1 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ |
Факультет «Психология образования»
Кафедра «Педагогическая психология»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание степени магистра
«Психолого-педагогический анализ настольных развивающих игр для достижения метапредметных образовательных результатов начальной школы (1—2 классы)»
название ВКР
Направление | 050400.68 | Психолого-педагогическое образование |
| (код) | (наименование направления) |
Магистерская программа | Обучение и развитие младших школьников |
| (название магистерской программы) |
Руководитель магистерской программы | Гуружапов В. А. |
Зав. выпускающей кафедрой | Гуружапов В. А. |
Руководитель | Мещерякова И. А. |
Студент | Маслова О. В. |
Москва, 2014
2 Общая характеристика исследования
Исследование посвящено психолого-педагогическому анализу влияния настольных развивающих игр для достижения метапредметных образовательных результатов учеников начальной школы.
Актуальность исследования. Актуальность данной работы продиктована тем, что новый образовательный стандарт нацелен не только на предметные результаты (знания, умения, опыт творческой деятельности и др.), но и провозглашает важность метапредметных результатов (способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях), а также личностных результатов (системы ценностных ориентаций, интересов, мотивации и т. п.). «На ступени начального общего образования должно быть осуществлено формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».
По мнению А. В. Хуторского, «включение метапредметности в общеобразовательные стандарты, является прогрессивным шагом, однако сама суть такого содержания, в стандартах не раскрыта», что особо подчеркивает актуальность темы данного исследования.
Достижение метапредметных результатов, по мнению некоторых учёных современной педагогики, опирается на формирование ключевых компетенций, которые способны обеспечить эффективную деятельность в различных сферах человеческой жизни. Так, по мнению О. Лебедева, для достижения метапредметных результатов образования нужны «особые педагогические условия, создание которых может стимулироваться оцениванием образовательных результатов». Решать эти задачи помогают также центры дополнительного образования где проводится целая система развивающих занятий и игр.
3Развивающие игры для младших школьников являются обязательной частью учебного и внешкольного процесса, потому что благодаря им дети в доступной и интересной форме могут не только усвоить определённую информацию, но и приобрести тягу к знаниям. Так как в младших классах основной упор делается на то, чтобы ребёнок научился основным приёмам методам чтения, письма и счёта, современные развивающие игры для детей обязательно включают образовательный элемент, но в значительно меньшем количестве, чем для учеников старших классов. Развитие памяти, логики, внимания у младших школьников также в значительной мере достигается благодаря играм, но при этом обязательно надо учитывать существующие рекомендации относительно выбора и проведения игр.
Для того чтобы правильно составить и провести игру, вне зависимости от того, какую цель она преследует и какие образовательные задачи поставлены перед педагогом или психологом, следует обязательно учитывать некоторые особенности психологии и восприятия действительности в целом детьми младшего школьного возраста.
Проведение развивающих игр должно быть основано на следующих методических рекомендациях и принципах. Во-первых, для учеников младших классов стоит подбирать только те игры, условия которых не являются слишком сложными для определённой возрастной категории, во избежание того, чтобы дети не утратили интерес в процессе игры.
Следует обязательно соотносить нагрузку с возрастом школьников — для первоклассников, например, недопустимыми считаются те игры, которые подразумевают долгое сидение за партой или столом, а также силовую перегрузку.
Во время протекания образовательного процесса в игровой форме учитель должен чередовать виды деятельности; это также может быть и несколько различных по форме игр.
В случае если правила образовательной игры подразумевают то, что учеников при определённых условиях выпадает из игрового процесса, то этот
4период рекомендуется сократить до минимума. В противно случае ребёнок, скорее всего, вновь вернётся в игру сам, без разрешения педагога и вопреки существующим правилам.
Учителям и психологам следует помнить при выборе и проведении игры о том, что вне зависимости от предмета, изучение которого она подразумевает, она обязательно должна включать элемент, собственно, игры, а не только образования. Например, психологам известно, что дети младшего школьного возраста очень любят те игры, которые предполагают «замирание» в определённой позе. Кроме того, что это позволяет развиться функции торможения, элемент можно использовать и для решения образовательных задач.
Интерес для младших школьников представляют современные настольные и развивающие игры. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися.
Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.
Объектом исследования являются метапредметные компетенции (а именно коммуникативные навыки, мотивация достижений, интеллектуально-когнитивные способности) у младших школьников.
Предметом исследования в данной работе является развитие метапредметных компетенций у учащихся 1—2 классов в процессе развивающих игр в условиях игротерапевтической группы.
Цель исследования данной работы — проследить динамику формирования метапредметных компетенций у младших школьников, занимающихся в игротерапевтической группе дополнительного образования и разработать рекомендации по применению современных настольных и
5развивающих игр для школьных психологов и педагогов дополнительного образования. Цель нашей экспериментальной работы предполагает экспериментальную проверку модели развития метапредметных компетенций учащихся начальных классов посредством развивающих настольных игр, а также педагогических условий ее реализации.
Данная цель порождает группу задач, на решение которых будет направлено данное исследование:
Проанализировать теоретические подходы к определению понятия метапредметных компетенций у младших школьников (в научных трудах и других авторов).
Изучить психолого-педагогический опыт исследования метапредметных компетенций у младших школьников.
Гипотезой данного исследования является включение в содержание обучения (в рамках дополнительного образования) настольных развивающих игр и заданий, направленных на развитие метапредметных компетенций, которые будут способствовать развитию метапредметных компетенций младших школьников.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
Раскрыты представления о метапредметных образовательных результатах, рассмотрены в терминах и понятиях психолого-педагогической науки.
Определены психолого-педагогические условия, способствующие развитию метапредметных образовательных результатов начальной школы.
Практическая значимость исследования.
• помочь детям 1—2 классов в освоении навыков коммуникативного общения, умения принимать новый коллектив и уважительно относиться к каждому из его участников;
• научить детей навыкам сотрудничества со взрослым и одноклассниками;
6• создать благоприятную обстановку для развития личности ребёнка;
• помочь справиться с неосознанными проявлениями и функциональными состояниями (тревога, агрессия, страх) и т. д.
Результатом проведенного исследования будут являться рекомендаций по проведению игровых занятий для педагогов дополнительного образования, предусматривающих развитие метапредметных компетенций у младших школьников, в частности мотивации достижений, коммуникативных навыков и т. д..
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, 7 параграфов, заключения, библиографии, 2 приложений. В текст включены 10 таблиц. Список литературы содержит 78 источника, в том числе 3 на английском языке.
Основное содержание работы
Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются его объект, предмет, цель и задачи, формулируется гипотеза, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе диссертации анализируются исследования, посвященные истории, предшествующей современным подходам к пониманию метапредметных компетенций.
В исследовании метапредметных компетенций младших школьников рассматриваются так же нынешний вариант федеральных государственных образовательных стандартов, который включает в качестве обязательного требования обеспечение, проверку и оценку метапредметных образовательных результатов учеников.
В работе проводится анализ и исследуются понятия «метапредметность», «метапредметное содержание образования», «метапредметная деятельность», «первосмыслы», «метапредметные