Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет «Психология образования»

Кафедра «Дошкольная педагогика и психология»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание степени магистра

«Развитие интегративных качеств дошкольников средствами альтернативных технологий (на примере педагогической технологии Марии Монтессори)».

название ВКР

 

Направление

050400.68

Психолого-педагогическое образование

 

(код)

(наименование направления)

 

Магистерская программа

Психология и педагогика развития дошкольников

 

(название магистерской программы)

 

Руководитель магистерской программы

Смирнова Е. О.

Зав. выпускающей кафедрой

Бурлакова И. А.

Руководитель

Бурлакова И. А.

Студент

Молоканова Е.А.

Москва, 2014

2

Аннотация

Государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования направлены на качественно иное видение целей и задач дошкольного образования — на развитие интегративных качеств дошкольника.

В соответствии с ФГОС педагоги дошкольного учреждения должны стремиться к развитию дошкольника, а не к овладению им неким набором знаний, умений и навыков. В связи с этим возникает необходимость изменения организации воспитательного процесса, полностью исключающая подход к работе с дошкольниками по «школьной модели».

В качестве основных форм образовательной работы в ДОУ рассматриваются свободная деятельность ребенка и совместная деятельность педагога и ребенка. Именно эти формы взаимодействия являются основополагающими в системе М. Монтессори.

В диссертационном исследовании проанализирован существующий опыт применения педагогической технологии М. Монтессори с целью выявления возможностей использования его для развития интегративных качеств дошкольников и определения соответствия принципов технологии М. Монтессори федеральным государственным требованиям к дошкольному образованию.

Целью исследования является изучение возможностей технологии М. Монтессори для развития интегративных качеств у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучение принципов и особенностей педагогической технологии М. Монтессори.

2. Анализ соответствия принципов технологии М. Монтессори принципам дошкольного образования и федеральным государственным требованиям к дошкольному образованию.

3

Объектом исследования являются интегративные качества ребенка-дошкольника

Предмет исследования: возможности технологии М. Монтессори как средства развития интегративных качеств дошкольника.

Гипотезы данного исследования:

1. В образовательном процессе в ДОУ возможно сочетать технологию педагогической системы Марии Монтессори с принципами построения и реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с современными государственными требованиями.

2. Применение технологии педагогической системы Марии Монтессори в образовательном процессе способствует достижению дошкольниками планируемых результатов освоения программы и развитию интегративных качеств.

Научная новизна работы заключается в том, что анализ технологии педагогической системы М. Монтессори с позиций соответствия её принципам и требованиям федерального государственного образовательного стандарта не проводился.

Теоретическая значимость работы заключается в анализе педагогической системы М. Монтессори с позиций психолого-педагогического содержания и соответствия его принципам дошкольного образования в РФ.

Практическая значимость работы заключается в осуществлении помощи педагогам Монтессори-групп в планировании и организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.

Теоретико-методологическая основа:

1. Культурно-исторический подход (Л. С. Выготский).

2. Деятельностный подход (А. Н. Леонтьев).

4

3. Основой для анализа подхода к организации образовательной работы с детьми в Монтессори-группах стали взгляды Марии Монтессори и принципы Монтессори-педагогики, сформулированные её последователями (Сорокова М. Г., Сумнительный К. Е., Хилтунен Е. А. и др.).

Методы исследования:

•  теоретический анализ;

•  метод включенного наблюдения;

•  мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы.

Научная новизна работы заключается в том, что анализ технологии педагогической системы М. Монтессори с позиций соответствия её принципам и требованиям федерального государственного образовательного стандарта не проводился.

Теоретическая значимость работы заключается в анализе педагогической системы М. Монтессори с позиций психолого-педагогического содержания и соответствия его принципам дошкольного образования в РФ.

Практическая значимость работы заключается в осуществлении помощи педагогам Монтессори-групп в планировании и организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, списка используемой литературы, заключения, 1 приложения. Текст иллюстрирован 6 таблицами и рисунком. Диссертация выполнена на факультете «Психология образования» Московского государственного психолого-педагогического университета в 2013—2014 г.

5

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируются объект, предмет, цель, задачи; раскрывается методологическое основание диссертации; дается характеристика научной, теоретической и практической значимости; представлены основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе диссертации анализируется педагогическая система М. Монтессори, опыт практического применения Монтессори-метода, определяется его соответствие федеральным государственным требованиям к дошкольному воспитанию.

Первый раздел первой главы посвящен анализу педагогической системы М. Монтессори. Философское обоснование Монтессори-метода заключается в организации воспитательной деятельности в соответствии с «ес­тественными проявлениями ребенка», предусматривает индивидуализацию педагогического процесса, направленного на разви­тие личности.

Использование системы М. Монтессори в мировой педагогической практике прошло ряд этапов от осмысления и внедрения идей в практику образовательных учреждений до формирования собственных национальных «школ» в странах Европы, Америки, Азии и их вступления в мировое Монтессори — сообщество.

В России в 1910—1930-е годы идеи Монтессори также нашли ряд сторонников. Первую масштабную и глубокую попытку реализовать систему М. Монтессори предприняла Юлия Ивановна Фаусек (1863—1942).

С методом Монтессори был знаком — выступал с критическими замечаниями, но и признавал его достоинства («сенситивные периоды») — Лев Семенович Выготский (1896—1934).

Анализ практики возрождения педагогической системы М. Монтессори в отечественной педагогике, а также научных исследований в

6

направлении развития гуманистической педагогики (Сорокова М. Г., Хилтунен Е. А., Сумнительный К. Е., Богуславский М. В.) показывает, что во многом этот процесс происходит стихийно, опираясь на энтузиазм последователей М. Монтессори и Ю. И. Фаусек, без учёта уже сложившегося исторического опыта.

Педагогическую систему М. Монтессори отличает от многих предшествовавших систем недирективная форма обучения: процесс занятий развивает­ся в доступной для ребенка форме практической или игровой деятельности, в индивидуальном ритме и направлении, с учетом его потребностей и интересов.

Основные положения Монтессори-метода состоят в следующем:

— Развитие и обучение ребенка происходит в форме игровых упражнений и самостоятельной познавательной деятельности;

— Индивидуальный подход к ребенку позволяет педагогу прослеживать его развитие, предлагать различные вида деятельности и действий с материалами, постепенно усложняя задачу, но ни в коем случае не навязывая их ребенку помимо его воли (ориентировка на зону ближайшего развития);

— Специально созданная развивающая среда Монтессори позволяет детям проявлять свою индивидуальность, самостоятельно выбирать дидактические игрушки / материалы и регулировать продолжительность занятий с ними;

— Роль педагога — не обучать, а руководить свободной самостоятельной деятельностью ребенка.

Во втором разделе первой главы освещаются современные государственные требования к результатам дошкольного образования, дается подробный анализ интегративных качеств ребенка дошкольного возраста.

В связи с изменением статуса дошкольной ступени в системе непрерывного образования, внесены коррективы в цели и задачи

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/studworks/MolokanovaEA_2014/MRi-ma-010.htm