монтессори отличает от многих предшествовавших систем недирективная форма обучения: процесс занятий развивается в доступной для ребенка форме практической или игровой деятельности, в индивидуальном ритме и направлении, с учетом его потребностей и интересов.
Основные положения Монтессори-метода состоят в следующем:
— Развитие и обучение ребенка происходит в форме игровых упражнений и самостоятельной познавательной деятельности;
— Индивидуальный подход к ребенку позволяет педагогу прослеживать его развитие, предлагать различные вида деятельности и действий с материалами, постепенно усложняя задачу, но ни в коем случае не навязывая их ребенку помимо его воли (ориентировка на зону ближайшего развития);
— Специально созданная развивающая среда Монтессори позволяет детям проявлять свою индивидуальность, самостоятельно выбирать дидактические игрушки / материалы и регулировать продолжительность занятий с ними;
— Роль педагога — не обучать, а руководить свободной самостоятельной деятельностью ребенка.
Во втором разделе первой главы освещаются современные государственные требования к результатам дошкольного образования, дается подробный анализ интегративных качеств ребенка дошкольного возраста.
В связи с изменением статуса дошкольной ступени в системе непрерывного образования, внесены коррективы в цели и задачи